Органы управления другими отраслями народного хозяйства

Управление сельским хозяйством. До войны управление сельским хозяйством возлагалось на два ведомства: Наркомат земледелия, руководивший колхозным строительством, и Наркомат зерновых и животноводческих совхозов, ведавший совхозами соответствующего профиля. В ноябре 1945 г. был образован Наркомат технических культур, занимавшийся хлопководством, свекловодством, льноводством, табаководством, чаеводством и др.

В марте 1946 г. система управления сельским хозяйством перестраивается по отраслевому признаку. Все сельскохозяйственные предприятия, независимо от форм собственности, были распределены по профилю между тремя министерствами: земледелия, животноводства и технических культур. Наркомат зерновых и животноводческих совхозов упраздняется. Общее кураторство над колхозами поручалось Совету по делам колхозов при Совете Министров СССР. Он издавал правила и инструкции по регулированию колхозной жизни, следил за соблюдением устава сельхозартели, разрабатывал и вносил проекты в правительство.

Однако отраслевая система управления сельским хозяйством оказалась малопригодной, и менее чем через год от нее пришлось отказаться. В феврале 1947 г. отраслевые сельскохозяйственные министерства упраздняются, и вместо них образуются Министерство совхозов (управляло совхозами разного профиля) и Министерство сельского хозяйства (проведение государственной политики в области сельского хозяйства и управление колхозами). В 1950 г. было образовано Министерство хлопководства, в ведение которого были переданы все колхозы, совхозы и иные предприятия, связанные с производством хлопка.

Во время общей реорганизации министерств (март 1953 г.) все| сельскохозяйственные министерства сливаются в одно ведомство. Но уже в сентябре 1953 г. восстанавливаются самостоятельно Министерство сельского хозяйства и Министерство совхозов (последнее было упразднено в 1957 г.). В 1953—1954 гг. проводится перераспределение полномочий между центром и республиками по управлению сельским хозяйством. На Министерство сельского хозяйства СССР были возложены вопросы планирования, материально-технического снабжения и финансирования сельского хозяйства, а на республиканские и местные органы — непосредственное руководство колхозами и совхозами.

На конец 1950-х — начало 1960-х гг. приходится период увлечения административными реорганизациями в области сельского хозяйства. Причины его отставания виделись Н.С.Хрущеву и другим советским руководителям не в сущности аграрной политики (деревня традиционно рассматривалась лишь как сырьевой придаток города), а в несовершенстве организационных форм управления отраслью. Отсюда частые и, к сожалению, не всегда продуманные преобразования. В 1958 г. началась реорганизация машинно-тракторных станций (МТС), созданных еще в годы коллективизации для организационной и технической помощи колхозам. МТС упразднялись, а находившаяся в их распоряжении техника подлежала обязательному выкупу колхозами. Задуманная как средство укрепления материально-технической базы колхозов, реорганизация МТС обернулась для многих из них непосильным финансовым бременем. Реорганизация МТС повлекла за собой создание в феврале 1961 г. специального органа — Всесоюзного объединения по продаже сельскохозяйственной техники, запасных частей, минеральных удобрений и других материально-технических средств, организации ремонта и использования машин в колхозах и совхозах («Союзсельхозтехника»). Тогда же было решено освободить Министерство сельского хозяйства СССР от всех административно-хозяйственных функций (все они передавались республиканским министерствам) и превратить его в единый научный центр по сельскому хозяйству, возложивна него обобщение достижений науки и передового опыта в отрасли.

В марте 1962 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, посвященный вопросам управления сельским хозяйством. Предложенная им система органов управления (Комитет по сельскому хозяйству СССР и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства СССР, министерства производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов союзных республик и их органы в краях и областях, разделение краевых и областных Советов на промышленные и сельские) оказалась нежизнеспособной. Децентрализация управления затронула лишь верхние этажи управленческой пирамиды и не сопровождалась расширением самостоятельности совхозов и колхозов.

В марте 1965 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении роли Министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством», восстановившее централизованную систему управления сельским хозяйством с Министерством сельского хозяйства СССР во главе.

Принятие в мае 1982 г. Продовольственной программы СССР потребовало очередной реорганизации управления сельским хозяйством. Ее основными направлениями стали межотраслевая кооперация и комплексный подход к вопросам развития сельского хозяйства. Это нашло выражение в создании агропромышленных объединений, включавших в себя предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В ноябре 1985 г. путем слияния шести ведомств (министерства сельского хозяйства, плодоовощного хозяйства, мясной и молочной промышленности, пищевой промышленности, сельского строительства и Госкомитета по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства) для руководства агропромышленным комплексом был образован союзно-республиканский Государственный агропромышленный комитет (Госагропром). Однако все эти реор­ганизации не вывели сельское хозяйство страны из затяжного кризиса.

Управление строительством. До 1939 г. управление строительством было децентрализовано. В стране отсутствовал единый орган управления строительной отраслью, а само строительство велось заинтересованными наркоматами, создававшими для этого спе­циальные строительные подразделения — тресты. В 1939 г. был образован общесоюзный Наркомат по строительству. Его аппарат состоял из специализированных (Главвоенстрой, Главгидроспецстрой, Главэлектромонтаж) и территориальных (Главцентрстрой, Главуралстрой, Главсибстрой и др.) главков. Образование Наркомата по строительству не привело к ликвидации ведомственных строительных трестов, хотя и резко уменьшило их число.

После войны Наркомат по строительству упраздняется, и на его основе создаются три строительных министерства: по строительству военных и военно-морских предприятий; по строительству предприятий тяжелой индустрии; по строительству топливных предприятий. В дальнейшем перестройка управления строительством шла по линии отраслевой специализации. Исключение составил только 1953 г., когда при общей реорганизации министерств все строительные министерства на короткое время были объединены в одно ведомство. К 1957 г. насчитывалось семь строительных министерств (строительства; строительства предприятий металлургической и химической промышленности; транспортного строительства; строительства электростанций; городского и сельского строительства; строительства предприятий нефтяной промышленности; строительства предприятий угольной промышленности) и один госкомитет (Государственный комитет по делам строительства, Госстрой).

В связи с переходом в 1957 г. к территориальной системе управления промышленностью и строительством руководство строительством стало осуществляться через совнархозы. Поэтому почти все строительные министерства были ликвидированы. Госстрой был сохранен, и на него возлагалось проведение единой технической политики и координация научно-исследовательских работ в строительстве. После упразднения территориальной системы началось восстановление отраслевых строительных министерств: в 1965 г. создаются Министерство транспортного строительства и Министерство монтажных и специальных строительных работ, в 1967 г. — Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии, Министерство промышленного строительства, Министерство сельского строительства и Министерство строительства, в 1972 г. — Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. В 1979 г. появилось первое территориальное строительное ведомство — Министерство строительства в районах Дальнего Востока и Забайкалья (с 1986 г. — Министерство строительства в восточных районах). В 1986 г. на базе Министерства строительства было образовано еще три территориальных строительных министерства: строительства в районах Урала и Западной Сибири; строительства в северных и западных районах; строительства в южных районах.

Управление транспортом. После войны в систему транспортных ведомств входили: Министерство путей сообщения (управляло железнодорожным транспортом), Министерство морского флота, Министерство речного флота (оба ведомства были образованы в 1939 г. в результате разукрупнения Наркомата водного транспорта) и Главное управление гражданского воздушного флота (образовано в 1932 г.). Все транспортные ведомства являлись общесоюзными органами. В ноябре 1952 г. было создано Министерство автомобильного транспорта.

Общая реорганизация министерств в марте 1953 г. не коснулась лишь Главного управления гражданского воздушного флота. Функции упраздненного Министерства автомобильного транспорта были переданы Министерству путей сообщения, а министерства морского флота и речного флота объединены в одно ведомство. Однако уже в августе 1953 г. было восстановлено Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог, а через год — разукрупнено Министерство морского и речного флота. В 1956 г. управление автомобильным и речным транспортом было передано в ведение союзных республик, в связи с чем соответствующие министерства СССР были упразднены. В 1964 г. Главное управление гражданского и воздушного флота преобразуется в Министерство гражданской авиации.

Важнейшей особенностью управления транспортом являлось наличие экстерриториальных местных органов, система которых не совпадала с административным делением страны, например у Министерства путей сообщения это были управления железных дорог, у Министерства морского флота — управления морских пароходств, у Министерства речного флота — бассейновые управления водных путей.

Управление связью. Система органов управления связью являлась одной из наиболее стабильных в стране. После образования СССР связь была отнесена к отраслям, находящимся в исключительном ведении Союза ССР, и для управления ею был образован общесоюзный Наркомат почт и телеграфов. В 1932 г. его переименовали в Наркомат связи. В годы войны Наркомат связи работал в тесном взаимодействии с Наркоматом обороны, передав в ведение последнего большое число средств радиосвязи и радиовещания и специалистов. В 1946 г. Наркомат связи был переименован в Министерство связи. В 1954 г. в связи с расширением прав союзных республик по управлению народным хозяйством Министерство связи было преобразовано из общесоюзного в союзно-республиканское ведомство, и в союзных республиках были образованы одноименные министерства. Управление отраслью строилось по производственно-территориальному признаку и состояло из нескольких звеньев: Министерства связи СССР, министерств связи союзных республик, подведомственных им производственно-технических управлений краев, областей, автономных республик, телеграфов, почтамтов, радиоцентров, телецентров, телефонных станций, организаций «Союзпечати» и др. В 1957 г. в связи с созданием Государственного комитета по радиовещанию и телевидению (с 1959 г. Госкомитет по телевидению и радиовещанию, Гостелерадио) Министерство связи передало ему соответствующие средства ма­териально-технического обеспечения. С 1963 по 1979 г. в непосредственном управлении Министерства связи СССР находились все объекты отрасли, расположенные на территории РСФСР.

Управление торговлей. В систему органов управления торговлей входили Министерство внешней торговли и Министерство тор­говли. Министерство внешней торговли являлось общесоюзным ведомством и ведало торговыми операциями с зарубежными странами. Министерство торговли имело статус союзно-республиканского ведомства и руководило государственной оптовой и розничной торговлей через одноименные министерства союзных республик. С марта по август 1953 г. оба министерства входили в одно ведомство. В январе 1955 г. для развития экономического сотрудничества со странами Восточной Европы было создано Главное управление по делам экономических связей со странами народной демократии при Совмине СССР, преобразованное в 1957 г. в Госкомитет по внешнеэкономическим связям.

Переход к территориальной системе управления промышлен­ностью и строительством повлек за собой временную ликвида­цию (с 1958 по 1965 г.) Министерства торговли СССР.

Управление планированием и финансами. В СССР существовала плановая экономика. Первый общегосударственный плановый орган — Государственная плановая комиссия при Совете труда и обороны (Госплан) — появился в июле 1923 г. С 1925 г. Госплан занимался разработкой единых народнохозяйственных планов, первоначально составлявшихся на год, а затем — на пятилетний срок. С 1936 г. Государственная плановая комиссия действовала при Совнаркоме. Согласно Конституции СССР 1936 г. утверждение перспективных и текущих планов экономического развития возлагалось на высшие органы государственной власти, а их непосредственная разработка — на Госплан. В годы Великой Отечественной войны Госплан находился в непосредственном подчинении Государственному комитету обороны.

В 1948 г. Государственная плановая комиссия была преобразована в Государственный плановый комитет. Это, однако, не отразилось на его компетенции и характере деятельности. В годы хрущевских реформ управления народным хозяйством Госплан дважды, в 1955— 1957 гг. и в 1959— 1962 гг., разукрупнялся на два ведомства: по перспективному планированию и по текущему планированию. С 1965 г. и перспективное, и текущее планирование было вновь сосредоточено в едином государственном органе — Госплане СССР. Центральным органом руководства финансовой, кредитной и денежной системой страны являлся Наркомат финансов, переименованный в 1946 г. в Министерство финансов. Минфин имел статус союзно-республиканского органа. До 1938 г. и с 1946 по 1954 г. в его непосредственном подчинении находился Государственный банк СССР, перешедший затем в ведение правительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: