Глава 7. Этика в XX в

В ХХ в. трагичность взаимосвязи личности и общества, осознание реальности гибели человечества определили внимание к проблеме человека, в которой существенной составляющей являются проблемы этические. Вывод Спенсера, что «мораль есть не что иное, как приспособление организма к окружающей среде на уровне человека», получил подтверждение в том, что главной практической задачей для человечества стали проблемы выживаемости.

Обратимся к проблемам этики. На рубеже XIX-ХХ вв. наиболее авторитетным стало учение неокантианцев Баденской школы – Генриха Риккерта (1863–1936) и Вильгельма Виндельбанда (1848–1915), основателей «философии ценностей», или аксиологии. Им противостояло учение Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895). Учение марксизма всю этику Нового времени рассматривало как словесное прикрытие своекорыстного буржуазного интереса, а истинной моралью считало мораль пролетарскую. Генетически марксизм в этике оказывается вариантом «теории полезности» с использованием гегелевской диалектики. Продолжает развиваться эволюционная этика (Джулиан Хаксли). Американская этика прагматизма – Уильям Джеймс (1842–1910), Джон Дьюи (1859–1952), – обращенная к практике, оказалась связана с психологией и педагогикой.

Благодаря Джорджу Эдварду Муру (1873–1958) в Англии неопозитивизм произвел переворот в этике. Его «Принципы этики» (1903) заложили основы методологии, которая определила возникновение метаэтики, исследующей не поступки людей, их поведение, нормы и оценки, а логику и язык морали. Английские философы называют Мура «Кантом ХХ века… совершившим революцию в этике». Недостатком всей этики Мур считает то, что вместо выяснения сущности понятия «добра» – фундаментального для этики – оно смешивается со свойствами конкретных вещей или явлений. Сам Мур утверждает неопределимость понятия «добра» именно потому, что это простое, неразложимое понятие, подобное понятию «желтое», постигаемое интуитивно. Продолжая критику традиционной этики, Альфред Джулс Айер (1910–1989), опираясь на принцип верификации (проверка с точки зрения истинности суждений факта и суждений ценности), отрицает возможность теоретической этики и подчеркивает политическую направленность нормативной этики. Людвиг Витгенштейн (1889–1951) считает, что проблемы морали относятся к области не научного знания, а религии, ибо в них можно верить, но не знать. В дальнейшем представители лингвистического анализа языка морали, такие как Гилберт Райл (1900–1976), разрабатывая метаэтику по сути дела, утрачивают интерес к собственно этическим проблемам.

Учитывая условность любой классификации и вместе с тем ее необходимость, можно различить этические направления ХХ в. по двум критериям: толкованию источника морали и предпочтению сближения этики с естественными, социальными или языковедческими науками, художественным творчеством и религией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: