double arrow

Государственное управление безопасностью труда

Обеспечение безопасности жизнедеятельности достигается в конечном счете правильностью и своевременностью принимаемых соответствующих управленческих решений как в масштабах страны, так и в отраслях и на отдельно взятых производственных объединениях, предприятиях и организациях. Эффективными будут решения, принимаемые в русле единой государственной политики. Рассмотрим более подробно принципы политики в области безопасности труда.

Основные принципы изложены в федеральных законах. Законодательными документами охраны труда являются Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон № 181–ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», 1999 г.. В Основах зафиксированы права каждого гражданина Российской Федерации по охране труда, в частности:

а) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

б) на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;

в) на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов;

г) на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

д) на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счет средств работодателя и некоторые другие.

Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет (с 2000 года с 21 года согласно Основам законодательства об охране труда) на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра.

Работники в возрасте до 18 лет подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру. Законодательством Российской Федерации может быть установлен более высокий возраст для прохождения ежегодных обязательных медицинских осмотров. Медицинские осмотры лиц моложе 21 года осуществляются за счет средств работодателя.

Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным сверхурочным работам и работам в выходные дни.

Работником моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.

При использовании на производстве труда женщин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.

Для лиц в возрасте 16…18 лет установлена сокращенная продолжительность рабочей недели 36 ч, а для лиц в возрасте 15 лет – 24 ч. Их запрещено привлекать к ночным и сверхурочным работам в выходные дни.

Ограничено применение труда подростков по переноске тяжестей, а если же работа связана только с переноской тяжестей, то масса разово поднимаемого груза не должна превышать 4,1 кг (юноши), девушкам постоянно поднимать и переносить грузы не разрешается. Все лица моложе 18 лет обязательно проходят профилактические медицинские осмотры.

Анатомо-физиологические особенности женщин в некоторых случаях при неудовлетворительной производственной обстановке могут способствовать возникновению гинекологических заболеваний и повлиять на репродуктивную функцию женщин. Неблагоприятное влияние на состояние здоровья женщин оказывают повышенная трудоемкость, нервная напряженность и монотонность труда. Поэтому для работающих женщин регламентируют предельные величины переноски и перемещения грузов; вводят более благоприятные режимы труда и отдыха; ограничивают использование труда женщин в ночное время; устанавливают для них режим работы с неполным рабочим днем или с неполной рабочей неделей.

Максимальная масса поднимаемого и перемещаемого женщинами груза, при условии чередования этого процесса с другими видами работ, составляет 15 кг, при подъеме на высоту более 1,5 м – 10 кг, при постоянном перемещении тяжестей в течение рабочей смены – 10 кг. Суммарная масса груза, перемещаемого женщинами в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать 175 кг.

Поскольку организм женщин особенно уязвим в период беременности, существует необходимость перевода женщин на определенное время на работы, не связанные с опасностью воздействия тяжелых и вредных условий труда.

Система законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности труда

Нормативные правовые акты по охране труда включают в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы) Минздрава России, Правила безопасности (ПБ) Госгортехнадзора России; документацию Госэнергонадзора России, основными нормативными документами которой являются Правила устройства электроустановок (ПУЭ); Правила эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ) и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок (ПТБ); систему строительных норм и правил (СНиП) Госстроя России. Начат выпуск межотраслевых правил по охране труда (ПОТМ) Минтрудом России. Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является система стандартов безопасности труда (ССБТ) Госстандарта России.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) - одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы в ГСС-12.

ССБТ включает в себя несколько подсистем:

Шифр подсистемы Подсистемы ССБТ    
       
  Организационно - методические стандарты     Разделы: «Требования безопасности» стандартов и технических условий на выпускаемое производственное оборудование и технологические процессы
     
  Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов  
     
  Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию  
     
  Стандарты требований безопасности к производственным процессам  
     
  Стандарты требований безопасности к средствам защиты  
     
  Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям  

Стандарты подсистемы "0" устанавливают цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть этой подсистемы составляют стандарты предприятий (СТП) и отраслевые стандарты (ОСТы).

Стандарты подсистемы "1" устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и средства защиты работающих от их воздействия; методы контроля уровня указанных факторов.

Стандарты подсистемы "2" устанавливают общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы "3" устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы "4" устанавливают требования безопасности к средствам защиты.

Стандарты подсистемы "5" устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

В ССБТ принята следующая система обозначений:

ГОСТ 12. Х. ХХХ – ХХ
Шифр ССБТ в государственной системе стандартизации Шифр подсистемы Порядковый номер стандарта в подсистеме Последние две цифры года утверждения или пересмотра стандарта

Государственное управление охраной труда в соответствии с "Основами законодательства об охране труда" осуществляется органами исполнительной власти, а также специально уполномоченным государственным органом. Подразделения по охране труда имеются во всех органах исполнительной власти субъектов федерации Уполномоченным государственным органом является Минтруд РФ. При этом министерстве действует Рострудинспекция, которая осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. Рострудинспекция также имеет свои территориальные подразделения.

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляют органы Государственного энергетического надзора РФ (Госэнергонадзор). Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Минздрава России (Госсанэпидемнадзор).

Государственный надзор за соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источниками ионизирующих излучений, осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор). Все перечисленные надзорные органы также как Рострудинспекция построены по территориальному принципу.

Представители указанных ведомств имеют право беспрепятственного доступа на подведомственные объекты, на получение от органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всей необходимой для их работы информации; выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ об административных правонарушениях порядке штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда согласно федеральному закону осуществляют профсоюзы и в частности, специальные комиссии профсоюзных комитетов и администрации, формируемые на паритетных началах (50 % состава назначается приказом по предприятию, 50 % состава выбирается на собрании профсоюза или трудового коллектива). Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза (трудового коллектива). В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию о всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления охраной труда (СУОТ). В них задействованы руководители предприятия, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений, занимающихся обучением, материально-техническим снабжением, и ряд других. Координацию деятельности всех звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) охраны труда. Основными функциями СУОТ являются планирование и стимулирование работ по охране труда и его оценка. Основой для принятия управленческих решений и в частности планирования работ является анализ состояния охраны труда.

Социальная и экономическая эффективность мероприятий по повышению безопасности труда

Экономия средств от внедрения мероприятий по охране труда складывается из: сокращения оплаты дней нетрудоспособности, сокращения текучести кадров, сокращение и снятие льгот по доплате за вредные условия труда. Кроме того, возможно и получение предприятием прибыли за счет выпуска дополнительной продукции при сокращении дней нетрудоспособности и повышения производительности труда при работе в комфортных условиях.

Важным критерием эффективности мероприятий по охране труда являются так же социальные показатели. Оценка состояния условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявлять подразделения, где они должны проверяться в первую очередь.

Важнейшими социальными критериями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициент частоты травматизма Кч и коэффициент тяжести Кт. Коэффициент частоты травматизма -число несчастных случаев, произошедших в течение года, приходящееся на 1000 работающих. Коэффициент тяжести травматизма -средняя продолжительность нетрудоспособности в рассматриваемом году, приходящаяся на один несчастный случай.

Показатель частоты травматизма Кч определяет число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный период:

Кч = (Тп 1000)/С,

где: Тп – численность пострадавших за год от воздействия опасных факторов;

С среднесписочное число работающих в отчетном году.

Показатель тяжести травматизма Кт характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай:

Кт = Д/Тп

где: Д—суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчастным случаям.

Для оценки уровня нетрудоспособности вводят показатель нетру­доспособностиКн = (Д 1000) /С. Показатель нетрудоспособности – общее число дней нетрудоспособности, вызванных травмами и профессиональными заболеваниями в рассматриваемом году, приходящееся на 1000 работающих; нетрудно видеть, что Кн = Кч Кт.

Анализ динамики изменения приведенных коэффициентов за отчетный период позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: