Лоббирующая деятельность отделов по связям с общественностью

Служба связей с общественностью принимает управленческие решения, которые подкрепляются их реализацией. Вырабатывая и реализуя управленческие решения, она тем или иным образом артикулирует общественные требования, информирует о них, руководствуется ими в конкретных ситуациях, проверяя правомерность своих действий.

Процесс, посредством которого индивидуумы и группы предъявляют требования службам связей с общественностью, называется артикуляцией интересов. Службы связей с общественностью ищут каналы для передачи своих артикулированных интересов органам власти, т.е. осуществляют лоббистскую деятельность.

Западные исследователи, определяя основные лоббистские функции служб связей с общественностью, указывают на то, что они:

♦ передают настроения и требования групп общественности исполнительным органам власти;

♦ влияют на законодательный процесс;

♦ выполняют важную роль при подборе экспертов и специалистов на министерские и административные должности, открывая доступ на государственные посты лицам с соответствующим опытом и окружением;

♦ оказывают поддержку и мобилизуют людей в реализации правительственных программ;

♦ осуществляют контакт с органами власти и способствуют выработке своевременных и эффективных решений.

Рассматривая лоббистскую роль служб связей с общественностью, американские ученые К. Хитчнер и С. Левин пишут: «Из множества стратегий, используемых группами связей с общественностью для достижения своих целей, преимущественное значение имеют две: во-первых, прямое влияние на правительственные органы и официальных лиц; во-вторых, косвенное влияние на них через отдельных лиц, политические партии и общественное мнение». Влияние служб связей с общественностью на государственную политику осуществляется на пяти уровнях.

Во-первых, службы связей с общественностью влияют на общественное мнение, используя различные средства массовой коммуникации для популяризации требований или программ среди групп общественности. Во-вторых, они стремятся повлиять на результаты выборов путем взаимодействия с политическими партиями в период предвыборной борьбы. В-третьих, службы связей с общественностью влияют на содержание предвыборных программ во время проведения партийных съездов. В-четвертых, они могут сконцентрировать свои усилия на законодательных органах власти, входя в контакт с депутатами, присутствуя на слушаниях законопроектов в комиссиях и т.д. И наконец, в-пятых, они пытаются контролировать уже принятые законы, сотрудничая с государственными служащими или оспаривая правильность толкования администрацией этих законов, передавая дело в случае необходимости на рассмотрение суда.

Лоббистский процесс состоит из четырех этапов. Рассмотрим задачи, которые решают на каждом из них.

Первый этап –это съезд политической партии. Общенациональные партии в РФ представляют собой гибкие ассоциации групп интересов, которые сотрудничают друг с другом в процессе назначений и выборов в федеральные органы. Некоторые из групп вопреки принадлежности к одной партии преследуют противоположные интересы. Программы общенациональных партий обычно представляют собой компромисс этих интересов. Используя эти противоречия, представители служб связей с общественностью на съездах партий ведут борьбу за включение в программные документы своих агрегированных требований.

Второй этап –это общенациональные выборы. В этот период представители служб связей с общественностью стараются направить в нужное русло массовые выступления во время избирательных кампаний. Они – организаторы и участники митингов, пламенные ораторы, инициаторы сбора средств, пропаганды в прессе, на радио и телевидении в поддержку своих кандидатов.

Третий этап –вступление в силу законов, и именно здесь службы связей с общественностью прилагают наибольшие и непрестанные усилия. Официальным и общедоступным методом убеждения является ходатайство перед органом власти, в чьей компетенции находится выполнение данных законов. Наряду с этим службы связей с общественностью используют иные косвенные и неформальные методы влияния. Депутаты, государственные служащие часто получают личные обращения от представителей служб связей с общественностью или от известных общественных деятелей, которые побуждают их «сказать свое слово».

Четвертый этап –влияние на администрацию органов власти. Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ, местные законодательные органы власти – важные объекты концентрации усилий служб связей с общественностью, но не менее важное место в их деятельности занимают исполнительные органы. Федеральное правительство поддерживает различные программы расходов на социальное обеспечение и экономический комплекс. Государственные контракты на соответствующие поставки и услуги являются одним из важнейших элементов социально-экономической системы. Поэтому государственные учреждения и местные органы власти становятся эпицентром борьбы за материальные блага со стороны различных служб связей с общественностью. В дополнение к вышеперечисленным аспектам деятельности служб связей с общественностью можно назвать еще один, это их роль в судопроизводстве. Постановления судов, как центров политической власти, могут иметь большое значение для целей служб связей с общественностью. Возбуждая дело в суде, служба не только может добиться немедленных результатов, например, благоприятного решения в конкретном случае, но умелыми действиями может извлечь из деятельности апелляционных судов прецеденты, имеющие гораздо большее значение для сферы связей с общественностью.

Вместе с тем проблема, связанная с деятельностью служб связей с общественностью, заключается в том, что они порой навязывают свою волю законодателям и административным органам. От этого не только страдают нормы общественной морали, но и происходит перекос политики, проводимой в интересах народа. Эта опасность весьма реальна, особенно в странах с высокоорганизованными службами связей с общественностью, часть которых отшлифовала свою технику воздействия до уровня искусства.

Вопросы для самоконтроля

1. К стратегическому или оперативному управлению организацией следует отнести деятельность служб связей с общественностью?

2. Назовите направления деятельности ПР-служб.

3. Каким образом можно обеспечить относительно эффективную работу ПР-отделов?

4. Перечислите основные факторы, влияющие на деятельность ПР-отделов.

5. Что такое лоббирование?

6. Каковы основные функции лоббистской деятельности ПР-отделов?

7. Какие виды деятельности ПР-отделов можно отнести к лоббированию?

8. Перечислите основные уровни влияния служб связей с общественностью на органы власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: