Логистический процесс на складе. Логистический процесс на окладе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами

Логистический процесс на окладе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, пере­работки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные об­ласти, рассматриваемые на микроуровне.

Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает:

- снабжение запасами;

- контроль за поставками;

- разгрузку и приемку грузов;

- внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов;

- складирование и хранение грузов;

- комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и от­грузку;

- транспортировку и экспедицию заказов;

- сбор и доставку порожних товароносителей;

- контроль за выполнением заказов;

- информационное обслуживание склада;

- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).

Функционирование всех составляющих логистического процесса.

Должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвиже­нием груза на складе с минимальными затратами.

Условно весь процесс можно разделить на три части:

1) операции, направленные на координацию службы закупки;

2) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией;

3) операции, направленные на координацию службы продаж.

Снабжение запасами. Координация службы закупки осуществля­ется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответ­ствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно согласовываться со службой продаж и имеющейся мощностью склада.

Контроль за поставками. Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.

Разгрузка и приемка грузов. При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «Базис поставки»). Соответственно подготавлива­ются места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное обо­рудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и кон­тейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позво­ляют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются про­стои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения.

Проводимые на данном этапе операции включают:

- разгрузку транспортных средств;

- контроль документального и физического соответствия зака­зов поставки;

- документальное оформление прибывшего груза через инфор­мационную систему;

- формирование складской грузовой единицы.

Внутрискладская транспортировка. Внутрискладская транспорти­ровка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполня­ется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов. Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквоз­ным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполне­ния операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.

Складирование и хранение. Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип зонального складирования — эффективное использование зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования, и в первую очередь склад­ского оборудования.

Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нор­мальных условий работы подъемно-транспортных машин и меха­низмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования.

Процесс скла­дирования и хранения включает:

- закладку груза на хранение;

- хранение груза и обеспечение соответствующих для этого ус­ловий;

- контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.

Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с зака­зами потребителей.

Комплектация и отгрузка заказов включают:

- получение заказа клиента (отборочный лист);

- отбор товара каждого наименования по заказу клиента;

- комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;

- подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);

- документальное оформление подготовленного заказа и конт­роль за подготовкой заказа;

- объединение заказов клиентов в партию отправки и оформле­ние транспортных накладных;

- отгрузку грузов в транспортное средство.

Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комп­лектации. Подготовка и оформление документации осуществляются через информационную систему. Адресная система хранения позво­ляет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать отпуск товара со склада. При комплектации отправки благодаря информационной системе облегчается выполнение функции объединения грузов в экономичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный маршрут доставки заказов. Отгрузка ведется на погрузочной рампе (требования к проведению эффективной отгрузки аналогичны требованиям к разгрузке).

Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запасы по­требителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономически оправдана централизованная доставка заказов складом.

В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршру­там доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.

Сбор и доставка порожних товароносителей играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выпол­няется график их обмена с потребителями.

Информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функ­ционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на авто­матизированных складах).

Информационное обслуживание охва­тывает:

- обработку входящей документации;

- предложения по заказам поставщиков;

- оформление заказов поставщиков;

- управление приемом и отправкой;

- контроль наличия товаров на складе;

- прием заказов потребителей;

- оформление документации отправки;

- диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партии отгрузки и маршруты доставки;

- обработку счетов клиентов;

- обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем организации;

- различную статистическую информацию.

Контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания кли­ентов. На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания. Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупателей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов.

Выделяют три основные категории элементов об­служивания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как про­дажных, так и послепродажных услуг.

К продажным услугам относят:

- сортировку товаров;

- полную проверку качества поставляемых товаров;

- фасовку и упаковку;

- замену заказанного товара (изменение заказа);

- экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки;

- информационные услуги;

- заключение договоров с транспортными агентствами.

Послепродажные услуги охватывают спектр услуг, оказываемых потребителям продукции:

- установку изделий;

- гарантийное обслуживание;

- обеспечение запасными частями;

- временную замену товаров;

- прием дефектной продукции и замену ее.

Рациональное осуществление логистического процесса на складе — залог его рентабельности.

Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться:

- рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;

- эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;

- использования универсального оборудования, выполняющего Различные складские операции, что дает существенное сокращение Парка подъемно-транспортных машин;

- минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;

- применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;

- максимального использования возможностей информацион­ной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информацией, и т. д.

Иногда резервы рациональной организации логистического процесса, пусть и не столь значительные, заключаются в весьма простых вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении освещения, организации рабочего места. В поиске резервов эффективности функционирования склада нет мелочей, все должно анализироваться, а результаты анализа — использоваться для улучшения организации логистического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: