Субъекты менеджмента - менеджеры - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
В наше время понятия «менеджер (5)», «бизнесмен (2)», «предприниматель (7)» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто».
Бизнес (1) - это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли (наживы). Предприниматель (7) как собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда [3].
Дело выглядит иначе, когда возрастают масштабы производства, возникают его побочные виды, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Здесь уже собственного труда предпринимателя недостаточно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности —профессиональный менеджер.
|
|
Конечно, предприниматель (7) как собственник может и сам заниматься вопросами управления, оставив участие в непосредственном производстве. В данном случае предприниматель (7) (бизнесмен (2)) и менеджер (5) объединяются в одном лице. Это характерно в основном для малого бизнеса. Но многие средние, по определенным критериям, предприятия и все крупные, как правило, управляются наемными профессиональными управляющими — менеджерами[3].
Итак, предприниматель, бизнесмен и менеджер — это близкие понятия, но не одно и то же.Бизнесмен (2) — это собственник, применяющий свои или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление или попечительский совет.
Слово «менеджер (5) » имеет несколько значений:
1) наемный профессиональный управляющий;
2) специалист по управлению производством;
3) предприниматель в профессиональном спорте.
Таким образом,менеджер (5) — это наемный работник, занимающий определенную руководящую должность в данной организации.В то же время менеджер (5) в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции [3].
|
|
В работе менеджера и предпринимателя есть общие черты: оба преследуют цели, поставленные перед предприятием; применяют определенные способы управления; планируют, координируют и контролируют деятельность работников предприятия; работают на свой страх и риск. Один рискует своей должностью, второй — собственным капиталом. Для России это новое явление. Ранее руководители рисковали своей должностью, а в сталинские времена и свободой.
Менеджеры решают, какие цели в области производительности будут поставлены перед организацией, какие методы получения продукции будут использованы, какие формы стимулирования наиболее приемлемы и другое. Именно руководители своей организованностью, личным примером задают тон в организации. Именно они определяют, будет ли в своей работе организация ориентирована на качество, производительность и на потребителей или останется к ним безразличной (*4).
Кто же такие менеджеры? В чем сущность их профессии и каковы требования, предъявляемые к ним.
По одной из точек зрения, категория «менеджер (5) » распространяется на: руководителей организации; руководителей структурных звеньев; организаторов определенных видов работ (администраторов).
Содержание самого понятия «управленческий персонал» трактуется довольно широко и неоднозначно. Международная организация труда (МОТ), например, рассматривает управленческий персонал как часть более широкой категории работников, в которую кроме менеджеров входят и другие специалисты-профессионалы. Основанием для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и, работая в постоянном контакте, обеспечивают запланированное развитие организации [3].
Чтобы дать ответы на вопросы о содержании профессии менеджера, необходимо разобраться в сущности разделения труда и определения объема задач, стоящих перед менеджерами в организации.
По мере роста организации менеджмент (6) разделяется на все более мелкие элементы, происходит специализация управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается иерархия менеджмента. Следовательно, в определении сфер деятельности менеджеров, особенностей работы на том или ином месте очень важно рассмотреть горизонтальное (4) и вертикальное разделение труда (3) в аппарате управления организацией.
В отечественной теории и практике управления принято выделять в связи с горизонтальным разделением труда (4)три группы управленческих кадров:
- руководители – управленческий персонал, который определяет работу других людей. Причем эта группа делится на две части - линейных руководителей (их подчиненные выполняют производственные функции) и функциональных руководителей (их подчиненные выполняют функции управления);
- специалисты - управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (управленческие функции), требующую высокой квалификации;
- служащие - управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (функции управления), не требующую высокой квалификации.
Горизонтальное разделение труда (4) называют также специализацией между областями менеджмента. В связи с этим интересным для понимания сущности менеджмента является выделение функциональных, генеральных, линейных и аппаратных менеджеров, показанное К.Хэйлс [3] (*5).
По мере роста организации возникает необходимость в должностной иерархии менеджеров. Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется большим разнообразием и колеблется от одного-двух на малых предприятиях до восьми-десяти и более в крупных объединениях и корпорациях. В зависимости от «ступеньки», которую занимает в ней управленец, объемы «менеджмента» и «не-менеджмента» существенно различаются. Отличается и степень горизонтального разделения труда (4) на каждой ступени управления. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это — горизонтальное разделение труда (4) менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низового уровня к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низовом и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.
|
|
Более глубокое горизонтальное разделение труда (4) менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия. З.П. Румянцевой выделены пять подсистем: персонал, исследования и разработки, маркетинг, производство и финансы [129, с.34]. В определенной степени это разделение условно, но оно имеет под собой обоснование, полученное обобщением имеющейся практики управления и выделения подсистем на современных предприятиях.
С точки зрения раскрытия механизма управления, как кибернетической системы, имеющей 1 - вход (ресурсы), 2 - выход (результаты), 3 - преобразование (производство), можно выделить такие подсистемы [3]:
1- управление персоналом, финансами, информацией, техникой и запасами,
2- целеполагание и стратегическое управление, маркетинг,
3- исследования и разработки, снабжение, производство.
Вертикальное разделение труда (3) в отечественной и зарубежной теории и практике чаще всего приводит к выделению менеджеров высшего, среднего и низшего (низового) уровня или звена. Это деление относится в основном к одной категории менеджеров в отечественной классификации - руководителям. Руководители низового звена руководят непосредственными исполнителями, руководители среднего звена являются своеобразными передаточными звеньями между руководителями высшего и низового уровня, выполняя частично функции и тех и других, руководители высшего звена руководят организацией в целом, определяя пути ее развития (*6).
|
|
В зарубежной литературе выделяют должности, связанные со следующей деятельностью [3]:
- выполнением прямых рабочих операций,
- управлением персоналом, занятом прямыми операциями,
- управлением менеджерами,
- управлением бизнесом (*7).
Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.
Требования к их профессиональной компетенции очень разнообразны. Отечественные ученые предлагают следующую их совокупность, которую можно условно подразделить на две группы.
Первую группу составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области, как управление. Они включают [3]:
- умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
- информированность (информация — это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т. д.;
- знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;
- способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
- умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.
Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. А так как сама наука, отвечая на растущие требования практики, выдвигает и разрабатывает все новые идеи и концепции управления, то обучение приобретает непрерывный характер. Менеджер (5), работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области процессов, методов, форм управленческой деятельности, которые повышают эффективность хозяйствования.
Вторая группа требований в профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц — коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это прежде всего:
- высокое чувство долга и преданности делу;
- честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
- умение четко выражать свои мысли и убеждать;
- уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
- способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность. От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают умение сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных[129].
До недавнего времени считалось, что перечисленными личностными чертами люди либо награждаются от природы, либо они приобретают их в процессе многолетней работы методом проб и ошибок. Однако последние достижения науки (в том числе в социологии и психологии) позволяют изучать природу человеческих взаимоотношений и искусство управления людьми на серьезной научной основе, не полагаясь только на собственный опыт.
Менеджер - это член организации, осуществляющий руководство людьми; определяющий цели работы и принимающий решение по эффективному взаимодействию в цепочке "люди - цели". Организация не может существовать без менеджеров.
Основные функции менеджеров - поиски возможностей и поддержки подчиненных. Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют четыре группы ролей в организации.
В - первых, менеджер (5) выступает в качестве руководителя, исполняет роль формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации.
Во - вторых, это информационные роли, состоящие в том, что менеджер (5) собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации.
В-третьих, это роли по принятию решения, выражающиеся в том, что менеджер (5) выбирает направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки.
В-четвертых, это согласующие роли по поддержанию балансов интересов и разрешению конфликтов. Они состоят в том, что менеджер (5) определяет разумный баланс интересов при разработке систем или выполнении операций в "цепочках": собственник - менеджер - исполнитель (служащий); разработчик - производитель - посредник - продавец - потребитель товара и др [3].