Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов/зачетных единиц
| Формируемые компетенции
|
|
|
|
|
Раздел I.
Теории обучения
Тема 1.
Сущность, движущие силы и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения.
| Содержание учебного материала
| 8
| ОПК-4
|
| Дидактика как отрасль научного знания. Теоретико-методологические основы процесса обучения.
|
| Сущность процесса обучения. Движущие силы и логика образовательного процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
|
| Закономерности и принципы процесса обучения.
|
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов
| 2
|
|
Практическое занятие с использованием инновационных технологий
| 2
|
Самостоятельная работа студента
| 4
|
Тема 2.
Современные дидактические концепции.
| Содержание учебного материала
| 10
|
| Понятие о дидактической концепции (теории) и системе. Взаимосвязь теории и практики обучения.
| ОПК-4
|
| Дидактическая концепция развивающего обучения. Объяснительно-иллюстративное обучение.
|
| Дидактическая концепция проблемного обучения.
|
| Дидактическая теория оптимизации процесса обучения. Научная организация учебного труда.
|
| Дидактические концепции программированного обучения. Современные виды программированного обучения.
|
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов
| 2
|
|
Практическое занятие с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)
| 2
|
Самостоятельная работа студента
| 6
|
Тема 3.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
| Содержание учебного материала
| 10
|
| Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
| ПКНО - 3
|
| Современные концепции содержания образования
|
| Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план, учебные программы, учебники.
|
| Пути совершенствования содержания образования в современной школе.
|
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов
| 2
|
|
Практические занятия с элементами дискуссии
| 2
|
|
Самостоятельная работа студента
| 6
|
Тема 4.
Современные модели организации обучения.
Система форм, методов, приемов, средств обучения. Педагогические условия их применения в учебном процессе.
| Содержание учебного материала
| 12
|
|
| Организация процесса обучения
| ПКНО - 3
|
| Индивидуально-дифференцированный подход к обучению
|
| Формы организации обучения. Современный урок, пути его совершенствования.
|
| Методы обучения. Классификация методов обучения.
Понятие методов, приемов, правил обучения. Различные
|
| Методы организации и осуществления учебно-познавательной и самообразовательной деятельности учащихся.
|
| Методы стимулирования познавательного интереса и активности учащихся в обучении
|
| Средства обучения, их классификация, условия применения в учебном процессе.
|
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов
| 2
|
|
Практические занятия с использование элементов дискуссии
| 4
|
Самостоятельная работа студента
| 6
|
Тема 5.
Образовательная диагностика. Контроль и учет в процессе обучения.
| Содержание учебного материала
| 6
| ПКНО - 2
|
| Сущность, цель, задачи, основные принципы образовательной диагностики.
|
| Виды образовательной диагностики.
|
| «Ситуация успеха» в обучении.
|
| Контроль и учет в процессе обучения.
|
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов
|
|
|
Практическое занятие
| 2
|
Самостоятельная работа студента
| 4
|
Тема 6.
Инновационные образовательные процессы. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
| Содержание учебного материала
| 9
|
| Инновации в образовании.
Общие понятия об инновациях в образовательной сфере. Классификация инноваций. Основные направления нововведений.
| ОПК -4
|
| Дополнительное образование. Самообразование.
|
| Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
|
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов
|
|
Практическое занятие с использованием элементов дискуссий
| 2
|
Самостоятельная работа студента
| 6
|
Контрольная работа
| 1
|
Раздел II.
Теория воспитания
Тема 1.
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
| Содержание учебного материала
| 8
| ОПК- 4
|
| Воспитание как педагогическое явление. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «социализация». Сущность воспитания и его особенности. Критерии оценки воспитательного процесса.
|
| Общие закономерности и принципы воспитания. Их характеристика. Движущие силы и логика процесса воспитания.
|
| Содержание воспитательного процесса. Проблема содержания воспитательного процесса. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса
|
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов
| 2
|
|
Практическое занятие с использованием инновационных технологий
| 2
|
Самостоятельная работа студента
| 4
|
Тема 2.
Базовые теории воспитания и развития личности.
| Содержание учебного материала
| 8
|
| Методологические подходы к построению воспитательной деятельности: определение понятий «подход» и «концепция».
Сущность, основополагающие идеи и целесообразность использования системного подхода к построению воспитательного процесса в современном образовании.
| ОПК-4
|
| Личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Их сущность и технологический арсенал.
|
| Современные концепции воспитания.
|
Практическое занятие с использованием современных технологий
| 2
|
|
Самостоятельная работа студента
| 6
|
Тема 3.
Содержание процесса воспитания. Нормативно правовое обеспечение воспитательной деятельности образовательного учреждения.
| Содержание учебного материала
| 8
|
| Воспитание базовой культуры личности. Философско-мировоззренческая подготовка школьников. Гражданское и патриотическое воспитание школьников в системе формирования базовой культуры личности.
| ОПК-4
|
| Формирование основ нравственной и духовной культуры личности. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. Воспитание физической культуры.
|
| Формирование эстетической культуры учащихся. Нормативно правовое обеспечение воспитательной деятельности образовательного учреждения.
|
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов
| 2
|
|
Практическое занятие с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)
| 2
|
Самостоятельная работа студента
| 4
|
Тема 4.
Система методов, форм и средств воспитания.
| Содержание учебного материала
| 12
|
| Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования и мотивации деятельности. Методы контроля, самоконтроля и самооценки. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
| ПКНО-3
|
| Средства воспитательного процесса. Основные функции средств воспитательного процесса: инициирования, инструментальная, психологическая. Их характеристика. Условия оптимального выбора.
|
| Формы воспитательного процесса Их классификация. Классное руководство как организационная форма работы с детьми. Педагогическая диагностика в деятельности классного руководителя
|
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов
| 2
|
|
Практические занятия с элементами дискуссии
| 4
|
|
Самостоятельная работа студента
| 6
|
Тема 5.
Понятие о воспитательной системе: структура, этапы становления и развития. Характеристика гуманистических воспитательных систем.
| Содержание учебного материала
| 13
|
|
| Современные подходы к определению понятия «воспитательная система». Структура, функции, этапы становления воспитательной системы. Традиции и инновации в функционировании воспитательной системы.
| ПКНО - 3
|
| Гуманистический подход в воспитании, его сущность и содержание. Характеристика отечественных и зарубежных гуманистических воспитательных систем. Моделирование воспитательной системы школы.
|
| Особенности моделирования и «жизнеобеспечения» инновационных воспитательных систем образовательных учреждений г. Тулы - школ №8, 31, прогимназии №2 «Гармония», лицея при ТГПУ им. Л.Н.Толстого
|
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов
| 2
|
|
Практические занятия с использование элементов дискуссии
| 2
|
Самостоятельная работа студента
| 8
|
Контрольная работа студентов
| 1
|
|
|
Всего:
| 104 часов/3 з.е.
|
|