Средства производства туристского продукта

Средства производства туристского продукта - предметы материального или нематериального мира, организации, объединения или информация, позволяющие эффективно осуществлять производство туристского продукта.

В отличие от факторов производства, которые могут быть вовлечены в процесс производства, а могут и оставаться в его резерве, средства производства постоянно задействованы в производственном процессе и специально для этого создаются.

В состав средств производства туристского продукта можно отнести три основные составляющие:

ü инфраструктуру,

ü супраструктуру туристской индустрии,

ü информационное поле.

Инфраструктура туризма -составная часть экономической системы, обеспечивающая нормальную и эффективную деятельность туристской индустрии, предназначенная непосредственно для использования в процессе производства, продвижения и продажи туристского продукта и напрямую зависящая от состояния туризма в регионе.

Элементами инфраструктуры туризма являются:

§ материальная база специализированных субъектов хозяйствования (туристических операторов, агентов, производителей товаров туристского потребления, экскурсионные бюро);

§ система государственных органов, способствующих созданию правовой базы, контролю и регулированию туризма в регионе;

§ система некоммерческих и коммерческих организаций, предприятий и учреждений, функционирующих в целях поддержки и развития туризма в регионе (туристские биржи, выставки, ярмарки и т.д.).

Супраструктура туризма - часть экономической системы, обеспечивающая эффективное функционирование туристской индустрии, производство качественного и привлекательного туристского продукта, но изначально предназначенная для удовлетворения потребностей как туристов, так и других потребителей на рынке, косвенно зависящая от состояния туризма в регионе.

Элементами супраструктуры туристской индустрии выступают:

§ материально-техническая база ряда субъектов хозяйствования (отели, транспортные компании, жилищно-коммунальный комплекс, предприятия общественного питания и т.д.);

§ государственные структуры или организации (связь, почта, телеграф, дороги);

§ иностранные государственные учреждения, представительства (консульские службы).

Элементы супраструктуры характеризуются растущей зависимостью предприятий от состояния туризма в регионе и «обрастанием» туристской индустрии новыми предприятиями (банковские учреждения, страховые компании, компании проката автомобилей), что объясняется ростом экономического эффекта развития туризма.

Также происходит процесс объединения и замещения элементов туристской инфраструктуры элементами супраструктуры других сфер производства (туроператоры превращаются в консультантов судостроителей или авиаконструкторов, рестораны становятся заказчиками сельскохозяйственных производителей и т. д.).

Информационное поле как средство производства туристского продукта представляет собой совокупность средств и способов передачи туристской или деловой информации на расстояние.

Информация в настоящее время является:

§ производственным ресурсом, позволяющим определенные корректировки при создании максимально привлекательного туристского продукта,

§ единственным способом продвижения туристского продукта на мировом рынке.

Туристскую информацию можно классифицировать на:

§ входящую, представляющую интерес самого производителя туристского продукта (сведения о прибывающих туристах, информация о маркетинговых исследованиях потребителей туристского рынка, о международной ситуации и т.д.),

§ исходящую, отражающую интересы производителя турпродукта (сведения о туристских ресурсах и конкурентных преимуществах туристского продукта, специализированная и деловая информация, реклама и т.д.).

Для того, чтобы стать максимально эффективным средством производства туристского продукта, информационное поле должно отвечать ряду требований, среди которых можно отметить следующие:

§ максимальная мобильность и оперативная реагентность;

§ надежность и исключение возможных помех в коммуникациях;

§ доступность для максимального количества пользователей.

Технологии производства туристского продукта представляют собой:

§ совокупность систематизированных знаний, опыта и методик, но с определенной возможностью креативности,

§ способных к использованию в процессе производства туристского продукта.

По сфере применения технологии производства туристского продукта можно разделить на:

§ производственные (например, схемы взаимодействия туроператоров с поставщиками туристских услуг, консульскими службами иностранных государств),

§ организационные (организация и разделение труда),

§ маркетинговые (рекламная стратегия, брэндинг, методика проведения маркетинговых исследований),

§ собственными (авторскими, фирменными),

§ заимствованными (в результате обмена опытом, обучения или стажировки).

Также технологии могут быть:

ü стандартными (популяризованными распространенными)

ü креативными (оригинальными).

Максимально эффективные технологии производства туристского продукта должны быть:

§ адекватными специфике местного туристского бизнеса, потребностям партнеров и требованиям потенциальных клиентов;

§ гибкими и способными к модификации в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры;

§ отвечающими потребностям производства и имеющимся в наличии производственным факторам.

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите примеры технологий производства туристского продукта.

2. Определите основные факторы туристского производства на примере Костромского региона.

3. Раскройте классификацию туристских ресурсов.

4. Раскройте основные элементы инфра- и супраструктуры туризма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: