| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов/зачетных единиц | Формируемые компетенции |
| | | | |
| Раздел I. Теории обучения Тема 1. Сущность, движущие силы и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. | Содержание учебного материала | 8 | ОПК-4 |
| | Дидактика как отрасль научного знания. Теоретико-методологические основы процесса обучения. |
| | Сущность процесса обучения. Движущие силы и логика образовательного процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. |
| | Закономерности и принципы процесса обучения. |
| Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | |
| Практическое занятие с использованием инновационных технологий | 2 |
| Самостоятельная работа студента | 4 |
| Тема 2. Современные дидактические концепции. | Содержание учебного материала | 10 |
| | Понятие о дидактической концепции (теории) и системе. Взаимосвязь теории и практики обучения. | ОПК-4 |
| | Дидактическая концепция развивающего обучения. Объяснительно-иллюстративное обучение. |
| | Дидактическая концепция проблемного обучения. |
| | Дидактическая теория оптимизации процесса обучения. Научная организация учебного труда. |
| | Дидактические концепции программированного обучения. Современные виды программированного обучения. |
| Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | |
| Практическое занятие с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) | 2 |
| Самостоятельная работа студента | 6 |
| Тема 3. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. | Содержание учебного материала | 10 |
| | Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. | ПКНО - 3 |
| | Современные концепции содержания образования |
| | Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план, учебные программы, учебники. |
| | Пути совершенствования содержания образования в современной школе. |
| Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | |
| Практические занятия с элементами дискуссии | 2 | |
| Самостоятельная работа студента | 6 |
| Тема 4. Современные модели организации обучения. Система форм, методов, приемов, средств обучения. Педагогические условия их применения в учебном процессе. | Содержание учебного материала | 12 | |
| | Организация процесса обучения | ПКНО - 3 |
| | Индивидуально-дифференцированный подход к обучению |
| | Формы организации обучения. Современный урок, пути его совершенствования. |
| | Методы обучения. Классификация методов обучения. Понятие методов, приемов, правил обучения. Различные |
| | Методы организации и осуществления учебно-познавательной и самообразовательной деятельности учащихся. |
| | Методы стимулирования познавательного интереса и активности учащихся в обучении |
| | Средства обучения, их классификация, условия применения в учебном процессе. |
| Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | |
| Практические занятия с использование элементов дискуссии | 4 |
| Самостоятельная работа студента | 6 |
| Тема 5. Образовательная диагностика. Контроль и учет в процессе обучения. | Содержание учебного материала | 6 | ПКНО - 2 |
| | Сущность, цель, задачи, основные принципы образовательной диагностики. |
| | Виды образовательной диагностики. |
| | «Ситуация успеха» в обучении. |
| | Контроль и учет в процессе обучения. |
| Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | | |
| Практическое занятие | 2 |
| Самостоятельная работа студента | 4 |
| Тема 6. Инновационные образовательные процессы. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. | Содержание учебного материала | 9 |
| | Инновации в образовании. Общие понятия об инновациях в образовательной сфере. Классификация инноваций. Основные направления нововведений. | ОПК -4 |
| | Дополнительное образование. Самообразование. |
| | Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. |
| Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | |
| Практическое занятие с использованием элементов дискуссий | 2 |
| Самостоятельная работа студента | 6 |
| Контрольная работа | 1 |
| Раздел II. Теория воспитания Тема 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. | Содержание учебного материала | 8 | ОПК- 4 |
| | Воспитание как педагогическое явление. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «социализация». Сущность воспитания и его особенности. Критерии оценки воспитательного процесса. |
| | Общие закономерности и принципы воспитания. Их характеристика. Движущие силы и логика процесса воспитания. |
| | Содержание воспитательного процесса. Проблема содержания воспитательного процесса. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса |
| Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | |
| Практическое занятие с использованием инновационных технологий | 2 |
| Самостоятельная работа студента | 4 |
| Тема 2. Базовые теории воспитания и развития личности. | Содержание учебного материала | 8 |
| | Методологические подходы к построению воспитательной деятельности: определение понятий «подход» и «концепция». Сущность, основополагающие идеи и целесообразность использования системного подхода к построению воспитательного процесса в современном образовании. | ОПК-4 |
| | Личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Их сущность и технологический арсенал. |
| | Современные концепции воспитания. |
| Практическое занятие с использованием современных технологий | 2 | |
| Самостоятельная работа студента | 6 |
| Тема 3. Содержание процесса воспитания. Нормативно правовое обеспечение воспитательной деятельности образовательного учреждения. | Содержание учебного материала | 8 |
| | Воспитание базовой культуры личности. Философско-мировоззренческая подготовка школьников. Гражданское и патриотическое воспитание школьников в системе формирования базовой культуры личности. | ОПК-4 |
| | Формирование основ нравственной и духовной культуры личности. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. Воспитание физической культуры. |
| | Формирование эстетической культуры учащихся. Нормативно правовое обеспечение воспитательной деятельности образовательного учреждения. |
| Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | |
| Практическое занятие с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) | 2 |
| Самостоятельная работа студента | 4 |
| Тема 4. Система методов, форм и средств воспитания. | Содержание учебного материала | 12 |
| | Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования и мотивации деятельности. Методы контроля, самоконтроля и самооценки. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. | ПКНО-3 |
| | Средства воспитательного процесса. Основные функции средств воспитательного процесса: инициирования, инструментальная, психологическая. Их характеристика. Условия оптимального выбора. |
| | Формы воспитательного процесса Их классификация. Классное руководство как организационная форма работы с детьми. Педагогическая диагностика в деятельности классного руководителя |
| Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | |
| Практические занятия с элементами дискуссии | 4 | |
| Самостоятельная работа студента | 6 |
| Тема 5. Понятие о воспитательной системе: структура, этапы становления и развития. Характеристика гуманистических воспитательных систем. | Содержание учебного материала | 13 | |
| | Современные подходы к определению понятия «воспитательная система». Структура, функции, этапы становления воспитательной системы. Традиции и инновации в функционировании воспитательной системы. | ПКНО - 3 |
| | Гуманистический подход в воспитании, его сущность и содержание. Характеристика отечественных и зарубежных гуманистических воспитательных систем. Моделирование воспитательной системы школы. |
| | Особенности моделирования и «жизнеобеспечения» инновационных воспитательных систем образовательных учреждений г. Тулы - школ №8, 31, прогимназии №2 «Гармония», лицея при ТГПУ им. Л.Н.Толстого |
| Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 2 | |
| Практические занятия с использование элементов дискуссии | 2 |
| Самостоятельная работа студента | 8 |
| Контрольная работа студентов | 1 |
| | |
| Всего: | 104 часов/3 з.е. | |