Виды экономического анализа

Для правильного понимания содержания, задач анализа, разработки методики его проведения рассмотрим классификацию видов экономического анализа:

1. по времени

- перспективный

проводится до осуществления хозяйственных операций; необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов, бывает:

а) краткосрочный (до 1 года) – определяет тактику развития

б) долгосрочный (больше 1 года) – определяет стратегию развития

- ретроспективный

осуществляется после свершения хозяйственных операций; необходим для изучения тенденций развития, контроля за выполнением планов, для оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня предпринимательских рисков, бывает:

а) оперативный (сразу после совершения хозяйственной операции)

б) итоговый (за отчетный период времени).

2. по пространственному признаку

- внутрифирменный

изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений

-межфирменный

изучаются два и более предприятия с целью показать руководству, как соотносятся результаты работы своего предприятия и аналогичных компаний; привлечь внимание к сильным ислабым сторонам бизнеса; дать объективную базу для оценки эффективности функционирования предприятия и внесения корректив в его стратегическую и тактическую политику.

3. по аспектам исследования

- финансовый

состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На предприятии его проводят финансовые службы, внешний анализ проводят банки, аудиторские фирмы, инвесторы, контрагенты и др.

- операционный (управленческий)

связан с оценкой и прогнозированием результатов основной деятельности предприятия, выявлением резервов увеличения выпуска продукции, изменения ее структуры, совершенствования техники, технологии и организации производства. Проводится всеми службами предприятия.

- социально-экономический

изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности; проводится экономическими службами предприятия, социологическими лабораториями, статистическими органами.

- экономико-статистический

связан с изучением массовых общественных явлений на разных уровнях управления предприятия, отрасли, региона; проводится статистическими органами.

- экономико-экологический

исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, затраты на экологию; проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия.

- маркетинговый

состоит в изучении внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки стратегии и тактики маркетинговой деятельности; проводится службой маркетинга предприятия.

- инвестиционный

используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия.

- функционально-стоимостной

исследует функции, которые выполняет объект изучения, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

- логистический

исследует товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей, что позволяет координировать такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков.

4. по методике исследования объектов

- качественный

основан на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов

- количественный

базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов

- экспресс-анализ

представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.

Пример: если темпы роста произведенной продукции выше темпов ее реализации, это признак затоваривания.

- фундаментальный

представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.

-ситуационный

служит для решения конкретных управленческих задач в условиях изменившейся ситуации (экономической, политической, правовой).

- маржинальный

основан на изучении причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и делении затрат на постоянные и переменные; позволяет определить критический объем продаж (при котором нет прибыли), цену, постоянные и переменные издержки.

- экономико-математический

позволяет выбирать наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявить резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

5. по субъектам (пользователям) анализа

- внутренний

осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.

-внешний

проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д.

6. по содержанию программы (кругу изучаемых вопросов)

- комплексный

связан со всесторонним изучением деятельности предприятия

-тематический

изучает отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес (например, вопросы использования ресурсов, снижения себестоимости).

Каждая из названных форм ЭА своеобразна по содержанию, организации и методике проведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: