Врачи в Спарте еще со времен ее основателя Ликурга (легендарный законодатель) были почитаемой кастой. Они относились к высшим государственным чиновникам. Специальный совет принимал решение – оставлять в живых того или иного больного, новорожденного. Смерть в Спарте всегда предпочиталась болезни и немощи.
Гиппократ поклонялся богу врачевания Асклепию (римское название Эскулап) и выдвинул положение, что бог Асклепий сильнее смерти. Отсюда развивалось положение, что врач никогда не должен останавливать борьбу за жизнь больного, а бороться за нее до биологической смерти – наступления трупных пятен, которым предшествует остановка дыхания и деятельности сердца, устанавливаемая по пульсу.
Из опыта Спарты Гиппократ заимствовал идеи пропаганды здорового образа жизни. Эти идеи пропагандировались государством, и их нарушителей настигала смерть. Гиппократ учил следованию этим правилам сознательно. В свод этих правил входили: умеренность в пище и половой жизни, ежедневные физические и умственные упражнения, воздержание от употребления алкоголя, наркотиков, веселые танцы и др. Гиппократ придавал огромное значение психологическому воздействию врача на пациента. Требовал здорового внешнего вида, чистоты, соответствующей одежды. Он, обращаясь к врачу, говорил: «Ты врачевать собрался род людей, а сам покрыт вонючею паршой». Это сегодня надо напомнить врачам – курцам, любителям алкоголя. И не в меньшей мере врачевателям душ человеческих – психологам.
|
|
В многочисленных трудах Авиценны не удалось отыскать понятия «социальная медицина». Тысячу лет назад и традиционная клиническая медицина выглядела примитивно в сравнении с нынешней, насыщенной современными методами и технологиями, лабораторными, инструментальными средствами диагностики, фармацевтическими, хирургическими, физиотерапевтическими и другими методами лечения. Однако, именно недостаточность представлений о физиологии, патофизиологии и крайняя ограниченность в средствах коррекции отклонений в функционировании разных органов и систем организма, заставляла внимательно наблюдать за факторами внешней среды, негативно влияющими на организм и формировать образ жизни, оберегающий от таинственных, многочисленных болезней и недугов. Наука о здоровье сочеталась с медициной, философией, логикой жизни, психологией, физикой, науками о природе, науками о нравах, поэзией и пр. Не случайно многие ученые того времени были энциклопедически разносторонни и оставили заметный след во многих областях знаний.
Авиценна (Абу Али Ал – Хусейн Ибн Абдалах Ибн Ал – Хасан Ибн Али Ибн-Сина) принимал больных бесплатно, считал, что этим путем может получить необходимую практическую подготовку. Тогда не был так развит современный прагматизм, который тормозит приобретению практических навыков студентами, сводя образование сугубо к часам, выделенным для практики расписанием. Однако именно активная и безвозмездная практическая деятельность открыла перед Авиценной широкие возможности для самообразования.
|
|
Основной труд, посвященный медицине, написанный Авиценной «Канон врачебной науки», представляет собой энциклопедию медицинских знаний того времени. «Канон» разделен на пять книг: об общих вопросах врачебной науки; о простых лекарствах; о частых заболеваниях, внешних и внутренних, поражающие различные органы человека от темени и до стопы; о частных заболеваниях, которые, возникая, не ограничиваются каким-либо одним органом, и о придании красоты; о составлении лекарств, т.е. фармакопея.
Третья часть первой книги посвящена проблеме сохранения здоровья, что особенно важно для практики социальной медицины.
За пошедшие тысячу лет многие рекомендации и объяснения, безусловно, устарели и ныне выглядят примитивно. Но общие подходы весьма ценны и для нынешней социальной медицины, при том ни одного слова из них нельзя выбросить.
Авиценна считал, что в искусстве сохранения здоровья основное внимание следует уделять уравновешиванию семи факторов:
1. уравновешенность натуры;
2. выбор пищи и питья;
3. очистка [тела] от излишков;
4. сохранение [правильного] телосложения;
5. улучшение того, что вдыхается через нос;
6. приспособление одежды;
7. уравновешенность физического и духовного движения.
Важное значение для развития идей социальной медицины имело мировоззрение Аби Али Ибн-Сины. Главным, дошедшим до нас философским трудом мыслителя-врача, есть обширная энциклопедия философских наук «Кита аш-шифа» (Книга исцеления).
Она состоит из 18 книг, формирующих четыре раздела науки исцеления: логика, физики (естественные науки), математика и метафизика (философия и теология). Ибн-Сина находился на позициях Аристотеля и творчески развивал его учение. В своем мировоззрении Авиценна активно и последовательно проводил идеи социальной справедливости, что важно не только для социальной медицины, но и является важнейшей этической ценностью социальной работы в целом. Значение социальной справедливости был для Авиценны не на уровне теории, а определялось глубинным мировоззренческим смыслом.
Нельзя не обратить внимание на то, что главный медицинский труд Авиценна назвал «Каноном врачебной науки», а главное мировоззренческое произведение – «Книгой исцеления». Познав теоретические и практические мировоззренческие проблемы, человек получает возможность для истинного исцеления, как души, так и тела, в отличие от лечебной помощи заболевшему, реализуемой медицинскими технологиями.
Для практики социальной работы представляет интерес и выделение в практической философии трех видов блага: благо личности (этика), благо семьи (экономика) и благо государства (политика). Этот взгляд с тысячелетней историей может представлять интерес для современной социальной работы в разрезе каждого блага. Но следует обратить внимание на благо семьи, которая находится в глубоком кризисе и пока для ее спасения чаще применяются психологические, чем экономические методы и технологии.