Основными признаками сегментации туристского рынка являются географические, демографические, социально-экономические, психографические и поведенческие факторы
§ Географические признаки по отношению к определенному району определяют внутренний туризм (внутри района или страны), въездной туризм (жителей из других районов) и выездной туризм (выезд жителей данного района в другие районы или другие страны).
§ Демографические признаки способствуют делению туристского рынка по возрастному составу: дети до 14 лет (с родителями и самостоятельно); молодежь в возрасте 15 - 24 лет; экономически активные туристы относительно молодого возраста (25 - 44 года), путешествующие, как правило, с семьями; экономически активные туристы среднего возраста (45 - 60 лет) и туристы в возрасте 60 лет и старше.
§ Социально-экономические признаки предполагают выделение туристов по социальной, экономической, профессиональной принадлежности и по уровню дохода.
§ Психографические и поведенческие признаки сегментации учитывают различные поведенческие аспекты при совершении туристские поездки, возможные выгоды, степень приверженности конкретной фирме, сезонность, используемые транспортные средства, длительность поездки.
|
|
Сегментация туристского рынка формируется побудительными мотивами клиентов: отдых, посещение родственников, лечение, путешествия, деловое общение и др. Задача маркетинга - создание сегментов рынка, максимально удовлетворяющих требования потребителей.
Выбор целевого сегмента рынкапредполагает определенную последовательность действий:
ü выбор потенциала сегмента рынка, который характеризуется емкостью рынка и который должен обеспечить фирме необходимую прибыль и перспективу дальнейшего развития;
ü оценка существенности сегмента, т.е. выяснение, насколько устойчивы потребности сегмента в отношении предлагаемого продукта;
ü анализ возможностей сегмента рынка, т.е. оценка риска, выявление основных конкурентов, прогнозирование возможного объема продаж и прибыли туристского предприятия.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте функции туристского маркетинга (по ВТО).
2. Определите основные принципы маркетинга в туризме.
3. Дайте характеристику специфике проведения маркетинговых исследований.
4. В чем заключается сегментирование туристского рынка?
5. Раскройте сущность конкурентного анализа в туристской среде.
4.2. Брендинг как инновационный инструмент продвижения туристского продукта
Существенным фактором формирования потребительских предпочтений становится наличие или отсутствие у туристской услуги имени (торговой марки), известного в потребительской среде. Торговая марка предполагает реализацию философии внедрения данного имени с использованием мероприятий в сфере комплекса маркетинговых коммуникаций, направляющих на целевую группу потребителей информацию, адекватную потребительским ожиданиям, предпочтениям и социальным установкам.
|
|
Определение и особенности понятия «брэнд» согласно подходу Ф. Котлера предполагает, что брендпредставляет собой технологию создания и продвижения определенного визуального образа, имени, данных производителя о своей услуге.
Компонентами бренда являются:
ü атрибуты -то есть, способность брэнда вызывать в сознании покупателя ассоциации относительно отличительных свойств туристской услуги;
ü преимущества и выгоды, в форме которых и должны быть представлены атрибуты брэнда;
ü ценности компании -владельца брэнда (к примеру, борьба за качество, здоровую корпоративную среду и т. д.);
ü культура организации (отношения с клиентами, партнерами, поставщиками, конкурентами);
ü индивидуальность (к примеру, эта авиакомпания обслуживает Правительство и Президента);
ü потребитель (ориентированность торговой марки на определенный сегмент потребительского рынка).