Методика изучения элементов геометрии

В нач. школе учащиеся знакомятся с основными понятиями: точка, пряма,ломаная,кривая, луч, отрезок, окружность, круг, угол и различные многоугольники.

С первыми геом. понятиями – многоугольники различных видов и круг – школьники знакомятся в 1 кл. при изучении концентра «Десяток». Геом. фигуры выполняют функцию удобного счетного материала. Например при введении понятия «число 5» учитель предлагает выделить из множества геом. фигур такую, у которой 5 вершин, 5 сторон, 5 углов и наз. ее «пятиугольником» и т.д. Используя геом. фигуры для счета, очень важно варьировать их цвет, размеры и виды (треугольники – остроугольные, равнобедренные, тупоугольные, прямоугольные и т. д.)

Понятия «прямой» и «кривой» вводятся путем противопоставления. Отрезок рассматривается как часть прямой, лежащий между 2-мя точками, включая и эти точки. При знакомстве с понятием «прямой угол» проводится практическая работа: лист бумаги перегибается и получается модель прямого угла. Она используется для определения прямых углов в многоугольниках.

В процессе построения геом. фигур ученики в практическом плане знакомятся со свойствами геом. фигур и отношений, учатся пользоваться чертежными инструментами, приобретают графические навыки. Так, используя построения, дети убеждаются, что треугольники не могут иметь более одного прямого угла, что через 2 точки можно провести только одну прямую, что по 3 точкам можно построить треугольник. Свойства треугольников – стороны одинаковой длины – уч-ся выделяют сами. Из множества гемм. Фигур уч-ся выделяют квадрат с помощью 3 свойств: «быть четырехугольником», «иметь 4 прямых угла», «иметь равные стороны».

С понятием угла школьники встречаются, выделяя в многоугольнике элементы: стороны, вершины, углы. Сравнивая модель прямого угла с другими дети делают вывод, что любой угол может быть больше, меньше или равен прямому.

Из всех геом. понятий, изучаемых в нач. школе, определяемыми являются понятия прямоугольника и квадрата. Остальные понятия вводятся без определения, их свойства устанавливаются опытным экспериментальным путем.

При работе с геом. мат-лом учитель побуждает уч-ся к выполнению рассуждений с использованием элементов логики. Например, организуя работу над упражнениями: выберите из фигур прямоугольники и объясните свой выбор. Рассуждения строятся по схеме: 1) если у 4-ехугольника все углы прямые, то он является прямоугольником; 2) у 4-ехугольника все углы прямые, значит он прямоугольник.

Установление истинности и ложности высказывания не составляет для уч-ся трудностей, т.к решается практически.


19. Методика знакомства уч-ся с измерением длины и системой мер длины .

С объектами, для которых можно устанавливать отношения «длиннее», «короче», «ниже», «выше», «шире», «уже» уч-ся встречаются задолго до поступления в школу.

В 1 кл. эти отношения уточняются за счет расширения множества объектов, к которым они могут быть соотнесены. Учитель побуждает детей к измерению длин различных объектов: ск-ко машинок можно разместить в игрушечном гараже? Ск-ко стульев можно расставить вдоль стены? И т. д. Эти задания дают возможность уч-ся от измерений «на глаз» перейти к измерению длины путем наложения «единицы» измерения на объект. Следует провести предварительное задание на измерение одинаковых объектов (например лент) различными единицами измерения. «Почему в результате измерения получились разные числа?» Вывод: нужно было измерять одинаковой меркой. Вместе с уч-ся формируется и другой вывод: не все предметы можно сравнивать наложением их друг на друга. Такие предметы сначала следует измерить определенной меркой, а потом сравнивать полученные числа.

После такой предварительной работы вводятся стандартные единицы длины в такой последовательности: см, дм, м, км, мм. Из проволоки (спички) дети изготавливают модель сантиметра и убеждаются, что измерить наложением этой модели очень трудно. Чтобы облегчить процесс вводится линейка. (измерение любого отрезка начинается с совмещения его конца с нулевым штрихом) Линейка применяется в 1 кл. также для иллюстрации операций сложения и вычитания. Измерительные навыки закрепляются при решении простых задач на увеличение или уменьшение на несколько единиц, на разностное сравнение длин отрезков.

Понятие «дм» формируется на основе уже знакомого понятия «см». («Некоторые отрезки неудобно измерять в см. Заменим каждые 10 см дециметром.») Ученики измеряют длину стола, доски…

Мл. школьники убеждаются, что длины многих предметов выражаются в дм и см (4 дм 6 см). Для преобразования единиц использ. соотношение 10 см = 1 дм, которое читается и слева направо и справа налево. Например: 10 см это 1 дм, а у нас 3 дес. см – это 3 дм, или 1 дм – это 10 см, а у нас 2 дм – это 20 см.

Мерная лента длиной 10 см служит моделью новой единицы длины – метра. С помощью различных моделей метра уч-ся определяют длину тесьмы, коридора, беговой дорожки… Преобразуют величины, пользуются соотношениями 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см, которые читают слева направо и справа налево.

Сравнение величин происходит вначале с опорой на модель (при сравнении 5 дм и 1 м ученик на модели метра устанавливает, что 5 дм ‹ 1 м)

Меру длины 1 км следует вводить при работе на местности. Измерить шагами, выяснить, почему получилось различное число. Затем длину своего шага умножить на кол-во шагов. Результат будет около 1000. Итог: 1000 м = 1 км.

С понятием «мм» дети знакомятся в 3 кл. Дается определение мм, как 1/10 части см. Учитель может предложить начертить отрезок длиной в 1 см, разделить его на 10 равных частей. Затем начертить отрезки длиной в 3, 5, 7 см. Равенство 10 мм = 1см читается как слева направо, так и справа налево.

Сведения о мерах длины систематизируются и составляется таблица

1 км = 1000 м 1 дм = 10 см 1 см = 10 мм

1 м = 10 дм 1 м =100 см = 1000мм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: