double arrow

Расчет минимального объема товарооборота, необходимого для обеспечения безубыточной работы торгового предприятия

Планирование розничного товарооборота торгового предприятия, особенно нового, целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, который обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято называть критическим. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности предприятия.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие несет определенные расходы, которые в практике экономического анализа принято подразделять на:

постоянные затраты, сумма которых остается неизменной в течение длительного периода времени (аренда, амортизация, расходы на содержание зданий, помещений, сооружений, коммунальные расходы и т.д.). Для покрытия этих расходов предприятие должно осуществлять торговую деятельность, т.е. осуществлять реализацию товаров;

переменные расходы, т.е. затраты, связанные с покупкой товаров, их транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией. Предполагается, что переменные расходы развиваются в том же направлении и с теми же темпами, что и объем товарооборота.

Однако темп изменения совокупных затрат в связи с включением в них не только переменных, но и постоянных расходов будет отклоняться от темпа изменения объема товарооборота. В результате объем товарооборота в своей критической точке позволяет покрыть не только постоянные, но и переменные затраты. При этом минимально необходимый объем товарооборота позволяет обеспечить предприятию только безубыточную работу.

Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли. Таким образом, имеем:

Тр.ц = Тп.ц + ТН,

где Тр.ц - объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

Тп.ц - объем товарооборота по покупным ценам, руб.;

ТН - сумма торговых надбавок, руб.

В свою очередь:

ТН = ИО + П,

где П - сумма прибыли, руб.;

ИО - сумма издержек обращения, руб.

ИО = ИОпер + ИОпост,

где ИОпер - сумма переменных издержек обращения, руб.;

ИОпост- сумма постоянных издержек обращения, руб.

Тогда:

Тр.ц = Тп.ц + ИОпер +ИОпост, + П.

Но поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид:

= Тп.ц + ИОпер +ИОпост.

где - критический объем товарооборота по розничным ценам, руб.

Товарооборот по покупным ценам представляет собой объем закупленных товаров в стоимостном выражении или затраты торгового предприятия на покупку товаров. Величина этих затрат носит переменный характер, поэтому объем критического товарооборота можно представить следующим образом:

= Зпер + ИОпост,

где Зпер - переменные затраты.

Разделив полученное равенство на объем критического товарооборота, получаем:

Обозначив:

Зпер / = Д - доля переменных затрат в розничном товарообороте, принимаемом за 1, получаем:

,

отсюда:

.

Определив минимальный критический объем товарооборота, обеспечивающий предприятию безубыточную работу, переходят к расчету возможного объема товарооборота на планируемый год.

Планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятия

При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:

опытно-статистический;

экономико-статистический;

экономико-математического моделирования;

комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Однако при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:

Тож = Тф.9м + Тож.IVкв.,

где Тож - ожидаемый объем товарооборота за отчетный год, руб.;

Тф.9м - фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб.;

Т ож.IVкв. - ожидаемый объем товарооборота за IV квартал отчетного года, руб.

При этом:

Тож.IVкв. > Тпл.IVкв.,

где Тпл.IVкв – плановый объем товарооборота IV квартала отчетного года, руб.

Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений):

Тсопсож + Кув + Кум,

где Тсопс – сопоставимый объем товарооборота за отчетный год, руб.; ""

Кув – корректив на увеличение объема товарооборота, который равен объему товарооборота (исходя из среднемесячного оборота) структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году не работали, но в планируемом году будут работать, руб.;

Кум – корректив на уменьшение объема товарооборота, который равен объему товарооборота структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году отработали, а в планируемом году работать не будут, руб.

Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году:

Тп.г. = (Тсопс×Т%) / 100,

где Тп.г. – объем товарооборота на планируемый год, руб.;

Тсопс – объем сопоставимого товарооборота отчетного года, руб.;

Т% - среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %.

Одним из методов расчета общего объема розничного товарооборота торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Рассмотрим пример такого расчета (табл. 4.1).

Сглаживание производится с помощью скользящей средней для трех близлежащих лет:

К1 = (К1 + К2 + К3) / 3 = (4,8 + 4,2 + 6,0) / 3 = 5,0%;

К2 = (К2 + К3 + К4) /3 = (4,2 + 6,0 + 3,1) / 3 = 4,4%;

K3=(K3 + K4 + K5)/ 3 = (6,0 + 3,1 + 5,4) / 3 = 4,8%.

Таблица 4.1

Исходные данные для сглаживания прироста объема товарооборота

Годы Прирост товарооборота
условные обозначения в % к предыдущему году
t K1 4,8
t+1 K2 4,2
t+2 K3 6,0
t+3 K4 3,1
t+4 K5 5,4

Полученный выравненный ряд скользящих средних дает возможность определить среднегодовое изменение прироста объема товарооборота:

D = (Кn - К1) / (n – 1),

где D - среднегодовое изменение прироста объема товарооборота, %;

Кn- последний показатель в ряду выравненных средних, %;

К1 - первый показатель в ряду выравненных средних, %;

n - количество показателей выравненного ряда средних.

Имеем:

D = (4,8 – 5,0) / (3 – 1) = -0,1%.

Значение прироста товарооборота на планируемый год (К6) определяется продолжением выравненного ряда средних на 2 шага вперед, т.е. начиная от предшествующего года (t + 3), через отчетный год (t + 4) на планируемый год (t + 5):

К6 = K4+ 2D = 3,1 + 2- (-0,1) = 2,9%.

Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным годом товарооборот торгового предприятия должен увеличиться в действующих ценах на 2,9%. Если ожидаемый сопоставимый объем товарооборота торгового предприятия составит 159,1 млн. руб., то объем товарооборота в планируемом году будет равен:

Т5 = (159,1 – 102,9) 1 100 = 163,8 тыс. руб.

При планировании общего объема товарооборота розничного торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели.

Товарооборот формируется в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется, во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.

Наличие инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной степенью точности), исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции – тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается.

Для выявления основной тенденции развития товарооборота используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод).

Наиболее важным моментом при выравнивании является выбор типа кривой, от которого зависят результаты прогноза товарооборота. Самым обоснованным следует считать подход, основанный на графическом анализе товарооборота.

Рис. 4.1. Динамика объема розничного товарооборота торгового предприятия

Рассмотрим пример динамики объема розничного товарооборота (рис. 4.1). Можно предположить, что розничный товарооборот торгового предприятия развивается по линейной функции:

у = а + bt,

где у - объем розничного товарооборота, руб.;

t - фактор времени, год;

а, b - параметры модели.

Параметры находятся методом наименьших квадратов с помощью решения системы нормальных уравнений вида:

Таблица 4.2

Расчет параметров модели

Годы Объем розничного товарооборота, тыс.руб. (y) Время, год (t) yt t2 Расчетный объем товарооборота, тыс.руб. ()
t 132,6   132,6   132,3 0,23
t+1 138,2   276,4   138,9 0,51
t+2 146,5   439,5   145,5 0,68
t+3 151,0   604,0   152,1 0,73
t+4 159,1   795,5   158,6 0,31
n=5 Sy=727,4 St=15 Syt=2248,9 St2=55 S =727,4 2,46 / 5=0,49%

Расчет параметров модели представлен в табл. 4.2. Решив систему нормальных уравнений относительно параметров а и b, получаем функцию зависимости объема розничного товарооборота торгового предприятия от фактора времени:

= 125,74 + 6,58 t.

Полученная модель показывает, что при увеличении фактора времени на один год объем товарооборота торгового предприятия увеличивается в среднем на 6,58 тыс. руб.

Для того чтобы сделать вывод об эффективности полученной модели и о возможности ее использования для планирования объема товарооборота, необходимо определить средний процент отклонений теоретических (расчетных) значений товарооборота от фактических, т.е. определить среднюю ошибку прогноза. Принято считать, что модель является эффективной и ее можно использовать для прогнозирования, если средний процент отклонений теоретических значений товарооборота от фактических не превышает 3%.

В рассматриваемом примере среднее отклонение теоретического товарооборота от фактического составляет 0,49%, что позволяет ее использовать для расчета объема товарооборота на будущий год:

= 125,74 + 6.58t == 125,74 + 6,58 6 = 165,2 (тыс. руб.).

Для планирования объема товарооборота торгового предприятия может быть использована авторегрессионная модель вида:

у = а + Ьх + ct,

где у - объем товарооборота торгового предприятия, руб.;

х - объем товарооборота торгового предприятия в предшествующем году, руб.;

t - фактор времени, год.

Возможность использования данной модели для планирования объема товарооборота объясняется следующим. Одним из основных факторов, влияющих на объем товарооборота, являются товарные ресурсы. Товарооборот предшествующего года в какой-то степени отражает реализованное соотношение между спросом и предложением товаров и, учитывая инерционность торговли, является показателем, определяющим это соотношение в будущем периоде. Фактор времени в данном случае отражает влияние на объем товарооборота остальных неучтенных факторов.

Данные для расчета параметров авторегрессионной модели приведены в табл. 4.3.

Авторегрессионная модель имеет вид:

= 5,02 + 1,006 х + 0.3 t.

Из полученной модели следует, что при увеличении объема товарооборота торгового предприятия предшествующего года на 1 тыс. руб. товарооборот следующего года увеличивается в среднем на 1,006 тыс. руб., а при увеличении фактора времени на один год объем товарооборота увеличивается в среднем на 0,3 тыс. руб. Средний процент отклонений теоретических данных от фактических составляет 1,03%, что позволяет использовать модель для планирования объема товарооборота торгового предприятия на будущий год:

= 5,02 + 1,006 х + 0,31 =

= 5,02 + 1,006 159,1 + 0,3 5 == 166,6 (тыс. руб.).

Результаты расчета объема розничного товарооборота торгового предприятия сведены в табл. 4.4.

Таблица 4.4.

Расчет объема товарооборота торгового предприятия на планируемый год

Методика расчета Расчетный товарооборот на планируемый год, тыс.руб. Прирост товарооборота в % к отчетному году (159,1 тыс.руб.)
1. Экономико-статистический метод 163,8 2,9
2. Трендовая модель ( = 125,74 + 6,58 t) 165,2 3,8
3. Авторегрессионная модель ( = 5,02 + 1,006 х + 0,3 t) 166.6 4.7

I -й вариант расчета – пессимистический, а 3-й – оптимистический. Плановая величина товарооборота на будущий год устанавливается по средней величине:

Тпл = (163,8 + 166,6) / 2 = 165,2 (тыс. руб.),

т.е. она равна объему товарооборота, рассчитанному по трендовой модели, которая, в свою очередь, дает наименьший средний процент отклонений теоретических значений товарооборота от фактических.

Рассчитанный объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота.

Планирование объема товарооборота предприятий общественного питания и оптовой торговли может осуществляться теми же методами, что и предприятий розничной торговли.

Таблица 4.3

Расчет параметров модели y = f + bx + ct

Годы Фактический товарооборот, тыс. руб. (у) Товарооборот предшеству-ющего года, тыс.руб. (х) Фактор времени, год (t) yx x2 yt xt t2 Теоретический (расчетный) товарооборот, ттыс.руб. () у-
t + 1 138,2 132,6   18325,8 17582,8 138,2 132,6   138,7 –0,5 –0,36
t + 2 146,5 138,2   20246,3 19099,2 293,0 276,4   144,4 2,1 1,43
t + 3 151,0 146,5   22121,5 21462,3 453,0 439,5   152,7 –1,7 1,13
t + 4 159,1 151,0   24,24 22801,0 636,4 604,0   157,2 1,9 1,19
n=4 Sy=594,8 Sx=568,3 St=10 Syx=84717,2 Sx2=80945,3 Syt=1520,6 Sxt=1452,5 St2=30 S =593,0 e=4,11 / 4=1,03 %

Планирование товарооборота розничного торгового предприятия по кварталам и месяцам

Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.

Сложное социально-экономическое явление представляет собой серьезность в торговле. Она непрерывно изменяется: смещаются периоды увеличения и уменьшения реализации, изменяется степень колеблемости сезонной волны. Для научно обоснованного расчета товарооборота по кварталам и месяцам необходимо изучать условия формирования сезонности в торговле и уметь ее прогнозировать.

В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляются анализ и прогнозирование квартальных и месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется.

Рассмотрим последовательность расчетов на примере определения квартальных товарооборотов. Сначала определяется среднеквартальный оборот за каждый год:

Tквj = Tj / 4

где Tквj – среднеквартальный товарооборота j-го года, руб.;

Tj – объем товарооборотам j-го года, руб. Далее рассчитываются сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год и определяется их сумма:

где Сij - сезонные колебания товарооборота i-го квартала j-го года, "%;

Тij - товарооборот i-го квартала j-го года, руб.

На основе указанных формул рассчитаем сезонные колебания товарооборота по кварталам (табл. 4.5, 4.6).

Таблица 4.5

Исходные данные для расчета сезонных колебаний товарооборота по кварталам (тыс.руб.)

Годы Кварталы t+2 t+3 t+4
I 35,9 37,2 36,3
II 36,5 36,7 37,9
III 36,8 38,0 41,7
IV 37,2 39,1 43,2
Tj 146,5 151,0 159,1
Tквj 36,6 37,8 39,8

Таблица 4.6

Расчет сезонных колебаний товарооборота по кварталам (%)

Годы Кварталы t+2 t+3 t+4 Sci
I 98,1 98,4 91,2 287,7
II 99,7 97,1 95,2 292,0
III 100,5 100,5 104,8 305,8
IV 101,9 103,4 108,5 313,8

В целях устранения влияния случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота:

,

где – первоначальный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %;

n – количество лет.

Сумма индексов сезонности товарооборота за четыре квартала должна быть равна 400,0% (при отсутствии влияния сезонных факторов индекс сезонности каждого квартала равен 100,0%). Если имеются отклонения от указанной величины, то в расчеты вводится коэффициент поправки:

,

где Кп - коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности товарооборота.

Уточненные индексы сезонности товарооборота определяются по формуле:

,

где - уточненный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.

В табл. 4.7 приведен пример расчета индексов сезонности товарооборота.

Таблица 4.7

Расчет индексов сезонности товарооборота (%)

Кварталы Сумма сезонных колебаний Sci Индексы сезонности
I 287,7 95,9 95,9
II 292,0 97,3 97,4
III 305,8 101,9 102,0
IV 313,8 104,6 104,7
S 399,7 400,0

Коэффициент поправки составляет:

Кп= 400,0 / 399,7 = 1,00075.

Индекс сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.

Объем товарооборота по кварталам на планируемый год определяется умножением среднеквартального товарооборота планируемого года на уточненный индекс сезонности соответствующего квартала и делением на 100%:

,

где – товарооборот i-го квартала планируемого года, руб.;

– среднеквартальный товарооборот планируемого года, руб.

По торговому предприятию на планируемый год имеем:

= 165,2 / 4 = 41,3 (тыс. руб.);

= 41,3 95,9 / 100 == 39,6;

= 41,3 102,0 / 100 = 42,1;

= 41,3 104,7 / 100 = 43,3.

Расчет товарооборота по месяцам осуществляется по аналогичной методике.

Планирование структуры товарооборота торгового предприятия

Одной из важных задач планирования товарооборота является определение его структуры, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемкости их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.

В настоящее время используются следующие методы планирования структуры товарооборота торгового предприятия:

1) экономико-статистический;

2) основанный на расчете коэффициентов эластичности;

3) экономико-математического моделирования;

4) поэтапный.

Суть экономико-статистического метода планирования структуры товарооборота основывается на сглаживании удельных весов реализации отдельных товаров в общем объеме товарооборота торгового предприятия за ряд лет. Методика расчетов аналогична методике планирования объема товарооборота торгового предприятия с помощью экономико-статистического метода.

Для планирования структуры товарооборота торгового предприятия может быть использован метод, основанный на расчете коэффициентов эластичности, отражающих изменение оборота по отдельным товарам в зависимости от изменения общего объема товарооборота торгового предприятия:

,

где Э i - коэффициент эластичности по i-му товару, %;

- прирост товарооборота по i-му товару в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %;

- прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется товарооборот по i-й товарной группе при изменении общего объема товарооборота торгового предприятия на 1%. Причем, чем крупнее берутся товарные группы, тем надежнее расчеты.

Прирост товарооборота по товарным группам в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется путем умножения коэффициентов эластичности (Э i) на прирост объема товарооборота в целом по торговому предприятию:

.

Расчетное значение товарооборота по i-й товарной группе на планируемый год составит:

,

где – товарооборот i-й товарной группы в планируемом году, руб.;

– товарооборот i-й товарной группы в отчетном году, руб.;

– прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %;

– прирост товарооборота i-й товарной группы в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %.

В табл. 4.8 приведены данные планирования структуры товарооборота, которые рассчитаны по приведенным выше формулам.

Таблица 4.8

Планирование структуры товарооборота торгового предприятия

Товарные группы Товарооборот предшествующего года, тыс.руб. Товарооборот отчетного года, тыс.руб. Прирост товарообо-рота в планируемом году, () Коэффициент эластичности, % (Э i) Прирост товарообо-рота, % () Товарооборот планируемого года, тыс.руб ()
Ткани 10,4 10,9 3,38 0,89 4,8 11,3
Одежда 43,9 46,0 3,38 0,89 4,8 47,6
Трикотаж 13,3 13,8 2,66 0,70 3,8 14,2
Обувь 15,0 16,3 6,12 1,61 8,7 17,3
Галантерея 12,7 13,2 2,74 0,722 3,9 13,6
Хозтовары 15,7 16,9 5,36 1,41 7,6 17,7
Проч. товары 21,1 21,5 1,33 0,35 1,9 21,8
Итого 151,0 159,1 3,8 5,4 165,2

Для расчета структуры товарооборота торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели, основными из которых являются трендовая, авторегрессионная и факторная, где в качестве фактора выступает общий объем товарооборота.

Все рассмотренные методы предполагают расчет товарооборота по каждой товарной группе в отдельности с последующим выходом на общий объем планируемого товарооборота. Однако такой потоварный расчет структуры товарооборота имеет ряд недостатков.

Во-первых, результат, полученный суммированием рассчитанных товарооборотов по товарным группам, может не совпадать с определенным ранее общим объемом, что требует ввода поправочных коэффициентов. Во-вторых, рассмотренные методы не позволяют учесть взаимозаменяемость отдельных Товаров, однородных или близких по своему потребительскому назначению.

Для устранения отмеченных недостатков может быть использована одна из разновидностей метода экономико-математического моделирования - поэтапный метод планирования структуры товарооборота. При этом исходят из того, что наибольшей устойчивостью и достоверностью обладают расчеты по большим группам товаров. Поэтому более правильным будет переход от расчета товарооборота по большим товарным группам к расчету более мелких вплоть до отдельного товара.

На первом этапе все товары разбиваются на укрупненные товарные группы, находится зависимость товарооборота по укрупненной товарной группе от общего объема товарооборота торгового предприятия:

Z i = a + by,

где Z i – товарооборот по i-й укрупненной товарной группе, руб.;

у – общий объем товарооборота торгового предприятия, руб.

Затем укрупненные товарные группы разбиваются на отдельные подгруппы товаров и находится зависимость товарооборота по подгруппе товаров от товарооборота по укрупненной товарной группе:

K i = a + bZ i,

где К i – товарооборот по j-й подгруппе товаров, руб.

Наконец, определяется зависимость товарооборота по отдельным товарам от товарооборота по подгруппе товаров:

Lr = а + dК j

где Lr. - товарооборот по f-му товару, руб.

При расчете структуры товарооборота поэтапным методом возникает необходимость всю массу товаров разбить на ряд товарных групп. В эти группы следует объединять товары, идентичные по своему качественному составу, биологическим свойствам, способу потребления, роду удовлетворяемых потребностей, а также взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.

На первом этапе выделяются продовольственные и непродовольственные товары. Затем из продовольственных и непродовольственных товаров выделяется ряд укрупненных товарных групп (на этом этапе могут быть сразу же выделены и некоторые самостоятельные товары, не входящие ни в одну укрупненную группу, например, табачные изделия, чай, соль и др.). Среди продовольственных товаров, например, могут быть выделены следующие укрупненные группы, включающие товары, родственные по биологическим свойствам и характеру удовлетворяемых потребностей:

продукты животного происхождения;

сахар и кондитерские изделия;

хлебопродукты;

овощи, фрукты;

алкогольные и безалкогольные напитки.

Среди непродовольственных товаров можно выделить следующие укрупненные группы товаров:

предметы одежды (включая ткани и обувь);

товары культурно-бытового и хозяйственного обихода;

предметы санитарии и гигиены;

галантерейные товары;

прочие непродовольственные товары.

На следующем этапе каждую из этих укрупненных товарных групп следует разбить на более мелкие подгруппы, в которые целесообразно включать товары, более тесно связанные между собой признаками взаимозаменяемости, сопряженности и т.п. Например, укрупненная группа продуктов животного происхождения может быть разбита на следующие отдельные подгруппы товаров: мясопродукты, рыбопродукты, жиры, молочные продукты.

Аналогичным способом разбиваются и укрупненные группы непродовольственных товаров. Так, укрупненная группа предметов одежды может быть разбита на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь. Такое последовательное разукрупнение товарных групп, в конечном счете, приводит к выделению отдельных конкретных товаров.

Поскольку в представленных моделях в качестве аргумента каждый раз используется товарооборот по более крупной группе товаров вплоть до общего объема товарооборота торгового предприятия. Это позволяет при планировании оборота по конкретному товару учесть факторы, не только определяющие тенденцию реализации данного товара, но и влияющие на общий объем товарооборота, что значительно уточняет расчет структуры оборота.

Глава 5. Организация и планирование обеспечения торгового предприятия товарными ресурсами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: