Цель: сформировать представления студентов о современных моделях организации обучения; развить умения, с учётом предложенного алгоритма, осуществлять полный (общий) анализ урока как основной формы обучения.
План:
1. Урок как основная форма организации обучения. Урок как целостная система.
2. Типология и структура уроков. Полный (общий) анализ урока.
3. Организация учебной деятельности учащихся. Самостоятельная работа учащихся на уроке.
4. Другие формы организации обучения.
Основная литература:
1. Андриади И.П. Теория обучения / Под ред. Андриади И.П. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.- п., 336 с.
2. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с.
3. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - п., 352 с.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании (6-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 192 с.
5. Сластёнин В.А. Психология и педагогика (8-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 480 с.
Дополнительная литература:
1. Булатова О.С. Искусство современного урока (3-е изд., стер.) учеб. пособие 2008 п., 256 с.
2. Волынкин В.И. Педагогика: Учебное пособие для студ.вузов/В.И.Волынкин.-Ростов-на-Дону:Феникс,2008.-283с.:ил.-(Высшее образование).
3. Подласый И.П. Педагогика. В 3-х книгах: Учебник для студ.вузов /И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп.-М:Владос.- (Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы.-2007.-527с.
4. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студ.вузов/И. П Подласый. - М: Высшее образование, 2008. -540с.-(Основы. наук).
5. Осмоловская, И.М. Дидактика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /И.М.Осмоловская.-2-е изд.,стер.-М:. Академия, 2008.- 240с.
6. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ авт.-сост.Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - 4-е изд., стер.- М: Академия, 2008.- 176 с.
7. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие для вузов/А.П.Панфилова; Под ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой.- 3-е изд.,испр.-М: Академия, 2008.- 368 с..
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Ибрагимов, Г.И. Теория обучения: учебное пособие / Е.М. Ибрагимова, Т.М. Андрианова, Г.И. Ибрагимов.- М.: ВЛАДОС, 2011.- нет.- (Учебное пособие для вузов). Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:
http://www.rucont.ru/efd/153818?cldren=0
Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев.- М.: ВЛАДОС, 2010.- нет.- (Педагогическое наследие).- под ред. В.А. Сластенина.- ISBN 978-5-691-01654-7. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.rucont.ru/efd/153830?cldren=0
Городничева, А.С. Контрольные работы по педагогике: учебные материалы и методические рекомендации для студентов всех педагогических специальностей / А.К. Осин, А.С. Городничева.- 2009. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL: http://www.rucont.ru/efd/146087?cldren=0
Перминова Л. М. Теория обучения в информационном обществе. Он-лайн служба «Ист Вью». URL: http://www.ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp?art=18&id=26491649
Н.Ю. Прияткина. Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области: Ч.1. Актуальные проблемы образования / ред.: Е.А. Шмелева, ред.: М.А. Правдов, ред.:.- 2011. Университетская библиотека Он-лайн. URL: http://www.rucont.ru/efd/140647?cldren=0
Методические указания:
1. Изучите примерную схему полного анализа урока. [Приложение № 1.]
2. Познакомьтесь с протоколом урока русского языка. [Приложение № 2.]
3. Представьте письменный анализ предложенного варианта урока, оформив результат в виде таблицы:
Ход выполнения:
Аспекты анализа | Фактические данные | №№ позиций в протоколе урока | Выводы |
1. Общие сведения, 2. цель, задачи урока …………. | 6«Г» 18 марта.: "Отрицательные наречия и их правописание". Понимание и усвоение учащимися значения отрицательных наречий; Задачи: *Общеобразовательные – закрепить знания правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, дать понятия о написании отрицательных наречий; *воспитательные – воспитывать дисциплинированность; *развития – развивать мышление, память, монологичную речь. | ||
2. Готовность учителя и учащихся к уроку …………. | Нет наглядности кроме написания слов на доске. Ученики не организованы, не сосредоточены. В классе шумно. | 1,3 | |
3. Организационная структура урока …………. | Урок протекает очень быстро, плохо прослеживаются этапы урока. Не соответствует познавательной активности учащихся. | ||
4. Содержание урока …………. | Материал подобран научно, но класс не заинтересован, т.к. нет соотношения теоретического и дидактического материала, нет классификации материала вокруг ключевых понятий. Урок прошёл быстро без закрепления полученных знаний. | ||
5. Методическое обеспечение …………. | Темп работы быстрый. Основная часть практически проводится в устной форме, с минимальным пояснением учителя. Учащиеся не воспринимают познавательных задач. Проверка предыдущих знаний проводится так же устно, спонтанно. Учитель не активизирует познавательную деятельность. Не организует творческую деятельность, не учитывает индивидуальных особенностей и интересов. Домашнее задание дано спонтанно, в конце урока, после звонка. | ||
6. Поведение и деятельность учащихся на уроке …………. | Дисциплины на уроке нет, в классе шумно, учитель над этим не работает. Интереса к занятию нет, нет активности и самостоятельности. Учитель ругает неуспевающих, не помогает им. Ученики не слушаются учителя, большинство занимаются своими делами. | 3,4 | |
7. Характеристика деловых качеств учителя …………. | Готовность учителя к уроку слабая, без наглядных материалов. Речь учителя грубая; педагогический такт грубый. Взаимоотношений с учениками нет, ученики не воспринимают авторитет учителя. Учитель не по достоинству оценивает ответы учеников. | ||
8. Общие результаты урока …………. | План урока был выполнен, но за очень короткое время. Общеобразовательные, воспитательные и развития задачи не были полностью достигнуты. Эффективности урока нет. Не закреплялись полученные знания. |
В заключение попытайтесь:
1) определить причины недостатков проведённого урока;
2) выскажите пожелания по его совершенствованию.
Приложение № 1.