Вопрос 38. Судебная система Российской Федерации. Конституционные принципы организации судов и осуществления правосудия

Самостоятельная судебная власть, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей, - один из признаков правового государства. Господство права предполагает, что суд должен быть независим от влияния какого-либо властного органа и решать самостоятельно споры о нарушенном праве в качестве высшей инстанции.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. При этом (согласно ст. 118 Конституции РФ) создание чрезвычайных судов не допускается.
Конституция Российской Федерации устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов Российской Федерации: судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Вместе с тем федеральные законы устанавливают и дополнительные требования к судьям РФ. Так, в соответствии с Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" кандидаты на должность судьи должны сдать квалификационный экзамен, не должны допускать порочащих их поступков. Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования. Так, для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда возраст составляет 35 лет и стаж работы по юридической специальности 10 лет; для судей Конституционного Суда эти требования еще выше - возраст кандидата на должность судьи Конституционного Суда должен составлять 40 лет и стаж работы по юридической специальности 15 лет. Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на следующих конституционных принципах.
1. Осуществление правосудия только судом. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в установленных законом случаях) к осуществлению правосудия представителей народа. Никакие другие государственные структуры власти не вправе осуществлять функции судебных органов. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Правосудие осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке, характерном лишь для судопроизводства.
Признание за судом исключительного права на осуществление правосудия означает, в частности, что только он может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговоры, принять решение по рассматриваемому делу от имени государства.
2. Законность. Базовый принцип деятельности судов, как и всех государственных органов, состоит в строгом и неукоснительном соблюдении Конституции Российской Федерации и законов, которыми регламентируются организация и порядок их деятельности.
3. Независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В соответствии с Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" независимость судей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом (под угрозой ответственности) чьего бы то ни было вмешательства в осуществление правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, а также другими мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренными законодательством.
Закон также устанавливает, что судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, а также совмещать функции судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Независимость судей обеспечивается их неприкосновенностью. В соответствии со ст. 122 Конституции РФ судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Гарантия независимости судей предполагает финансирование судов только из федерального бюджета.
Важная конституционная гарантия независимости судей - их несменяемость. В соответствии со ст. 121 Конституции Российской Федерации полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
4. Коллегиальность. Коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полного и объективного судебного разбирательства. Однако в определенных случаях, установленных законом, возможно и единоличное рассмотрение дел в суде.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О судоустройстве Российской Федерации" рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции - с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей. Перечень дел, которые вправе рассматривать судья единолично, закреплен в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном и арбитражном процессуальном кодексах РФ. При этом согласно ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
5. Состязательность и равноправие сторон. Конституция РФ (ст. 123) устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того, ст. 123 Конституции РФ устанавливает, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд).
6. Гласность судебного разбирательства. В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательства дел во всех судах открытые. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.
7. Принцип национального языка судопроизводства основывается на конституционном праве каждого на пользование в процессе разбирательства родным языком. По Уголовно-процессуальному кодексу РФ судопроизводство ведется как на русском языке, так и на языках республик, автономной области, автономных округов или большинства населения той или иной местности. Вместе с тем кодекс устанавливает, что участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право пользоваться родным языком, а также услугами переводчика.
8. Презумпция невиновности - основополагающее начало уголовного судопроизводства, принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина. В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.
9. Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление. Этот принцип отражен в ст. 50 Конституции РФ. Его содержание раскрывает Уголовно-процессуальный кодекс РФ: уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению (либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию). Если данные обстоятельства будут выяснены во время судебного разбирательства, то дело подлежит прекращению в судебном заседании.
10. Право на пользование квалифицированной юридической помощью. В соответствии с этим конституционным принципом защитник допускается с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, с момента возбуждения уголовного дела, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а также с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий.
Право пользования квалифицированной юридической помощью гарантируется также сторонам в конституционном судопроизводстве, при рассмотрении гражданских дел, а также при рассмотрении споров в арбитражном суде, где в качестве представителя стороны может выступать адвокат.

2. Суд присяжных в Российской Федерации


В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Суд присяжных заседателей известен еще со времен дореволюционной России: он был краеугольным камнем судебной реформы 1864 г., ибо обеспечивал демократизм судопроизводства, реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия. Сегодня суд присяжных заседателей возрождается.
В Законе РФ "О судоустройстве Российской Федерации", в разделе "Присяжные заседатели" закреплены: требования, предъявляемые к присяжным заседателям (не включаются в списки присяжных заседателей лица, не достигшие возраста 25 лет, имеющие неснятую или непогашенную судимость и др.), порядок составления списков присяжных заседателей, гарантии независимости, неприкосновенности присяжных заседателей и т.д.
В Уголовно-процессуальном кодексе есть раздел "Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей". По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:
1) доказано ли, что соответствующее деяние имело место;
2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.
Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

3. Конституционный Суд РФ


Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Возникновение Конституционного Суда прямо связано с проведением демократических реформ и воплощением в жизнь идей правового государства. С одной стороны, разделение властей - причина возникновения самостоятельного, независимого от законодательных и исполнительных органов власти органа конституционного контроля, а с другой - разделение властей не может эффективно реализоваться в отсутствие Конституционного Суда.
Конституция РФ определяет состав и полномочия Конституционного Суда РФ, процедуру его формирования. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по преставлению Президента РФ.
Конституция РФ не устанавливает, какие требования предъявляются к кандидатам на должность судей Конституционного Суда. Эти вопросы, как и другие положения об организации и деятельности Конституционного Суда, регулируются Федеральным Конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституционный Суд РФ осуществляет следующие полномочия.
1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам ведения федеральных органов власти и по вопросам совместного ведения федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
2. Разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
3. Проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по запросам судов.
4. Рассматривает жалобы о нарушениях конституционных прав и свобод граждан.
5. Дает заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
6. Дает толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ.
Поводом к началу рассмотрения дела в Конституционном Суде является письменное обращение управомоченного субъекта в форме запроса, ходатайства или жалобы.
Субъектами права на обращение в Конституционный Суд являются: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, граждане или их объединения, а также общие суды любой инстанции (ст. 125 Конституции РФ), Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный по правам человека РФ.
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Международные договоры не подлежат введению в действие и применению, если Конституционный Суд РФ признает их не соответствующими Конституции РФ.
Решение Конституционного Суда является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно не может быть отменено ни самим Конституционным Судом, ни другими органами государственной власти.
Решение Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Однако после его вынесения образуется пробел в праве, который иногда невозможно восполнить непосредственным применением норм Конституции РФ. В этом случае законодатель обязан немедленно или в срок, установленный в постановлении Конституционного Суда, внести изменения в нормативный акт или договор в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда.

4. Верховный Суд РФ


В соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд РФ - это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзор за деятельностью соответствующих судебных учреждений и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судья, впервые избранный на должность, приносит (в торжественной обстановке перед Государственным флагом РФ) присягу, в которой клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит ему долг судьи и совесть. Судья Верховного Суда РФ приносит присягу на собрании судей Верховного Суда РФ.
Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции, в которую входят: верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды автономной области, автономных округов, городские суды городов федерального значения, а также районные (городские) народные суды.
Верховный Суд вправе проверить в порядке надзора любое решение нижестоящего суда, включая военные и специализированные суды по любому делу; направляет судебную практику, давая разъяснения по вопросам применения законодательства, обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения, выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.
Выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, Верховный Суд РФ в установленной законом процессуальной форме обеспечивает отправление правосудия в точном соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством, способствует судебной охране прав и свобод граждан. Опираясь на изучение и обобщение судебной практики, Верховный Суд РФ разъясняет вопросы применения законодательства, ориентируя суды общей юрисдикции и другие государственные органы, общественные объединения, должностных лиц на правильное применение правовых норм.
Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума ВС РФ; Президиума Верховного Суда РФ; Судебной коллегии по гражданским делам; Судебной коллегии по уголовным делам; Военной коллегии; Кассационной коллегии (рассматривает в кассационном порядке жалобы и протесты на приговоры и решения, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ по первой инстанции).
По гражданским делам Верховный Суд РФ может изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства следующие дела: об оспаривании ненормативных актов Президента, Совета Федерации, Правительства РФ; нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; постановлений о прекращении полномочий судьи; о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений; об оспаривании решений и действий ЦИК по подготовке и проведению референдума, выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела, отнесенные к его подсудности федеральным законом, а также дела особой сложности или особого общественного значения, которые он вправе принять к своему производству по собственной инициативе либо по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.
В качестве суда второй инстанции судебные коллегии Верховного Суда РФ рассматривают дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения областных, краевых и равных им судов. В порядке надзора гражданские, уголовные и иные дела рассматриваются в Верховном Суде РФ в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда РФ.
В судебной коллегии по уголовным делам образована кассационная палата для рассмотрения в кассационном порядке приговоров судов присяжных.

5. Высший Арбитражный Суд РФ


Высший Арбитражный Суд РФ возглавляет систему арбитражных судов, которые осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров между организациями, предпринимателями, а также споров, возникающих в сфере управления (например, об обжаловании решений государственных и иных органов по поводу изъятия у организаций, предпринимателей денежных средств и иного имущества и др.). Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В систему арбитражных судов входят арбитражные суды округов и субъектов РФ. Суды разрешают споры в соответствии с Законом Российской Федерации "Об Арбитражном Суде" и Арбитражным процессуальным кодексом.
Высший Арбитражный Суд РФ состоит из Председателя, его заместителей и членов Высшего Арбитражного Суда РФ.
В Высшем Арбитражном Суде РФ действуют коллегии:
а) по разрешению экономических споров;
б) по разрешению дел по спорам, возникающим в сфере управления;
в) по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу;
г) по проверке, в порядке надзора, законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу.
Рассмотрением важнейших вопросов деятельности арбитражных судов, проверки, в порядке надзора, законности и обоснованности их решений и других вопросов, предусмотренных законодательством, занимается Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ также анализирует все, что связано с применением арбитражными судами законодательства, обобщает и реализует предложения по совершенствованию и унификации их деятельности.
По вопросам своего ведения Высший Арбитражный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы.

6. Мировые суды


Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации.
Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.
При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.
Компетенция мирового судьи:
- уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
- дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
- дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Органы, оказывающие содействие в осуществлении правосудия


1. Судейское сообщество. Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в качестве основных задач судейского сообщества называет:
1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
2) защиту прав и законных интересов судей;
3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Органами судейского сообщества являются:
- Всероссийский съезд судей;
- конференции судей субъектов Российской Федерации;
- Совет судей Российской Федерации;
- советы судей субъектов Российской Федерации;
- общие собрания судей судов;
- высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
- квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.
Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельности.
Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.
2. Судебный департамент. Судебный департамент и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.
Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации.
Работники Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации являются государственными служащими. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания.
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является юридическим лицом.
3. Служба судебных приставов. На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: