Значение науки управления для профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров руководителей

Известное положение, чтонаука — это непосредственно произво­дительная сила, подтверждается коренными качественными преобра­зованиями в технике, технологии и самом процессе производства. Управление в таких условиях неизбежно ведет к необходимости науч­ного подхода, эффективному использованию всего нового и передово­го. С середины XX в. происходит резкое ускорение научно-техниче­ского прогресса, оказавшего воздействие не только на науку и техни­ку, но и на все стороны общественной жизни.

Возник широ­кий общественный интерес к менеджменту и изучению управленческого опыта в зарубежных странах, где уже давно и широко он применяется и надлежащим образом поставлена подготовка профессиональных управ­ляющих, которые отвечали бы потребностям рыночных отношений.

Существует две достаточно различные точки зрения на значение науки менеджмента и специального управленческого образования для подготовки кадров менеджеров.

Первая из них, характерная для США и Европы, отводит управленческому образованию очень важную роль. Здесь считают науку менеджмента основополагающей для формирования специалистов по управлению людьми, которые, в свою очередь, являются не менее сложными объектами, чем машины или химические процессы, чтобы неподготовленный человек мог управлять ими (*10).

Другая точка зрения - в Японии, где система подготовки менеджеров построена иначе. Круп­ные фирмы сами готовят руководителей, т.е. происходит обучение опытом, когда старшие по должности учат младших. Процесс подготовки квалифицированного менеджера через планирование карьеры, обмен опытом, ротацию кадров и т.п. занимает почти два десятка лет. Основой подготовки менеджеров считают практику, в то время как наука имеет общеобразующую роль. Так, в стране принято, что на предприятиях учатся все — от рабочего до управляю­щего фирмой.

В России в условиях отсутствия квалифицированных менеджеров, могущих подготовить себе смену, при всей близости нашей бывшей советской системы к японскому образцу, наиболее вероятен, возможен и реализуется западный вариант [3] (*11).

Сегодня в нашей стране и в среде бизнеса, и в правящих кругах не сомневаются в необходимости и целесообразности изучения менеджмента и предпринимательства.

Важный момент в области современно­го управления организацией - необходи­мость наличия эффективной системы обу­чения и переподготовки кадров управленцев. Разработана и реализуется федеральная Программа переподготовки управленческих кадров для предприятий и организаций народного хозяйства.

Ситуация в нашей стране осложняется тем, что ранее сущест­вовавшая система подготовки, переподго­товки и повышения квалификации кадров разрушена, а новая только формируется. В этих условиях очевидно, что новая система должна соответствовать нашей реальности и быть эффективной, превратиться в важ­нейший фактор обеспечения конкурентно­го преимущества и создания материаль­ных благ. Соответственно, курсы менеджмент (6)а предусматривают не только классические разделы по сущности и формированию организаций и принципам управления ими, реализации функций управления и процесса принятия решений, основам коммуникаций и др. Они предполагают также изучение современных концепций управ­ления, концепций управления качеством, систем "точно-во-время", концепции "организационной культуры" и др., а также феномена так называемых "обучающихся организаций", концепции "непрерывного образования", предполагающую необходи­мость обучения на протяжении всей тру­довой жизни. Последнее связано с тем, что в постоянно изменяющихся условиях от менеджеров требуются и иные знания, и иные на­выки. Например, теперь менеджер (5) должен не столько уметь командовать, сколько со­здавать команды и работать в них, вести переговоры и добиваться соглашений в конфликтных ситуациях [3].

Кроме того, реальные проблемы бизнеса резко каса­ются лишь какого-то одного из направле­ний менеджмента: финансов, управления персоналом или маркетинга. Обычно они требуют системного подхода, умения ви­деть комплекс взаимосвязанных хозяйст­венных и социальных проблемных ситуа­ций. Эти явления являются общими для менеджеров различных стран. Хотя, конечно, в российском менеджменте есть и свои специфические проблемы. Так, здесь для менеджера при­оритетным зачастую становится не получе­ние доходов и прибыли, а сохранение ка­питала от различных фискальных органи­заций, коррумпированных чиновников из многочисленных контролирующих органи­заций и криминальных структур.

Если в ХХ в. управленческая теория учила сравнивать менеджмент данной ор­ганизации с другими, то в ХХI в. основной акцент будет делаться на индивидуальных отличиях, будут учить уходить от стандар­тов, принятых схем. Как известно, П. Друкер на этом фоне сформулировал новую управленческую парадигму, согласно которой базовыми принципами менеджмента являются ситуационность, системность, социальная на­правленность. В частности, П. Друкер еще в конце 60-х гг. обращал внимание на то, что в первой половине ХХ в. в теории и практике менеджмента превалировал под­ход, при котором социальные обязанности организации, то, для чего нельзя посчитать экономический эффект, рассматривалось как препятствия и ограничения, а не как цели и задачи [43]. В настоящее время со­циальная ответственность организации рассматривается в качестве важнейшего критерия ее трудовой деятельности, работа с персоналом приобретает новые черты - гуманизм, сотрудничество, а моральные факторы непосредственно становятся инструментами управления организацией.

Принятие управленческих реше­ний в организации основывается не только на прагматических критериях экономичес­кого мышления, но и содержит в себе суще­ственные нравственные детерминанты. Это означает, что профессиональная деятель­ность менеджера регулируется не только правовыми и административными нормами, должностными инструкциями и предписа­ниями, но и особыми, имманентными данно­му виду труда нравственными принципами. Во всем мире к концу второго тысяче­летия сложилась ситуация, когда люди больше не желают быть придатком меха­низма, будь он управленческий или произ­водственный. Поэтому в мировой практи­ке в содержании университет­ских курсов менеджмента все большее внимание уделяется социально-психологи­ческим факторам, ценностным ориентациям персонала, этическим и культурологи­ческим аспектам поведения людей в их совместной деятельности. Эти вопросы должны составлять важ­ный раздел теории управления [2].

Российским менеджерам сегодня нужен не только ма­тематический, но и эвристический ап­парат принятия решений в условиях неопределенности и разного рода рисков. Им нужны знания разных ветвей менеджмента: финансового, стратегического, инновацион­ного, предпринимательского, экологического, антикризисного, муниципального и других. Предметом изучения должны быть и новые дис­циплины, отражающие современные пара­дигмы управленческого мышления, напри­мер, организационное поведение.

В начале уходящего столетия счита­лось, что поскольку менеджмент это наука, он так же независим от культурных ценно­стей и личных взглядов, как и математика с физикой. Между тем, уже в 60-х гг. П. Друкер предложил рассматривать менеджмент как и точную и одновременно гуманитарную науку, так как он является системой ценно­стей и убеждений, видом культуры.

Знание теоретических основ современного менеджмента создает необходимую фундаментальную базу профессио­нальной подготовки любого специалиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: