Инструментарий для шлифовки и полировки пломб из композитов

Коррекция окклюзии и шлифовка, а также анатомическая форма зубу придаётся с помощью алмазных боров мелкодисперсных, маркированных красным цветом, полировка проводится ещё более мелкодисперсными борами – жёлтым и белым. Боры, предназначенные для фиксации в турбинном наконечнике, должны иметь различную форму для создания анатомических образований, присущих данному зубу. Для полировки межзубных контактных пунктов используют полоски – штрипсы металлические и целлулоидные, разной степени дисперсности. Для придания поверхности блеска предназначена система полировочных дисков с дискодержателем для фиксации в угловом наконечнике. Диски имеют также различную степень дисперсности и маркированы различными цветами: от темно-коричневого до желтого и от черного до голубого. Чем темнее цвет, тем грубее диск. Окончательную полировку проводят циркулярными щёточками с нанесённой на них полировочной пастой. Работают щёточками, закреплёнными в угловом наконечнике, на скорости 10000 об/мин.

Пломбы из амальгам полируют специальными полирами, по внешнему виду сходными с шаровидными борами, отличие в том, что поверхность полиров гладкая, металлическая, не содержит насечек. Полиры фиксируются в угловом наконечнике. Композиты обрабатывают спустя 4-5 мин после пломбирования, амальгамы – в следующее посещение в связи с длительным временем кристаллизации материала.

Схема ориентировочной основы действия
при работе с химическими композитами

Этапы работы Средства и условия для работы Критерий самоконтроля
     
1. Техника приготовления и наложения пломб из композитов химического отверждения
1. Изолируйте отпрепарированный зуб от слюны при помощи ватных валиков или коффердама Фантом, бормашина, лоток с инструментами, комплект композита, зуб с отпрепарированной кариозной полостью  
2. Нанесите протравку на поверхность эмали на 30 сек    
3. Смойте протравку водой в течение 60 сек    
4. Просушите кариозную полость   Поверхность эмали матовая, без блеска
5. Возьмите из комплекта два тюбика с адгезивом и нанесите по капле каждого на поверхность блокнота для замешивания    
6. Поместите на зуб матрицу или сепарационную пластинку с клиньями   Матрица плотно зафиксирована на зубе
7. Смешайте 2 капли адгезива на блокноте при помощи кисточки-аппликатора или ватного шарика    
8. Внесите полученный состав в кариозную полость и равномерно распределите струей воздуха из пистолета   Кариозная полость сухая, изолированная от слюны поверхность эмали приобретает первоначальный блеск
9. Нанесите на поверхность блокнота равные части основной и каталитической пасты разными концами пластмассового шпателя    
     
10. Смешайте две пасты пластмассовым шпателем в течение 10 сек   Пломбировочная масса густая, гомогенная
11. Внесите гладилкой пломбировочную массу в кариозную полость   Полость полностью заполнена пломбировочным материалом
12. Тщательно распределите материал и уплотните его штопфером в течение 10 сек   Удалены излишки материала
13. После окончания полимеризации удалите матрицу, через 4-5 минут проведите удаление излишков пломбы под контролем копировальной бумаги    
14. Отмоделируйте анатомическую форму зуба при помощи алмазных головок   Восстановлена анатомическая форма зуба
15. Отполируйте пломбу пастой на щетке, зафиксированной в угловом наконечнике на 1-й скорости   Поверхность пломбы гладкая, блестящая

Контрольные вопросы

1. Классификация композитов.

2. Перечислить комплектацию химических композитов.

3. Что входит в состав базисной и каталитической паст?

4. Механизм полимеризации химических композитов.

5. Методика протравливания эмали.

6. Методика нанесения адгезива.

7. Методика приготовления и пломбирования химическим композитом.

8. Этапы наложения пломбы из химического композита при лечении среднего кариеса.

9. Перечислить положительные и отрицательные свойства химических композитов.

10. Последовательность проведения этапов окончательной отделки пломб из химических композитов.

Контрольные задачи

Задача 1. Подобрать пломбировочный материал соответственно классам по Блеку:

Пломбировочный материал I класс II класс III класс IV класс V класс
1. Гибридные композиты          
2. Микронаполненные          
3. Макронаполненные          
4. Композит класса А          
5. Композит класса В          

Задача 2. Отметьте знаком «+» вещества, применяемые для протравливания эмали:

а) азотная кислота;

б) уксусная кислота;

в) щавелевая кислота;

г) серная кислота;

д) фосфорная кислота.

Задача 3. Укажите максимальное время протравливания эмали:

а) 1 мин.;

б) 3 мин.;

в) 10 сек.;

г) 30 сек.

Задача 4. Отметьте знаком «+» минимальное время, через которое можно приступать к отделке пломб из композитов.

1 час 30 мин. 45 мин. 90 мин. 24 часа 4-5 мин. 15 мин.
             

Задача 5. Какие инструменты предназначены для полировки композитов?

а) полиры;

б) штрипсы;

в) карборундовые камни;

г) финиры.

Задача 6. Состав эмали после протравливания и высушивания:

97% неорганики и 3% воды 97% воды и 3% неорганики 0% неорганики и 3% органики 97% полимера и 3% воды
       

Задача 7. Адгезив – это:

а) кварц;

б) барий;

в) кремний;

г) Бис-Гма;

д) ортофосфорная кислота.

Задача 8. Инструменты для полировки пломб из амальгам:

а) твердосплавные боры;

б) полиры;

в) стальные боры;

г) алмазные боры.

Задача 9. Наполнитель в композитах это:

а) мономер Бис-Гма;

б) ацетон;

в) спирт;

г) кремниевая мука;

д) бариевое стекло.

Ситуационные задачи

Учебные

1. При лечении среднего кариеса, локализующегося в пришеечной области 12 зуба, врач выбрал композиционный материал, состоящий из порошка и жидкости, каковы отдаленные результаты использования данного пломбировочного материала?

2. Кариозная полость II класса с поражением глубоких слоев дентина 24 зуба отпрепарирована, запломбирована композитом класса A. Дайте оценку проведенному лечению.

3. Спустя три месяца после наложения пломбы по III классу, пациент обратился с жалобами на появление краевой полости по периметру пломбы. В чем причина данного явления? Каковы способы устранения данного недостатка?

4. Спустя два месяца после наложения пломбы из химического композита в кариозную полость 22 зуба пациент обратился с жалобами на изменение цвета ее поверхности. Какие причины могли привести к данному осложнению?

5. После нанесения адгезива в кариозную полость 46 зуба врач высушил ее воздухом в течение 60 секунд. Допущена ли ошибка?

6. Кариозная полость IV класса 21 зуба запломбирована карбодентом. Правильно ли сделан выбор пломбировочного материала? Аргументируйте.

7. Акрилоксид в момент появления тянущихся нитей внесен в кариозную полость 21 зуба. Допущены ли ошибки в технике пломбирования? К чему они приведут?

8. На дно и стенки кариозной полости IV класса 33 зуба с поражением средних слоев дентина наложена прокладка из фосфат-цемента, пломба Prisma. Дайте оценку технике наложения пломбировочного материала.

9. В момент внесения композита в полость по V классу 43 зуба возникла кровоточивость десны. Каковы последствия такого явления? Способы устранения кровоточивости?

10. При пломбировании полости IV класса 42 зуба сепарационную полоску не закрепили клиньями. Как это может повлиять на качество пломбирования?

Контрольные

1. После препарирования кариозной полости V класса в 31 зубе, врач сформировал стенки эмали гладкие, без фаски. К чему это может привести после наложения пломбы?

2. При пломбировании кариозной полости по III классу в 11 зубе с применением химического композита, врач добавил большое количество каталитической пасты, для того чтобы придать более светлый оттенок пломбировочному материалу. Верна ли такая методика?

3. Поверхность композитной пломбы была отполирована карборундовым камнем. Каковы последствия?

4. Поверхность композитной пломбы обработана полирами сразу после затвердевания материала, в первое посещение. В чём ошибка?

5. Полость с поражением средних слоёв дентина запломбирована химическим композитом без наложения прокладки. К чему это приведёт?

6. Почему нельзя эвикрол замешивать металлическим шпателем?

7. Одним концом пластмассового шпателя набрана каталитическая паста, другим – базисная в равных количествах, шпатель протёрли и выбросили в плевательницу. Есть ли погрешность в методике подготовки пасты?

8. Слегка влажную эмаль после промывания протравки обработали адгезивом, адгезив распределили воздухом, была ли допущена ошибка?

9. Для пломбирования полости по V классу был выбран акрилоксид. Оцените выбор пломбированного материала.

10. Две пасты из химического композита смешали на шероховатой поверхности стекла. Допущена ли ошибка?

Тестовый контроль знаний

1. Существуют ли различия в технике травления эмали и технике травления дентина?

а) да;

б) нет.

2. Влияет ли протравливание твердых тканей зубов на состояние пульпы?

а) да;

б) нет.

3. Как изолировать дентин во время протравливания эмали при работе с химическим композитом?

а) воском;

б) фторлаком;

в) изолирующей прокладкой;

г) лечебной прокладкой.

4. Что может стать причиной выпадения пломбы?

а) недостаточное высушивание полости;

б) плохая изоляция от ротовой жидкости;

в) внесение материала после полимеризации;

г) несоблюдение правил препарирования кариозной полости.

5. Какие химические компоненты входят в состав паст?

а) мономеры;

б) инициаторы полимеризации;

в) поглотители света.

6. Что представляют собой частицы наполнителя?

а) силанизированный кварц;

б) барий;

в) стронций;

г) медь.

7. Ингибитор полимеризации предназначен для длительного срока хранения материала?

а) да;

б) нет.

8. Каковы преимущества химических композитов?

а) отсутствие усадки;

б) высокая степень полируемости.

9. Какие композиты используют чаще всего?

а) микрофильные;

б) макрофильные;

в) гибридные.

10. Необходим ли подбор цвета при работе с химическим композитом?

а) да;

б) нет.

Домашнее задание:

а) написать классификацию современных композитов;

б) описать методику пломбирования кариозных полостей химическими композитами;

в) нарисовать инструменты для отделки пломб из композитов химического отверждения.

Литература

Основная

1. Боровский Е.В., Иванов B.C., Максимовский Ю.М., Максимовская Л.Н. Терапевтическая стоматология: учебник. – М.: Медицина, 2001. – С. 242-245.

2. Зубные болезни / под ред. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь: Изд-во СтГМА, 1998. – С. 154-161.

3. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии: атлас / под ред. Ю.М. Максимовского. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1966. – С. 154-161.

4. Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии: Учеб. пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. – С. 161-171.

5. Практикум по одонтологии / под ред. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь: Изд-во СГМА, 1999. – С. 78-86.

6. Практическая терапевтическая стоматология: Учебное пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 6-ое изд., перераб. и доп. – М.: МЕД пресс-информ, 2007. – С. 302-309.

7. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов / Под ред. Е.В. Боровского. – М.: Медицинское информационное агентство, 2006. – С. 326-331.

Дополнительная

1. Курякина Н.В., Омаров О.Г. Практикум по фантомному курсу
терапев­ти­ческой стоматологии. – Москва: Мед. книга, 2007. – С. 230-252.

2. Пломбировочные материалы и их применение / под ред. М.М. Пожарицкой. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ. 2002. – С.29-35.

3. Скорикова И.И. с соавт. Пропедевтика стоматологических заболеваний. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 133-139.

4. Сохов СТ. с соавт. Лекарственные средства и пломбировочные материалы, применяемые для лечения осложненных форм кариеса. – М.: АНМИ, 2002. – С. 281 -282

Практическое занятие № 16

Тема. Фотоотверждаемые композиты.

Цель.Ознакомить студентов со свойствами, особенностями работы и составом фотокомпозитов и адгезивных систем, с устройством и принципами работы источников фотополимеризации.

Метод проведения. Групповое занятие.

Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.

Обеспечение

Техническое оснащение: стоматологические установки, кресла, наборы инструментов для обследования пациентов, полимеризационная лампа, оборудование для просмотра видеофильмов, графопроектор, угловой наконечник, циркулярные щеточки.

Учебные пособия: стенды, муляжи, слайды, учебные видеофильмы, растворы для индикации налета, пасты для снятия мягкого налета, набор фотокомпозитов, адгезивов, цветовая шкала «Vita», набор для пломбирования.

Средства контроля: контрольные вопросы и задачи, ситуационные задачи, тестовые вопросы, домашнее задание.

Вопросы, изученные ранее и необходимые

для данного занятия. Организация рабочего места врача-стоматолога. Инструментарий для пломбирования и окончательной отделки пломб. Правила препарирования кариозных полостей. Правила техники безопасности при работе на стоматологических установках. Медикаментозная обработка кариозных полостей. Техника наложения лечебных и изолирующих прокладок. Медицинская документация и правила заполнения карты стоматологического пациента (кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний). Анатомическое строение зубов всех групп (кафедра нормальной анатомии).

План занятия

1. Проверка домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Показания к использованию фотокомпозитов. Определение терминов, относящихся к работе фотокомпозитами (адгезив, биомиметика, гибридная зона, искрящийся дентин, ламинат, опак, праймер, смазанный слой, технология «сендвич» и др.). Требования, предъявляемые к источнику света. Правила определения цвета при тотальных реставрациях и пломбировании кариозных полостей III и IV классов. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам. Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация ассистентом в клинике комплекта фотокомпозита. Демонстрация источника полимеризации. Правила определения цвета зуба при помощи шкалы «Vita». Демонстрация этапов работы с композитами светового отверждения на примере пломбирования полостей III и IV классов у пациентов. Демонстрация шлифовки и полировки пломб из фотокомпозита.

4. Лабораторная часть. Демонстрация ассистентом этапов работы с фотокомпозитами на фантомах и инструментов для шлифовки и полировки пломб из фотокомпозита.

5. Самостоятельная работа. Шлифовка и полировка пломб из композиционных материалов студентами на фантомах.

6. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

7. Решение контрольных ситуационных задач.

8. Тестовый контроль знаний.

9. Задание на следующее занятие.

Аннотация

Фотокомпозиты – это пломбировочные материалы, относящиеся к композитам, затвердевание которых происходит в результате химической реакции, возникающей под действием света с определенными параметрами. Благодаря фотокомпозитам, на смену пломбированию пришла возможность реставрации зубов. Реставрация – это процесс восстановления разрушенных зубов непосредственно в полости рта в одно посещение с восстановлением или коррекцией эстетических и функциональных параметров зубов.

Показания к применению фотокомпозита:

1. Эстетическое пломбирование всех видов полостей.

2. Уменьшение и закрытие трем и диастем.

3. Коррекция цвета зубов методом резекции дентина.

4. Коррекция цвета зубов методом изготовления виниров.

5. Коррекция цвета и положения зубов в случае отказа пациентом от ортодонтического лечения.

6. Восстановление тканей зуба после травмы.

7. Прямое изготовление искусственного зуба при полном или частичном отсутствии коронки при условии неповрежденной круговой связки зуба.

8. Прямое изготовление мостовидного протеза быстрой фиксации.

9. Реставрация сколов керамики с металлической основы.

10. Устранение дефектов корня, образовавшихся между металлокерамикой и десной.

11. Создание культи из композита под металлокерамическую коронку.

Список терминов, употребляемых при работе с фотокомпозитами:

Адгезив (бонд) – сложное химическое соединение, обеспечивающее связь между тканями зуба и пломбировочными материалами. В состав адгезива входит мономер или смола Б-ГМА. Адгезив не содержит неорганического наполнителя.

Адгезия – сцепление пломбировочного материала с тканями зуба. Химическую адгезию обеспечивают адгезивные системы, механическую – форма полости и образование в эмали микропространств после протравливания.

Биомиметика – искусство создавать подобное природному образцу.

Гибридная зона – протяженность твердых тканей зуба, пропитанная адгезивом после протравливания.

Зенит шейки зуба – самая высокая точка придесневой кривизны коронки зуба (особенно важны зениты шеек верхних резцов, у центральных резцов они расположены по вертикальной оси зуба в центре, а у боковых смещены в латеральном направлении).

Искрящийся дентин – дентин, в котором после протравливания, промывания и высушивания сохранились молекулы воды, способствующие более глубокому проникновению праймера или адгезива.

Коллапс коллагеновых волокон – спадение коллагеновых волокон дентина после протравливания и промывания, возникшее в результате пересушивания.

Коффердам – система, состоящая из резиновой пластины, кламмеров и рамки, способствующая полной изоляции реставрируемого зуба или группы зубов от загрязнения ротовой жидкостью.

Ламинат (винир) – вестибулярная пластинка, создаваемая при коррекции цвета фронтальных зубов, замещающая эмаль с устранением цветового дефекта.

Опакер – непрозрачный композит, близкий по коэффициенту светопреломления к дентину, позволяющий воссоздавать контур дентина и маскировать цветовые пятна, возникающие при реставрации зубов.

Праймер – жидкость, обеспечивающая подготовку гидрофильного дентина к соединению с гидрофобным композитом. Является компонентом адгезивной системы, содержит ацетон.

Смазанный слой – smear layer – образуется на поверхности дентина в процессе препарирования твердых тканей. Состоит из обломков дентинных трубочек, клеток ротового эпителия, микроорганизмов, располагается на поверхности дентина слоем или в виде пробок.

Сэндвич – техника восстановления зуба с имитацией дентина: имитирующий дентин опаковый слой находится между вестибулярной и оральной пластинами из композита. Эта техника позволяет имитировать природную прозрачность зуба, применяется для устранения дефектов по II, III и IVклассам.

Талия зуба – наиболее узкая часть вестибулярной поверхности коронки зуба расположена примерно на границе средней и пришеечной трети.

Фаска – скос по всему протяжению эмалевого края полости под углом 45о. Выполняется алмазным бором.

В основе всех композиционных материалов лежит органическая матрица – бисфенол А–глицидил диметакрилат (Бис-Гма) и неорганический наполнитель: кварц, кремний, барий и их соединения. Наполнитель во многом определяет свойства материалов. Затвердевание массы происходит благодаря светочувствительному веществу – камфорахинону.

Твердение материала происходит после воздействия на него фотополимеризотора. Это источник галогенового света с длиной волны 400-500 нм. Яркость светового пучка с длиной волны не связана. Мощность лампы должна быть не менее 300 мВт, этот параметр необходимо регулярно проверять при помощи тестера, мощность лампы во многом зависит от марки и фирмы-производителя. В процессе работы необходимо пользоваться специальным оранжевым фильтром или работать в очках с оранжевыми стеклами. Лампа оборудована вентилятором,
таймером и звуковым сигналом, отсчитывающим время. В некоторые марки ламп «Аврора» вмонтировано устройство с индикатором мощности лампы. В момент полимеризации создается усадка материала, поэтому во избежание его отрыва от стенки кариозной полости световод необходимо направлять так, чтобы свет проходил сквозь эмаль и дентин. Таким образом, мы добиваемся при нанесении первых слоев композита, его «приваривания» к стенке полости. Сила сцепки при этом достигает 27 Мпа,или 2,7 кг/мм2. Световод подлежит, как и защитный фильтр, дезинфекции.

Организация рабочего места определяет успех проведения реставрации. Стоматологическая установка должна иметь безмасляный компрессор, пылесос и слюноотсос. Слюноотсос обеспечивает эвакуацию воды, необходимой для смывания кислоты и ротовой жидкости в процессе работы. Пылесос будет поглощать рассеянные в воздухе частицы масла, дентинную пыль и взвесь микроорганизмов, образующиеся в процессе препарирования и шлифовки пломбы, вдыхание которых вредно для дыхательных путей пациента и врача. При использовании масляного компрессора необходимо наличие фильтра, предупреждающего образование жирной пленки на поверхности зуба.

Светильник установки должен иметь яркий белый свет, не искажающий цветовосприятие, с отсутствием световых волн, длина которых может вызвать полимеризацию. Реставрация зубов – процесс длительный, поэтому пациент должен занимать в кресле удобное положение, обеспечивающее оптимальный доступ к полости рта. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в диапазоне 21-23 °С. Работу с фотокомпозитами желательно проводить в четыре руки, т.е. с участием специально обученного ассистента. Ассистент находится около пациента, напротив врача-стоматолога и выполняет ряд манипуляций, не требующих высокой квалификации врача-реставратора.

Препарирование твердых тканей зуба обязательно должно проводиться турбинными наконечниками с подачей воды со скоростью 50 мл в минуту. Именно такое количество предупреждает ткани зуба от перегрева. В случае невыполнения этого условия воду необходимо подавать дополнительно из водного пистолета.

В настоящее время спирт, эфир и перекись водорода уже не применяются для обработки кариозной полости, эти медикаменты не обеспечивают достаточную дезинфекцию и высушивание, а спирт разрушает органическую матрицу Бис-Гма.

При работе необходима тщательная изоляция операционного поля от ротовой, десневой жидкости, крови и других тканевых жидкостей. Надежную защиту обеспечивает коффердам.

Важной проблемой является защита врача от инфекции. Необходимо работать только в перчатках, маске и защитном экране.

Правила подбора цвета зуба. Даже при соблюдении пациентом правил гигиены полости рта органические вещества на поверхности зуба могут исказить его натуральный цвет. Перед определением цвета необходимо удалить с поверхности зуба налет при помощи пасты для снятия налета, не содержащей фтор, т.к. это может затруднить в последующем процесс протравливания. Поверхность зуба увлажнить водой, выключить искусственное освещение и идентифицировать цвет зуба с образцом при помощи расцветки, прилагающейся к пломбировочному материалу или при помощи международной шкалы Vita, затем включить искусственное освещение и откорректировать цвет. При необходимости дополнительно уточнить цвет зуба вне помещения. При проведении этого этапа желательно присутствие третьего лица и обязательно участие пациента в выборе цвета.

Создать совершенную цветовую гамму гораздо проще при выполнении тотальной реставрации и сложнее при пломбировании полостей III и IV классов. Связано это не только с тем, что зуб имеет различные оттенки у шейки, тела и режущего края, но и с различной прозрачностью зуба. Пломба из слишком прозрачного материала дает серое свечение, а из непрозрачного выглядит «заплаткой».

По степени прозрачности зубы подразделяют на три условные группы:

1) непрозрачные – это желтая гамма и низкий диапазон цветовых изменений вестибулярной поверхности вследствие индивидуальной особенности, когда отсутствует прозрачный режущий край или вследствие стираемости.

2) прозрачные – это зубы желто-серых оттенков с прозрачным режущим краем, диапазон цветовых изменений незначителен.

3) очень прозрачные зубы.

Для таких зубов характерны сероватые оттенки, широкая полоса прозрачного режущего края, темные или прозрачные апроксимальные поверхности и значительный диапазон цветовых изменений. В этом случае из композита прозрачного цвета, имитирующего прозрачную эмаль, необходимо выполнять не только режущий край, но и апроксимальные поверхности и отдельно подбирать цвет для шейки, тела и режущего края зуба.

Повторное определение цвета необходимо дополнительно выполнять после протравливания и нанесения адгезива на поверхность твердых тканей зуба.

Для правильного выбора композита с учетом характера реставрационных работ необходимо знать свойства различных классов композитных материалов. Наиболее распространенной является классификация, основанная на учете размера частиц наполнителя композита, приведенная в предыдущей главе. Макрофилы не пригодны к проведению реставраций, обладая крупным размером частиц, они плохо полируются, не устойчивы к стиранию
и цветонестабильны. Микрофилы отличаются очень хорошей полируемостью, цветоустойчивостью, способностью имитировать естественную прозрачность зуба, но прочность их оставляет желать лучшего. Рекомендованы для проведения небольших реставрационных работ на фронтальных зубах. Типичные представители:

Helioprogress (Vivadent), Silux Plus (3M), Filtek A 110 (3M) и др.

Материалы класса гибридов универсальны и с успехом используются для проведения всех видов реставрационных работ. К классу гибридов относят следующие материалы: Prisma (Dentsply), Charisma (Heraus, Kulzer), Herculite XRV (Kerr), Z – 100 (3M), Spectrum TPH (Dentsply), Filtek Z – 250 (3M).

Этапы работы с фотокомпозитами:

1. Анестезия и снятие налета с поверхности зуба.

2. Определение цвета.

3. Препарирование с соблюдением всех правил, включая создание фаски.

4. Наложение лечебной и изолирующей прокладок.

5. Протравливание, смывание, высушивание.

6. Нанесение адгезива, отсвечивание.

7. Наложение слоя композита, отсвечивание через эмаль.

8. Наложение второго слоя композита, отверждение со стороны материала и т.д.

9. Коррекция окклюзии, полировка.

10. Финишное отсвечивание, ребондинг.

Перед 4, 6 и 10 этапами необходима изоляция операционного поля от ротовой жидкости, при работе с коффердамом этот этап выполняют перед препарированием.

Шлифовку и полировку пломб из фотокомпозитов проводят тем же инструментарием, что и пломб из композитов химического отверждения.

Поверхность реставрации после завершения работы должна блестеть в высушенном состоянии, не содержать пор, быть гладкой при зондировании, в том числе на границе композит-эмаль, флосс должен гладко скользить по контактной поверхности, не рваться и не застревать.

Противопоказаний для работы фотокомпозитами только два:

1. Наличие у пациента стимулятора сердечного ритма.

2. Аллергическая реакция на элементы адгезивной системы или на композит.

Относительными противопоказаниями являются:

1. Непригодность зубов или корней к восстановлению.

2. Воспалительные заболевания пародонта в стадии обострения.

3. Неудовлетворительная гигиена полости рта и отсутствие у пациента таковых навыков.

После ликвидации этих причин путем пломбирования корневых каналов, проведения противовоспалительной терапии пародонта и обучения пациента навыкам гигиены полости рта можно приступать к реставрационным работам.

Схема ориентировочной основы действия по технике
пломбирования кариозных полостей фотокомпозитами

Этапы работы Средства и условия для работы Критерий самоконтроля
Техника реставрации зуба композитами светового отверждения
  Фантом, бормашина, лоток с инструментами, фотокомпозит, галогеновая лампа, полировочный набор  
1. Очистка поверхности зуба от налета и выбор цвета Щеточка для полировки, паста, цветовая шкала Выбранный цвет полностью соответствует цвету зуба
2. Наложение лечебной и изолирующей прокладок (при необходимости) Кальцийсодержащий материал, стеклоиономерный цемент Дентин полностью изолирован прокладками
3. Протравливание эмали, смывание, высушивание   Эмаль сухая, матовая
4. Нанесение праймера    
5. Нанесение адгезива, сдувание излишков воздухом, фотополимеризация   Эмаль, блестящая
6. Наложение слоя композита «елочкой» от дна полости до эмали   Слой материалов не более 2 мм
7. Отверждение этого слоя фотополимеризатором 20-30 сек.   Материал затвердел, прочно зафиксирован в полости
8. Дальнейшее наложение слоев композита, отверждение каждого из них по 20-30 сек.   Дефект полностью заполнен пломбировочным материалом
9. Коррекция окклюзии копировальной бумагой, полировка, финишное отсвечивание   Форма зуба отреставрирована

Контрольные вопросы

1. Определение композитов.

2. Показания к использованию фотокомпозитов.

3. Термины, используемые при работе с фотокомпозитами.

4. Устройство фотополимеризатора и требования, предъявляемые к нему.

5. Условия, необходимые для проведения реставрационных работ.

6. Правила определения цвета зуба.

7. Классификация зубов по степени прозрачности, особенности определения цвета при пломбировании полостей III и IV классов.

8. Этапы работы с фотокомпозитами.

9. Преимущества и недостатки фотокомпозитов, противопоказания для использования.

10. Классификация фотокомпозитов, представители каждого класса.

Контрольные задачи

Задача 1. Подобрать пломбировочный материал соответственно классам по Блеку:

Пломбировочный материал I класс II класс III класс IV класс V класс
Filtek A          
Herculait XRV          
Filtek Z          

Задача 2. Отметьте знаком «+» вещества, применяемые для протравливания эмали и дентина.

Ткани зуба Вещества
азотная кислота 10% фосфорная кислота 30% уксусная кислота 37% фосфорная кислота лимонная кислота соляная кислота
Эмаль            
Дентин            

Задача 3. Укажите последовательность этапов работы с композитами светового отверждения.

а) скос края эмали под углом 45 °С;

б) выбор цвета;

в) протравливание эмали;

г) нанесение адгезива;

е) нанесение лечебной прокладки;

ж) промывание до и после каких этапов;

з) отсвечивание;

и) высушивание до и после каких этапов;

к) замешивание 2-х компонентов материала;

л) изоляция зуба от слюны;

м) внесение материала в полость;

н) шлифовка и полировка поверхности пломбы;

о) очистка поверхности зуба от налета.

Задача 4. Укажите максимальное время протравливания эмали и дентина.

Ткани зуба Время
10 сек. 60 сек. 30 сек. 15 сек. 45 сек.
Эмаль          
Дентин          

Задача 5. Отметьте знаком «+» время, через которое можно приступать к окончательной отделке пломб из композитов.

Время
1 час 45 мин 4-5 мин 24 часа 48 часов 10-15 сек. 0,5 часа

Задача 6. Выберите инструменты для окончательной отделки пломб из фотокомпозитов:

а) флоссы;

б) диски;

в) алмазные боры с желтой полосой;

г) карборундовые камни;

д) штрипсы;

е) полиры;

ж) алмазные боры с зеленой полосой;

з) резиновые чашечки.

Задача 7. Соотнесите размер алмазных частиц и цветовую кодировку боров для шлифовки и полировки пломб из композитов:

Красные 15 мк
Желтые 8 мк
Белые 30 мк

Задача 8. Укажите для чего используют боры со следующей цветовой кодировкой.

  Желтый Белый Синий Красный Зеленый Черный
Препарирование            
Шлифовка и полировка            

Задача 9. Укажите компоненты, входящие в состав композитов.

  Мономер -Бис-Гма Активатор перикиси бензойла амина Ингибитор Красители Наполнитель Активатор камфорахинон
Химические            
Фотокомпозиты            

Задача 10. Продолжите список этапов проведения реставрации:

а) создание анатомической формы зуба;

б) наложение последнего слоя фотокомпозита.

Ситуационные задачи

Учебные

1. После наложения и отделки пломбы из фотокомпозита при проведении зондом по вестибулярной поверхности 11 зуба определяется выраженная ступенька между пломбой и поверхностью зуба. Причины ее появления? Способы устранения.

2. После завершения реставрации 31 зуба выяснилось, что цвет фотокомпозита подобран неверно. Ваши действия.

3. Проведены шлифовка и полировка пломбы из фотокомпозита на жеветельной поверхности 45 зуба, в результате чего на поверхности реставрации обнаружена пора. Ваша тактика.

4. Пациент обратился с жалобами на стертый режущий край 11 зуба, в результате чего он выглядит короче 21 зуба. Предложите способ устранения дефекта. Опишите этапы его восстановления.

5. При пломбировании кариозной полости по II классу в 36 зубе не использовали дополнительные приспособления для восстановления контактного пункта. Каковы последствия такого пломбирования?

6. При пломбировании кариозной полости III класса 23 зуба возникло кровотечение из межзубного десневого сосочка. Ваши действия.

7. После сорокасекундной экспозиции галогенового света полимеризация пломбировочного материала не произошла. Перечислите возможные причины этого.

8. После окончательной отделки пломбы из фотокомпозита в 46 зубе пациент жалуется на то, что поверхность реставрации шероховатая. Каковы способы устранения данного недостатка?

9. При пломбировании полости I класса 37 зуба с поражением средних слоев дентина пропущен этап нанесения бонда. К чему это может привести?

10. Через месяц после проведенного лечения 21 зуба пациент обратился с жалобой на изменение цвета зуба и неприятные ощущения при накусывании на этот зуб. Причины данного осложнения? Способы устранения.

Контрольные

1. Проводится реставрация 11 зуба фотокомпозитом. Цвет подобран при помощи шкалы «Vita» при искусственном освещении. Какая допущена ошибка?

2. Перед пломбированием композитом кариозной полости 35 зуба по поводу среднего кариеса протравка нанесена на стенки и края полости на 30 сек., смыта в течение 60 сек., полость высушена. Допущены ли ошибки? Ответ обоснуйте.

3. 13 зуб отреставрирован фотокомпозитом. Через какое время можно проводить окончательную обработку пломбы? Опишите технику окончательной отделки пломб из композитов.

4. 21 зуб запломбирован фотокомпозитом. Материал внесен в полость одной порцией и отвержден светом. Допущена ли ошибка?

5. Перед наложением изолирующей прокладки проведено протравливание дентина 37% фосфорной кислотой в течение 15 сек., полость промыта, высушена. Допущена ли ошибка?

6. После пломбирования кариозной полости по III классу видна граница между пломбой и зубом. Что необходимо предпринять для ее устранения?

7. При работе с адгезивной системой Prime and Bond 2,0 врач не наложил изолирующую прокладку. Обоснуйте его действия.

8. При реставрации вестибулярной поверхности 11 зуба использован один цвет фотокомпозита. В чем ошибка? Ответ обоснуйте.

9. Спустя месяц после наложения пломбы пациент обратился с жалобами на изменение ее цвета. Назовите причины, которые могли привести к такому последствию.

10. После пломбирования 35 зуба фотокомпозитом по поводу среднего кариеса у пациента появилась выраженная реакция на воздействие температурных раздражителей. Перечислите ошибки при лечении, которые могли привести к появлению такого симптома.

Тестовый контроль знаний

1. Вид излучения, используемый для полимеризации пломб из фотокомпозитов:

а) инфакрасное;

б) лазерное;

в) электромагнитное;

г) галогеновое.

2. Тактика врача при лечении среднего кариеса и пломбировании полости фотокомпозитом:

а) отбеливание;

б) обезболивание;

в) препарирование;

г) изоляция от слюны;

д) биопсия;

е) наложение изолирующей прокладки;

ж) наложение постоянной пломбы;

з) отсвечивание.

3. Компоненты, входящие в состав праймера:

а) неорганический наполнитель;

б) смола Боуэна (Бис-Гма);

в) спирт;

г) формальдегид;

д) ацетон.

4. Компоненты, входящие в состав бонда:

а) вода;

б) мономер;

в) неорганический наполнитель;

г) фосфорная кислота;

д) фтор.

5. Выберите универсальные пломбировочные материалы:

а) стеклоиономеры;

б) химические композиты;

в) фотокомпозиты (гибридные);

г) компомеры;

д) поликарбоксилатные цементы.

6. Вид эмали после протравливания и высушивания:

а) искрящаяся;

б) увлажненная;

в) матовая, желтоватая;

г) белая, матовая.

7. Вид дентина после высушивания:

а) влажный;

б) искрящийся;

в) сухой;

г) матовый.

8. Состав эмали до протравливания:

а) 97% неорганики, 2% органики, 1% воды;

б) 0% неорганики, 2% органики, 98% воды;

в) 50% неорганики, 30% коллагеновых волокон, 20% воды.

9. Состав дентина до протравливания:

а) 50% неорганики, 50% воды;

б) 68% неорганики, 32% органики, 15% воды;

в) 95% коллагеновых волокон, 2% гидроксиапатита, 3% воды.

10. Состав дентина после обработки кислотой:

а) 50% аппатита, 30% коллагена, 20% воды;

б) 0% аппатита, 30% коллагена, 70% воды;

в) 10% воды, 30% коллагена, 60% смолы Бис-Гма.

Домашнее задание:

а) написать состав, свойства (положительные и отрицательные) фотокомпозиционных материалов;

б) описать методику работы с фотокомпозитами;

в) дать определения: бондинговая система, праймер, адгезив, гибридная зона, искрящийся дентин, ламинат, опак, смазанный слой, техника «Сэндвич»;

Литература

Основная

1. Боровский Е.В., Иванов В.С., Максимовский Ю.М., Максимовская Л.Н. Терапевтическая стоматология: учебник. – М.: Медицина. 2001.

2. Зубные болезни / под ред. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь: Изд-во СтГМА, 1998.

3. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии: атлас / под ред. Ю.М. Максимовского. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1996.

4. Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии: Учеб. пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. – С. 168-169, 205-217.

5. Практикум по одонтологии / под ред. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь: Изд-во СГМА, 1999.

6. Практическая терапевтическая стоматология: Учебное пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕД пресс-информ, 2007. – С. 302-309.

7. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов / под ред. Е.В. Боровского. – М.: Медицинское информационное агентство, 2006. – С. 331-340.

Дополнительная

1. Пломбировочные материалы и их применение: методическая разработка для студентов / под ред. проф. М.М. Пожарицкой. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002.

2. Скорикова И.И., Волков В.А., Баженова Н.П., Лапина Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3. Сохов С.Т., Аванесянц Э.М., Сохова И.А., Алпатова В.Г. Лекарственные средства и пломбировочные материалы, применяемые для лечения сложных форм кариеса. – М: АНМИ, 2002. – С. 215-230.

Практическое занятие № 17

Тема. Особенности проведения различных реставрационных работ при помощи фотокомпозитов.

Цель. Ознакомить студентов с особенностями работы с фотокомпозитами при коррекции цвета зубов, закрытии трем и диастем, восстановлении зубов анкерными штифтами.

Метод проведения.Групповое занятие.

Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.

Обеспечение

Техническое оснащение: стоматологические установки, кресла, наборы инструментов для обследования стоматологических пациентов, угловой наконечник, циркулярные щеточки, цветовая шкала «Vita», набор для пломбирования, анкерные штифты, оборудование для просмотра видеофильмов, графопроектор, полимеризационная лампа.

Учебные пособия: стенды, муляжи, слайды, растворы для индикации налета, пасты для снятия мягкого налета, набор фотокомпозитов, адгезивов, учебные видеофильмы.

Средства контроля: контрольные вопросы и задачи, ситуационные задачи, тестовые вопросы, домашнее задание.

Вопросы, изученные ранее и необходимые

для данного занятия. Организация рабочего места врача-стоматолога. Инструментарий для пломбирования и окончательной отделки пломб. Правила препарирования кариозных полостей. Правила техники безопасности при работе на стоматологических установках. Медикаментозная обработка кариозных полостей. Техника наложения лечебных и изолирующих прокладок. Медицинская документация и правила заполнения карты стоматологического пациента. Методика работы с фотокомпозитами. Правила подбора цвета зубов (кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний). Анатомическое строение зубов всех групп (кафедра нормальной анатомии).

План занятия

1. Проверка домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Методика коррекции цвета депульпированных зубов с изготовлением ламината и методом резекции дентина. Этапы закрытия трем и диастем. Методика приготовления культи зуба при помощи анкерных штифтов и композитов. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам, решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация ассистентом в клинике комплекта анкерных штифтов.

4. Лабораторная часть. Демонстрация ассистентом этапов работы с фотокомпозитами на фантомах при коррекции цвета зубов и восстановлении коронковой части зуба анкерными штифтами.

5. Самостоятельная работа. Шлифовка и полировка пломб из композиционных материалов студентами на фантомах.

6. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

7. Решение контрольных ситуационных задач.

8. Тестовый контроль знаний.

9. Задание на следующее занятие.

Аннотация

Часто пациенты жалуются на изменение цвета зубов, что лишает улыбку привлекательности. Для проведения реставрации зуба, изменённого в цвете важно правильно определить, что явилось причиной этого изменения. Мы наблюдаем изменение цвета зуба в следующих ситуациях:

1. Изменение цвета живых зубов, связанное с гипоплазией или флюорозом.

2. Изменение цвета депульпированного зуба из-за окрашивания пастой, которой запломбирован канал.

3. Изменение цвета зуба после травмы вследствие гибели пульпы. В этом случае внешне интактный зуб обладает розовым, жёлтым или серым цветом – в зависимости от возраста травмы.

Если изменение цвета связано с наличием флюороза или гипоплазии эмали, то восстановление цвета зуба заключается в изготовлении ламината. Для этого производится препарирование с удалением слоя эмали с вестибулярной поверхности. Затем над зубом с помощью клиньев фиксируется матрица «козырёк» и накладывается композит, соответственно соблюдая все технологические этапы. Слой композита должен переходить на оральную поверхность зуба или не доходить до его режущего края на 1 мм. Если дентин живого зуба ярко окрашен или на нём есть пятна, то для маскировки цвета дентина применяют стеклоиономер или опакерные цвета композита. Сделав из опакера основу, на неё наносят цвета тела и шейки зуба.

Схема ориентировочной основы действий
при изготовлении ламината

Этапы работы Средства и условия для работы Критерий самоконтроля
     
Этапы изготовления ламината
1. Обезболивание Фантом, бормашина, лоток с инструментами, фотокомпозит, галогеновая лампа, полировочный набор, шприц, анестетик Отсутствие чувствительности зуба и окружающих тканей
2. Очистка поверхности зуба от налета и выбор цвета Щеточка для полировки, паста, цветовая шкала Выбранный цвет полностью соответствует цвету зуба
3. Удаление изменённой в цвете эмали и создание площадки для ламината в форме окошка, в случае перекрытия режущего края, создать фаску на нём Наконечник турбинный, боры алмазные, шаровидные, разной величины  
4. Протравливание, промывание, высушивание, изоляция от слюны Травящий гель, водяной пистолет, пистолет воздуха, ватные валики Поверхность сухая, матовая
5. Нанесение праймера Праймер Поверхность увлажнённая
6. Нанесение адгезива, сдувание излишков воздухом, фотополимеризация Набор фотокомпозита  
7. Послойное наложение композита, нанесение и отверждение опакера, если нужна маскировка Фотополимеризатор Слой материала не более 2 мм
8. Отверждение слоя фотополимеризатором 20-30 сек.   Материал затвердел, прочно зафиксирован в полости
9. При перекрытии режущего края – нанесение цвета прозрачного режущего края из двух слоёв   Дефект полностью устранён пломбировочным материалом
     
10. Коррекция окклюзии копировальной бумагой, полировка, обработка контактных поверхностей штрипсами, финишное отсвечивание Копирка, штрипсы, полировочные диски Поверхность реставрации соответствует цвету интактного зуба,гладкая, блестящая

Если изменение цвета произошло в результате депульпирования или травмы зуба, то коррекцию цвета производят методом резекции дентина.

Обязательным является предварительное рентгенологическое обследование. При наличии изменений в периодонте канал следует перепломбировать. Использовать для пломбирования каналов пасты, содержащие эвгенол, не рекомендуется, т. к. пары эвгенола не совместимы с матрицей композита Бис-Гма. Если пломбирование каналов проводилось «Эндометазоном» или цинк-эвгеноловой пастой, то реставрацию нужно отложить на 7-10 дней. Через неделю полость необходимо очистить от следов эвгенолсодержащей пасты бором, а устье канала изолировать стеклоиономером.

При проведении резекции дентина шаровидным бором через трепанационное отверстие на нёбной поверхности удаляется весь пигментированный ден­тин. В результате коронковая часть зуба напоминает яичную скорлупу. Коронку зуба заполняют композитным материалом послойно, начиная с пришеечной части, место дентина заполняется композитом опаковой расцветки. Основным достоинством метода резекции дентина является сохранение естественной эмали с присущим ей блеском и природными неровностями поверхности, такая эмаль не нуждается в полировке поверхности.

Этот метод целесообразно применять только для фронтальной группы зубов.

При проведении резекции дентина конструкцию необходимо укреплять анкерными штифтами.

Анкерные штифты используют и при проведении реставрации коронки зуба, разрушенного на 2/3 и более. Перед фиксацией анкерного штифта канал необходимо расширить не менее чем на 1/3 длины корня, затем выбрать штифт, подходящий по длине и диаметру. Коронковая часть штифта должна составлять не менее 1/2 высоты коронки зуба. Канал и штифт дезинфицируют и обезжиривают спиртом, высушивают воздухом и фиксируют в корневой канал при помощи специального композита Coremax или на стеклоиономер. Коронковая часть штифта маскируется Coremax или опаковым слоем композита. Предварительно лепестки штифта раскрываются. Это улучшает ретенцию композита на нём. При введении штифта в канал нельзя прилагать значительные усилия, это может вызвать вертикальный перелом корня или отлом штифта в канале.

В случае полного отлома коронковой части зуба при сохранённой круговой связке возможно восстановление зуба композитом на основе анкерного штифта. Для этой работы обязательно использование ретракционных нитей, циркулярных матриц с матрицедержателями и по возможности коффердама. Когда восстановлению подлежат корни моляров и премоляров, то сначала воссоздаются оральная и щёчная стенки, а затем можно моделировать контактные поверхности по типу пломбирования кариозных полостей II класса. Естественность искусственным молярам и премолярам придают бугры, выполненные из прозрачного композита.

Схема ориентировочной основы действий
при восстановлении зуба с помощью анкерного штифта

Этапы работы Средства и условия для работы Критерий самоконтроля
     
Этапы формирования искусственного зуба на штифте
1. Расширение корневого канала на 1/2 длины, подбор анкерного штифта Фантом, бормашина, лоток с инструментами, боры ларго, фотокомпозит, галогеновая лампа, полировочный набор, набор анкерных штифтов Штифт прочно фиксируется в корневом канале
2. Фиксация штифта в канале на специальном цементе, после твердения цемента раскрытие «лепестков» штифта Сoremax Штифт выступает из корневого канала на 1/2 длины коронки зуба
3. Маскировка выступающей части штифта опакером, фотополимеризация Опакер Создана культя зуба
4. Моделирование на культе стенок зуба с имитацией контуров дентина Гладилки, штопферы, фотополимеризатор Восстановлены контуры дентина
5. Наложение слоёв эмали по схеме «шейка – тело – режущий край» с нёбной и вестибулярной поверхностей, отсвечивание Фотокомпозит, фотополимеризатор, гладилки Восстановлена анатомическая целостность зуба
     
6. Создание с помощью финишных боров неровностей и скатов, присущих данной группе зубов Инструменты для окончательной отделки поверхностей реставрации Наличие эмалевых валиков и бороздок
7. Коррекция окклюзии, шлифовка, полировка Копирка, диски полировочные Гладкая, блестящая поверхность
8. При перекрытии режущего края – нанесение цвета прозрачного режущего края из двух слоёв   Дефект полностью устранён пломбировочным материалом
9. Коррекция окклюзии копировальной бумагой, полировка, обработка контактных поверхностей штрипсами, финишное отсвечивание Копирка, штрипсы, полировочные диски Поверхность реставрации соответствует цвету интактного зуба, гладкая, блестящая

Одним из распространённых дефектов зубных рядов являются тремы и диастемы (промежутки между зубами). Хотя, по мнению многих визажистов, диастема придаёт улыбке неповторимую привлекательность и пикантность, тем не менее многие пациенты хотят от неё избавиться.

Следует решить вопрос: можно ли закрыть диастему без вовлечения в процесс реставрации боковых резцов. Если диастема слишком широкая, то её нельзя закрыть за счёт расширения центральных резцов, необходимо разложить ширину диастемы на 4 зуба. Такой вариант приемлем лишь при явно уродующих улыбку диастемах и вовлечении боковых резцов в кариозный процесс, в остальных случаях предпочтителен вариант закрытия диастемы без вовлечения в процесс боковых резцов.

Художественное контурирование углов является последним штрихом в создании красивой улыбки. В зависимости от пола пациентов моделирование углов проводится по-разному: для женщины более подходят слегка закруглённые углы зубов, придающие улыбке женственно-юный вид, для мужчин предпочтительны прямые углы зубов, это считается мужественным типом. После контурирования рекомендуется покрыть зубы праймером, во избежание гиперестезии.

Схема ориентировочной основы действия
при закрытии диастемы

Этапы работы Средства и условия для работы Критерий самоконтроля
     
Этапы уменьшения или закрытия диастемы
  Фантом, бормашина, лоток с инструментами, фотокомпозит, галогеновая лампа, полировочный набор  
1. Очистка поверхности зуба от налета и выбор цвета Щеточка для полировки, паста, цветовая шкала Выбранный цвет полностью соответствует цвету зуба
2. Протравливание, смывание водой, высушивание Травящий гель Эмаль сухая, матовая
3. Изоляция от слюны Ватные валики  
4. Нанесение праймера Праймер  
5. Нанесение адгезива, сдувание излишков воздухом, фотополимеризация Набор фотокомпозита  
6. Послойное наложение композита сначала на нёбную, затем на вестибулярную, контактные поверхности   Слой материала не более 2 мм
7. Отверждение слоя фотополимеризатором 20-30 сек.   Материал затвердел, прочно зафиксирован в полости
8. Дальнейшее наложение слоев композита, отверждение каждого из них по 20-30 сек.   Дефект полностью заполнен пломбировочным материалом
9. Коррекция окклюзии копировальной бумагой, полировка, обработка контактных поверхностей штрипсами финишное отсвечивание Копирка, штрипсы, полировочные диски Диастема устранена, поверхность реставрации гладкая, блестящая

Контрольные вопросы

1. Что является причиной изменения цвета зубов?

2. Показания и техника изготовления ламината (винира).

3. Показания и методика проведения резекции дентина.

4. Показания для использования анкерных штифтов.

5. Этапы формирования искусственного зуба на штифте.

6. Этапы закрытия диастемы.

7. Преимущества метода резекции дентина?

8. Особенности художе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: