double arrow

Профессия – менеджер (самостоятельно)


Субъекты менеджмента - менеджеры - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

В наше время понятия «менеджер (5)», «бизнесмен (2)», «предприниматель (7)» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неяс­ность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходи­мо выяснить «кто есть кто».

Бизнес (1) - это предпринимательская деятель­ность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли (наживы). Предприниматель (7) как собственник вы­полняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает про­дукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, обеспечивает производственную деятельность ресур­сами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда [3].

Дело выглядит иначе, когда возрастают масштабы производства, возникают его побочные виды, организуются филиалы, дочерние ком­пании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Здесь уже собственного труда предпринимателя недостаточно. Каждая из функ­циональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происхо­дит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляет­ся на рынке труда рабочая сила соответствующей специально­сти —профессиональный менеджер.




Конечно, предприниматель (7) как собственник может и сам занимать­ся вопросами управления, оставив участие в непосредственном произ­водстве. В данном случае предприниматель (7) (бизнесмен (2)) и менеджер (5) объединяются в одном лице. Это характерно в основном для малого бизнеса. Но многие средние, по определенным критериям, предпри­ятия и все крупные, как правило, управляются наемными профессио­нальными управляющими — менеджерами[3].

Итак, предприниматель, бизнесмен и менеджер — это близкие по­нятия, но не одно и то же.Бизнесмен (2) — это собственник, применяю­щий свои или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление или попечительский совет.

Слово «менеджер (5)» имеет несколько значений:

1) наемный профессиональный управляющий;

2) специалист по управ­лению производством;

3) предприниматель в профессиональном спорте.

Таким образом,менеджер (5) — это наемный работник, занимаю­щий определенную руководящую должность в данной организации.В то же вре­мя менеджер (5) в ряде случаев может быть совладельцем этого предпри­ятия, иметь его акции [3].



В работе менеджера и предпринимателя есть общие черты: оба преследу­ют цели, поставленные перед предприятием; применяют определенные способы управления; планируют, координируют и контролируют дея­тельность работников предприятия; работают на свой страх и риск. Один рискует своей должностью, второй — собственным капиталом. Для России это новое явление. Ранее руководители рисковали своей должностью, а в сталинские времена и свободой.

Менеджеры решают, какие цели в области производительности будут поставлены перед организацией, какие методы получения продукции будут использованы, какие формы стимулирования наиболее приемлемы и другое. Именно руководители своей организованностью, личным примером задают тон в организации. Именно они определяют, будет ли в своей работе организация ориентирована на качество, производительность и на потребителей или останется к ним безразличной (*4).

Кто же такие менеджеры? В чем сущность их профессии и каковы требования, предъявляемые к ним.

По одной из точек зрения, категория «менеджер (5)» распространяется на: руководителей организации; руководителей структурных звеньев; организаторов определенных видов работ (администраторов).

Содержание самого понятия «управленческий персонал» тракту­ется довольно широко и неоднозначно. Международная организация труда (МОТ), например, рассматривает управленческий персонал как часть более широкой категории работников, в которую кроме менеджеров входят и другие специалисты-профессионалы. Основанием для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и, работая в постоянном контакте, обеспечива­ют запланированное развитие организации [3].



Чтобы дать ответы на вопросы о содержании профессии менеджера, необходимо разобраться в сущности разделения труда и определения объема задач, стоящих перед менеджерами в организации.

По мере роста организации менеджмент (6) разделяется на все более мелкие элементы, проис­ходит специализация управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается иерархия менеджмента. Следовательно, в определении сфер деятельности менеджеров, особенностей работы на том или ином месте очень важно рассмотреть горизонтальное (4) и вертикальное разделение труда (3) в аппарате управления организацией.

В отечественной теории и практике управления принято выделять в связи с горизонтальным разделением труда (4)три группы управленческих кадров:

- руководители – управленческий персонал, который определяет работу других людей. Причем эта группа делится на две части - линейных руководителей (их подчиненные выполняют производственные функции) и функциональных руководителей (их подчиненные выполняют функции управления);

- специалисты - управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (управленческие функции), требующую высокой квалификации;

- служащие - управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (функции управления), не требующую высокой квалификации.

Горизонтальное разделение труда (4) называют также специализацией между областями менеджмента. В связи с этим интересным для понимания сущности менеджмента является выделение функцио­нальных, генеральных, линейных и ап­паратных менеджеров, показанное К.Хэйлс [3] (*5).

По мере роста организации возникает необходимость в должностной иерархии менеджеров. Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется боль­шим разнообразием и колеблется от одного-двух на малых предпри­ятиях до восьми-десяти и более в крупных объединениях и корпорациях. В зависимости от «ступеньки», которую занимает в ней управле­нец, объемы «менеджмента» и «не-менеджмента» существенно различаются. Отличается и степень горизонтального разделения труда (4) на каждой ступени управления. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уров­нях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это — горизонтальное разделение труда (4) менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низового уровня к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низовом и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.

Более глубокое горизонтальное разделение труда (4) менеджеров пред­полагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, об­разующим подсистемы предприятия. З.П. Румянцевой выделены пять подсистем: персонал, исследования и разработки, маркетинг, производство и финансы [129, с.34]. В определенной степени это разделение условно, но оно имеет под собой обоснование, полученное обобщением имеющейся практики управления и выделения подсистем на современных предприятиях.

С точки зрения раскрытия механизма управления, как кибернетической системы, имеющей 1 - вход (ресурсы), 2 - выход (результаты), 3 - преобразование (производство), можно выделить такие подсистемы [3]:

1- управление персоналом, финансами, информацией, техникой и запасами,

2- целеполагание и стратегическое управление, маркетинг,

3- исследования и разработки, снабжение, производство.

Вертикальное разделение труда (3) в отечественной и зарубежной теории и практике чаще всего приводит к выделению менеджеров высшего, среднего и низшего (низового) уровня или звена. Это деление относится в основном к одной категории менеджеров в отечественной классификации - руководителям. Руководители низового звена руководят непосредственными исполнителями, руководители среднего звена являются своеобразными передаточными звеньями между руководителями высшего и низового уровня, выполняя частично функции и тех и других, руководители высшего звена руководят организацией в целом, определяя пути ее развития (*6).

В зарубежной литературе выделяют должности, связанные со следующей деятельностью [3]:

- выполнением пря­мых рабочих операций,

- управлением персоналом, занятом прямыми операция­ми,

- управлением менеджерами,

- управлением бизнесом (*7).

Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.

Требования к их профессиональной компетенции очень разнообразны. Отечественные ученые предлагают следующую их совокупность, которую можно условно подразделить на две группы.

Первую группу составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области, как управление. Они включают [3]:

- умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для ко­торых характерны высокая динамичность и неопределенность;

- информированность (информация — это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние иссле­дований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т. д.;

- знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отрас­лях;

- способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владение способами повышения эффективнос­ти управления;

- умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. А так как сама наука, отвечая на ра­стущие требования практики, выдвигает и разрабатывает все новые идеи и концепции управления, то обучение приобретает непрерыв­ный характер. Менеджер (5), работающий профессионально, обязатель­но использует те достижения науки в области процессов, методов, форм управленческой деятельности, которые повышают эффектив­ность хозяйствования.

Вторая группа требований в профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц — кол­легами, подчиненными, руководителями, высшими администратора­ми, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко разли­чающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это прежде всего:

- высокое чувство долга и преданности делу;

- честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

- умение четко выражать свои мысли и убеждать;

- уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

- способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность. От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают умение сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных[129].

До недавнего времени считалось, что перечисленными личност­ными чертами люди либо награждаются от природы, либо они при­обретают их в процессе многолетней работы методом проб и ошибок. Однако последние достижения науки (в том числе в социологии и пси­хологии) позволяют изучать природу человеческих взаимоотношений и искусство управления людьми на серьезной научной основе, не по­лагаясь только на собственный опыт.

Менеджер - это член организации, осуществляющий руководство людьми; определяющий цели работы и принимающий решение по эффективному взаимодействию в цепочке "люди - цели". Организация не может существовать без менеджеров.

Основные функции менеджеров - поиски возможностей и поддержки подчиненных. Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют четыре группы ролей в организации.

В - первых, менеджер (5) выступает в качестве руководителя, исполняет роль формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации.

Во - вторых, это информационные роли, состоящие в том, что менеджер (5) собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации.

В-третьих, это роли по принятию решения, выражающиеся в том, что менеджер (5) выбирает направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки.

В-четвертых, это согласующие роли по поддержанию балансов интересов и разрешению конфликтов. Они состоят в том, что менеджер (5) определяет разумный баланс интересов при разработке систем или выполнении операций в "цепочках": собственник - менеджер - исполнитель (служащий); разработчик - производитель - посредник - продавец - потребитель товара и др [3].







Сейчас читают про: