Тема: Сущность, движущие силы и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения

Цель: усвоение студентами понятия об обучении как дидактической системе, ее функциях и компонентах, понимание процесса обучения как сотворчества учителя и ученика.

План:

1. Дидактика как отрасль научного знания. Основные категории дидактики.

2. Закономерности, принципы, правила обучения.

3. Движущие силы и логика процесса обучения.

4. Обучение как дидактическая система, ее структурные компоненты.

5. Функции процесса обучения.

6. Обучение как сотворчество деятельности учителя и ученика: деятельность учителя, деятельность учащихся.

Основная литература:

1. Андриади И.П. Теория обучения / Под ред. Андриади И.П. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.- п., 336 с.

2. Бордовская, Н., Реан, А. Педагогика. Учебное пособие / авт.-сост. Н. Бордовская, А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.

3. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с.

4. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - п., 352 с.

5. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для вузов (2-е изд.). – М.: Изд-во Юрайт, 2011.- п., 502 с.

6. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов (2-е изд.). -М.: Изд-во Юрайт, 2011.- 574 с.

Дополнительная литература:

1. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. Учебник для студ.вузов / авт.-сост. А.Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – С.-Питербург, 2008.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М., «Академия», 2008 – 192с.

3. И.М.Осмоловская, И.М. Дидактика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.-2-е изд.,.- М:. Академия, 2008.- 240с.

4. Подласый И.П. Педагогика. В 3-х книгах: /И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп.-М:Владос.- (Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы.-2007.-527с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Ибрагимов, Г.И. Теория обучения: учебное пособие / Е.М. Ибрагимова, Т.М. Андрианова, Г.И. Ибрагимов.- М.: ВЛАДОС, 2011.- нет.- (Учебное пособие для вузов). Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:

http://www.rucont.ru/efd/153818?cldren=0

Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев.- М.: ВЛАДОС, 2010.- нет.- (Педагогическое наследие).- под ред. В.А. Сластенина.- ISBN 978-5-691-01654-7. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.rucont.ru/efd/153830?cldren=0

Акмеологическая наука в модернизации образования инновационной России. Т.3 / ред.: В.Н. Тарасова.- 2011. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:

http://www.rucont.ru/efd/140411?cldren=0

Школа. С веком наравне / В.Г. Рындак.- Оренбург: ОГПУ, 2010. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.rucont.ru/efd/166470?cldren=0

Методические указания:

Повторите соответствующие разделы теории обучения. Выполните письменно следующие задания, соотнеся их с пунктами плана:

- задание № 1, 2, 3.

- задание № 4.

- задание № 5.

Ход выполнения:

Задание № 1.

Что называется дидактикой? Из приведённых ответов выберите один правильный, обосновав достоверность своего выбора, ошибочность остальных:

а) дидактика - это отдельная наука о закономерностях развития личности

б) дидактика - это наука о закономерностях формирования личности ребёнка

в) дидактика - это раздел педагогики об образовании и воспитании порастающего поколения

г) дидактика - это отрасль педагогики, разрабатывающая теории обучения и образования

т.к дидактика - это наука об образовании и обучении, их закономерностях, принципах, формах и средствах, методах организации.

Задание № 2.

Из перечисленных альтернатив подчеркните те, которые обозначают основные категории дидактики:

воспитание - преподавание - знание - организация -

образование - классно-урочная система - класс - форма -

развитие - учение - цель - метод -

умение - обучение - содержание - средства -

навыки - структура - эффективность - альтернатива -

процесс - таксономия - формирование - результат -

Задание № 3.

Первой фундаментальной работой по теории обучения является "Великая дидактика" педагога и философа-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1670), написанная им в 1632 г. и опубликованная в 1657 г. Заголовок этого труда непривычно длинный, но отражающий вместе с тем его специфику и содержание.

«Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех, всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и сёлам каждого христианского государства такие школы, в которых бы всё юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпываются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается лёгкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике».

На основе анализа полного заголовка "Великой дидактики" Я.А. Коменского, дайте письменное определение дидактики в понимании автора и сформулируйте основные задачи обучения, которые он ставит. В чём основное отличие понимания дидактики Коменским от современных трактовок данного понятия в педагогической теории?

Дидактика – универсальное искусство учить всех, всему.

Задачи:

- обучение наукам,

-совершенствование нравов,

-подготовка к будущей жизни.

Задание № 4.

Сравните высказывания и предложите свой вариант суждения, который изложите письменно.

"Если закономерности обучения - устойчиво повторяющиеся связи между педагогическими явлениями, то зачем необходимо формировать на их основе принципы и правила, которые опять обращать к практике? Может быть, целесообразнее дать практике возможность самой организовать себя на основе содержащихся в ней закономерностей?"

"Осознанность лежащих в основе практики обучения закономерностей приводит к моделированию обучения в форме законов, принципов и правил, которые в результате могут улучшить эффективность обучения, видоизменяя и совершенствуя отдельные его стороны."

Закономерности, принципы, правила являются (не являются) объективными и не зависят (зависят) от субъективности педагога, так как …

Закономерности, принципы, правила являются объективными и не зависят (зависят) от субъективности педагога, так как практика не может сама организовать себя, т.к. законы, принципы и правила могут улучшать эффективность обучения.

Задание № 5.

1. Системообразующий компонент дидактической системы – это

деятельность учителя

деятельность ученика

цель обучения

организация деятельности

2. К функциям обучения в дидактике относят …

образовательную, воспитательную, развивающую

методическую, корректирующую, информационную

корректирующую, коммуникативную, объяснительную

информационную, воспитательную, диагностическую

3. Практические и теоретические действия, выполняемые сознательно на основе усвоенных знаний, – это…

умения

обученность

навык

способности

4. Результат обучения, включающий знания, способы и приемы их приобретения, называется…

обучаемостью

навыком

обученностью

умением

5. Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком новых знаний и умений в процессе обучения – это…

обучаемость

способности

комплекс навыков

воспитуемость

6. Воспитательная функция процесса обучения реализуется через…

содержание учебного материала

цели обучения

управление познавательной деятельностью

практические методы обучения

7. Преподавание – это деятельность учителя по…

овладению системами знаний, оперированию ими

развитию мотивации у учащихся

организации и управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся

передаче информации предметного характера

8. Деятельность по освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков – сущность

учения

обучения

познания

образования

Задание № 6.

В отечественной психологии по вопросу соотношения обучения и развития преобладает точка зрения, обоснованная еще Л.С. Выготским (1896-1934). Согласно этой точке зрения, обучение идет впереди развития.

Выберите правильный ответ и обоснуйте точку зрения Л.С.Выготского.

Обучение идет впереди развития, т.к. без обучения не возможно развитие полноценной личности.

Задание № 7.

Дайте характеристику основным компонентам процесса обучения как дидактического взаимодействия учителя и ученика, заполнив схему:

преподавание (деятельность учителя) компоненты процесса обучения учение (деятельность ученика)
Передача информации целевой Освоение, закрепление и применение ЗУНов
Организация учебно-познавательной деятельности стимулирующий Самостимулирование поиска решения учебных задач
Оказание помощи при затруднении в процессе учения содержательный Самооценка достижений
Стимулирование процесса операционно-деятельностный Осознание личного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта
Оценка учебных достижений контрольно-регулировочный
  оценочно-результативный

Задание № 8.

Установите соответствие между типами педагогического взаимодействия учителя и ученика и их характеристиками.

Типы педагогического взаимодействия Доминирующие признаки
«Учитель- ученик» -индивидуально-дидактический контакт учителя с учеником; - доминирование парных педагогических взаимоотношений
«Преподаватель – аудитория» «фронтальное обучение»;
«Учитель- группа» -диалог с целью наставления, просвещения; - различные коммуникации и действенные взаимоотношения с ярко выраженными чертами кооперации;
«Учитель – средства обучения – ученик» - дистанционное обучение, - опосредованное общение учителя с учеником;

Характерные черты типов педагогического взаимодействия: доминирование парных педагогических взаимоотношений; индивидуально-дидактический контакт учителя с учеником; различные коммуникации и действенные взаимоотношения с ярко выраженными чертами кооперации; диалог с целью наставления, просвещения; «фронтальное общение»; опосредованное общение учителя с учеником; дистантное обучение.

Задание № 9.

Решите педагогическую задачу:

«Какой упрямый этот Толя…Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?» Как то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре.

- Хочешь, скажу по-секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке?

На следующий день Толя, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смутившись попросил:

- Скажите, а что вы будете завтра рассказывать?

(См. А.Реан,Н.Бордовская, С.Розум. Психология и педагогика. – С.-Питербург, 2008.-с.368) В о п р о с ы:

1. В чем успех Толи?

2. При каких условиях этот успех мальчика может быть закреплен?

3. Можно ли оценить действия учителя как антипедагогиеские?

Успех Толи заключается в активной подготовке к уроку. Успех мальчика может быть закреплен при положительной оценке педагога и родителей. Нельзя, но в дальнейшем необходимо сменить тактику.

Задание № 10.

Проанализируйте педагогическую ситуацию:

«Зная индивидуальные особенности Наташи учительница предупреждает:

- Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно.

Она дает девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень застенчива, учеба дается ей нелегко».

(См. А.Реан,Н.Бордовская, С.Розум. Психология и педагогика. – С.-Питербург, 2008.-с.383 ).

В о п р о с ы:

1. В чем педагогическая ценность такого типа взаимодействия? Учитель дает возможность и время подготовиться ребенку к ответу.

2. Какие приемы взаимодействия использует учитель? Подготовка к дальнейшей работе.

Самостоятельная работа № 1

Задание № 1.

● Выпишите основные понятия дидактики:

Дидактика – это наука об образовании и обучении, и закономерности, принципах, формах и методах организации.

…………………………………………………………………….

Предмет дидактики – связь преподавания (учителя) и учения (ученик), их взаимодействие.

…………………………………………………………..

Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

………………………………………………………………………….

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

…………………………………………………………………….

Движущие силы процесса обучения – противоречия между выдвигаемыми в процессе обучения познавательными и практическими задачами.

Противоречия между уровнем знаний, умений, навыков учащихся и уровнем их развития.

………………………………………..

Закономерности обучения - устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в процессе воспитания и обучения, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

…………………………………………………………..

Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

………………………………………………………………….

-………………………………………………………………………………….

Задание № 2.

● Выпишите основные подходы к определению процесса обучения:

И.П.Подласый обучение – специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУНов, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

……………………………………………………………………

П.И.Пидкасистый обучение - целенаправленное взаимодействие между обучающими и обучаемыми, в результате у последних формируются научные ЗУНы, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.

В.А.Сластенин: обучение – важный и надёжный способ получения систематического образования.

Задание № 3.

●.Заполните таблицу «Движущие силы процесса обучения»:

Противоречия, движущие развитие учащегося Противоречия, возникающие в деятельности учителя Противоречия, осложняющие организацию дидактического процесса
-между притязанием и возможностями -несоответствие поставленных задач и средств их достижения; -между старыми возможностями и новыми потребностями;
-между новыми задачами познания и усвоенными ранее способами мышления - между задачами, выдвигаемыми педагогом, и реальным стремлением учащегося к их осуществлению; - несоответствие дидактических целей и содержания деятельности;
  - между избранными дидактическими средствами, формами, методами взаимодействия и принятием их учащимися. -несоответствие содержания и форм организации дидактического процесса;
    -между требованиями к ЗУН и их наличием и реальным уровнем;
    - между оценкой и самооценкой учебной деятельности учащихся.

Виды противоречий:

- между притязанием и возможностями;

- между старыми возможностями и новыми потребностями;

- между требованиями к ЗУН и их наличием и реальным уровнем;

- между новыми задачами познания и усвоенными ранее способами мышления;

- несоответствие дидактических целей и содержания деятельности;

- несоответствие содержания и форм организации дидактического процесса;

- несоответствие поставленных задач и средств их достижения;

- между задачами, выдвигаемыми педагогом, и реальным стремлением учащегося к их осуществлению;

- между избранными дидактическими средствами, формами, методами взаимодействия и принятием их учащимися;

- между оценкой и самооценкой учебной деятельности учащихся.

Задание № 4.

● Допишите формулировки закономерностей процесса обучения (по Подласому И.П.):

Содержательно-процессуальные:

1. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.

2. Результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность (Л.В. Занков).

3. Продуктивность усвоения заданного объёма знаний, умений(в известных пределах) обратно пропорциональны количеству изучаемого материала или требуемых действий.

4. Результаты обучения зависят от применяемых методов и средств.

5. Обучение путём "делания" в6-7 раз продуктивнее обучения путем «слушания».

Гносеологические:

1. Результаты обучения прямо пропорциональны умению учиться.

2. Продуктивность обучения прямо пропорционально объёму учебной деятельности учащихся.

3. Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объёма взаимосвязанных действий, опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер).

4. Продуктивность творческого мышления улучшается при использовании увеличенных шагов обучения.

5. Результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий.

Психологические:

1. Обученность прямо пропорциональна обучаемости.

2. Продуктивность обучения прямо пропорциональна познавательной активности учащихся.

3 Закон Йоста: из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.

При прочих равных условиях для достижения критерия усвоения требуется меньше проб при заучивании материала методом распределенного научения, чем методом концентрированного научения.

4 Продуктивность обучения прямо пропорциональна интенсивности тренировки.

5 Результаты обучения зависят от способности учащихся к овладению конкретными знаниями, умениями, от индивидуальных склонностей обучаемых.

Кибернетические:

1. Закономерность Воробьёва: качество знаний зависит от эффективности контроля. Частота контроля есть функция от продолжительности обучения:

где N- число наблюдаемых оценок, а- число учащихся, подвергнутых инспектированию, S- число уроков по учебному плану за инспектируемый период.

2. Качество обучения прямо пропорционально качеству управления.

3. Закономерность Анохина: продуктивность обучения повышается, если модель действия, которое необходимо выполнить,- «программа движения» и ее результаты- «программа цели» опережают в мозгу саму деятельность.

4. Эффективность обучения прямо пропорциональна частоте и объёму обратной связи.

Социологические:

1. Эффективность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов.

- от уровня «интеллектуальности среды», интенсивности взаимообучения.

- от качества общения учителя с учащимися.

Организационные:

1. Результаты обучения прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду.

2. Результаты обучения прямо пропорциональны работоспособности учащихся.

3. Закономерность Вагера-Блажека: умственное утомление приводит к торможению органов чувств.

4. Закономерность Антроповой: умственная работоспособность зависит от здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток.

- активность умственной деятельности учащихся зависит от расписания учебных занятий, места в нем уроков физического воспитания и труда.

Задание № 5.

● Классифицируйте перечисленные принципы обучения:

доступности, личностного целеполагания, продуктивности обучения, наглядности, сознательности и активности, ситуативности обучения; прочности; образовательной рефлексии; систематичности и последовательности; выбор индивидуальной образовательной траектории; научности, гражданственности, воспитывающего обучения; связи теории с практикой; единства группового и индивидуального обучения; оптимальности.

  Принципы обучения  
Общепринятые (традиционные)   Альтернативные (нетрадиционные)
сознательности и активности, прочности;   -образовательной рефлексии;
систематичности и последовательности научности   -выбор индивидуальной образовательной траектории;
единства группового и индивидуального обучения личностного целеполагания, продуктивности обучения   -оптимальности.
ситуативности обучения   ………………..

Задание № 7.

Внимательно прочитайте предложенный вариант дидактической ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: