Приходите в дом наш новый!
Далее воспитатель спрашивает детей, кто их приглашает к себе на новоселье и затем предлагает вместе с "поросятами" исполнить веселую пляску. Активизация внимания достигается за счёт выразительного исполнения композиции по показу. В процессе подражания дети внимательно следят за движениями педагога, их внимание полностью поглощено отражением действий взрослого. Темп и ритм движений, их последовательность, а также характер исполнения подчинены показу и звучанию музыки. В этот момент у детей тренируется скорость переключения движений, формируются умения и навыки, развивается слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная, зрительная, слуховая). Полисенсорная основа (вижу, слышу, чувствую) способствует более эффективному и прочному усвоению материала.
Однако во многих композициях (как и в приведенном примере - пляске Поросят) сочетается исполнение фиксированных движений - по показу, и свободное, самостоятельное выполнение движений (на проигрыш песни "Ни кола и ни двора" - импровизация движений, где каждый ребенок сам придумывает и показывает, как танцует Поросенок). Переход от подражания к самостоятельности требует включений самоконтроля, волевых усилий, быстроты реакции, психологической раскрепощенности. На первых занятиях не все дети могут сразу импровизировать, некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Педагог подбадривает детей, старается стимулировать творческую активность, подбирает сравнения, характеризующие игровой образ, внушает уверенность в собственных силах.
|
|
В процессе наблюдения воспитатель определяет те виды упражнений, которые вызывают у детей затруднения. Их можно сразу же показать в медленном темпе под счет, используя приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затем снова детям предлагается исполнить всю композицию от начала до конца. Если некоторые сложные движения совсем не получаются у детей, то можно их заменить на более простые.
Педагогу следует акцентировать внимание не столько на ошибках исполнения, сколько на характере движений, отражающих музыкально-игровой образ, и ориентироваться на поиск приемов, облегчающих детям освоение упражнений. Чтобы добиться успеха, необходимо вначале уделить внимание формированию у ребенка установки на исполнение композиции. Важно "зацепить" интересы детей, их жизненный и игровой опыт, как бы перекинуть "мостик" от музыки и содержания композиции к интересу ребенка, его индивидуальности и вызвать желание "войти в образ", показать его в пластике. Разнообразные музыкально-ритмические композиции требуют разных установок, опоры на различные образы. Так, например, композиция "Танцкласс" преподносится детям как игра в будущих артистов балета, а настрой на исполнение композиции "Голубая вода" требует игры воображения, представления образов природы, ощущения дыхания ветра, плеска голубой воды. И совсем иная установка на исполнение композиции "Песенка о ремонте" - это обыгрывание ситуации " весело, дружно и энергично делаем ремонт".
|
|
Как показывает практика, освоение детьми композиций происходит примерно в течение 2-3 недель. При этом мы не ставим задачу абсолютно точного и синхронного исполнения движений. Дети двигаются, как могут, главное - чтобы с удовольствием. По мере повторения композиции в разных ситуациях (на зарядке, на занятиях, между занятиями и т.д.) постепенно осваиваются отдельные элементы различных видов движений, опираясь на которые педагог ставит танцы индивидуально или с подгруппой детей, но в этом случае акцентируется внимание на качестве, выразительности движений.