Этика в России

Религиозно-этическая мысль в России в XVII в. выразилась в противостоянии официальной церкви и раскольников, патриарха Никона (1605–1681) и протопопа Аввакума (1620/21-1681). Следует отметить и религиозно-философские произведения Григория Сковороды (1722–1792), труды деятелей церкви, таких как Дмитрий Ростовский (1651–1709), Серафим Саровский (1759–1833), поучения Оптинских старцев (вторая половина XIX – начало ХХ вв.).

Впервые изложение философско-этической проблематики начинается в Московском и Петербургском университетах с опорой на философско-этические труды Христиана Вольфа и его интерпретаторов. Русские и немецкие лекторы брали лучшее, что было в западной (прежде всего немецкой) философии. Яков Козельский (ок. 1728 – ок. 1794), близкий к Московскому университету, Александр Николаевич Радищев (1749–1802) и Николай Иванович Новиков (17441818) высказывали антропоцентристские идеи. Радищев, обличая пороки крепостничества, опирался на французских просветителей. В числе первых лекторов по нравственной философии был Дмитрий Николаевич Синьковский (ум. 1792), который считал, что познание нравов осуществляется по словам и действиям людей. Высоко оценивал Лейбница и Локка за рассуждения о нравах Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Труд Александра Петровича Куницына (1783–1840) «Право естественное», опиравшийся на идеи Канта и Руссо, был запрещен в 1820 г., а сам профессор уволен. Гонения на философию продолжались и достигли предела в 1850–1860 гг.

Развитие этических взглядов, особенно обращение к проблемам нравственного воспитания, отличало взгляды Николая Ивановича Пирогова (1810–1881), Константина Дмитриевича Ушинского (18241871), Петра Федоровича Каптерева (1848–1922). Проблемы нравственно-патриотического воспитания, формирования личности, связь нравственного, религиозного и политического воспитания – предмет постоянных дискуссий западников и славянофилов. На развитие русской этической мысли оказали заметное влияние «Философические письма» Петра Яковлевича Чаадаева (1794–1856) и разработка антропологического принципа в философии Николая Гавриловича Чернышевского (1828–1889). Этические взгляды великих писателей-философов Льва Николаевича Толстого (1828–1910) и Федора Михайловича Достоевского (1821–1881) оказали воздействие на мировую философско-этическую мысль. «Оправдание добра» Владимира Сергеевича Соловьева (1853–1900) в еще большей мере усилило интерес русских мыслителей к философско-этической и религиозно-этической проблематике, определило своеобразие русской религиозно-философской мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: