Обучение и управление адаптацией

В практике профессионально-технического образования сложились две формы обучения персонала: на рабочем месте и вне рабочего места (таблица).

Формы и методы обучения персонала, их преимущества и недостатки

Обучение на рабочем месте Обучение вне рабочего места
Методы
метод усложняющихся заданий; смена рабочего места (ротация); наставничество и коучинг, shadowing; выполнение работы в качестве ассистентов; делегирование функций и ответственности; самообучение; электронное обучение (e-learning); консультирование лекции (презентации); групповые дискуссии; кейсы (анализ практических ситуаций); деловые и ролевые игры; семинары, тренинги; стажировка; специализированные образовательные программы
Преимущества
осуществляется без отрыва от процесса работы; дешевый и оперативный способ; тесная связь с повседневной работой; облегчает вхождение в учебный процесс; легко удовлетворяет потребности обучаемого; работник получает опыт "из рук в руки" занятия проводятся опытными экспертами; используются современное оборудование и информация; работники осваивают новые идеи и технологии; лучшее усвоение материала; оптимальные условия для учебного процесса
Недостатки
инструктор отвлекается от своих рабочих задач; отсутствие педагогического опыта; передача устаревших технологий; несоответствие оборудования и возможностей задаче обучения; отсутствие свободного времени у инструктора; отсутствие авторитета и ответственности требует дополнительных затрат; работник отвлекается от своих служебных обязанностей; преобладание теории над практикой; несоответствие требованиям обучаемых; потери от отсутствия на рабочем месте обучаемого

Рассмотрим некоторые современные методы обучения более подробно.

Коучинг – метод индивидуального обучения на рабочем месте, который помогает обучаемому совершенствовать свои навыки и уровень компетенций. Коучер дает обратную связь, высказывает объективную точку зрения и обеспечивает мотивацию. По типу навыков границы между коучером, наставником, советником и консультантом по организационному развитию неизбежно стираются. Самая широко распространенная схема коучинга – модель GROW (goal, reality, option, wrapping-up – постановка цели, соответствие реальности, выработка возможных вариантов учебных действий, готовность к самостоятельным действиям)[15].

Электронное обучение (E-learning) – обучение с помощью компьютерных и сетевых технологий, призванных помочь показателям труда и развитию человека. В основном базируется на веб-сайтах. Типы электронного обучения – в собственном темпе, во взаимодействии с инструктором, в форме сотрудничества с обучающимися. Цель электронного обучения – предоставить обучение точно в срок, в нужном объеме, соответствии с потребностями обучаемых, в любом месте, любом темпе и любым путем[16].

Тренинг – систематический процесс изменения поведения работников для улучшения возможностей достижения целей организации[17]. Тренинг является активным методом обучения, отличающийся от других методов ограниченностью целей, поведенческой направленностью, прикладным характером. Существует четыре вида основных тренинговых техник:

а) информационная (для ориентации, передачи сведений, используется в сочетании с лекциями, групповой дискуссией);

б) симуляционная (имитирует рабочее место, организационную ситуацию и решаемые в трудовом процессе задачи);

в) упражнения по практическому выполнению работы (профессиональное обучение непосредственно на рабочем месте, освоение различных трудовых приемов);

г) групподинамические упражнения (для формирования социальной компетентности, культуры делового общения, слаженности действий в команде, умения преодолевать конфликты)[18].

Особым видом тренинга является бизнес-тренинг – краткосрочное (1-4 дня) обучение различным навыкам профессионального ведения бизнеса. Бизнес-тренинги могут быть корпоративными и открытыми.

Деловая игра – разновидность обучающих социальных технологий, метод поиска управленческих решений в проблемных ситуациях посредством игры, вид игрового взаимодействия, связанный с распределением ролей в определенной деловой ситуации[19]. Деловая игра обычно включает следующие компоненты:

1) игровые роли и их принятие;

2) построенные по определенным правилам игровые действия;

3) моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения.

Отличительной особенностью деловой игры является симуляция поведения определенной экономической системы и ее среды при помощи модели игры, функционирующей во взаимодействии с субъектом принятия решения – человеком, напрямую участвующем в симулируемом процессе.

Среди различных видов игр по содержанию и целям можно выделить: ролевые игры (в том числе психодрама и социодрама); плановые игры, групповые дискуссии, метод конкретной ситуации («кейс-стади»). По типу моделирования ситуации деловые игры также делятся на имитационные (создание модели, искусственной ситуации) и репрезентационные (анализ реально существующей ситуации). Существуют и другие классификации деловых игр.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ.

3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 года №37).

4. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.

5. Инструкция по заполнению трудовых книжек (утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69).

6. Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 г. Москва «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

8. Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225)

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

10. 3еер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика/ Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Н.О. Садовникова. — М.; Екатеринбург, 2004.

11. Абрамова Е.А. Самозанятость населения как ступень подъема экономики в период преодоления кризиса // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2010. - №1. - С. 5-11.

12. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб, 2009.

13. Базаров, Тахир Юсупович. Управление персоналом. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации» / Т.Ю. Базаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – 239 с.

14. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности/С. П. Безносов - М., Речь, 2004.

15. Берг В. Карьера – суперигра: нетривиальные советы на каждый день. М., 1998.

16. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности /В.А. Бодров. — М., 2001.

17. Бойцова С.В. Содействие занятости и трудоустройству безработной молодежи [Текст] / С. В. Бойцова // ОЖСР. - 2012. - № 1. - С. 70-76.

18. Васильева Е.Ю. Система содействия трудоустройству выпускников [Текст] / Е. Ю. Васильева // Alma mater. - 2009. - №4. - С. 35-41.

19. Волков, Б.С. Основы профориентологии: конспект лекций / Б.С. Волков. — М., 2005.

20. Гарбер, Е.И. Методика профессиографии / Е.И. Гарбер,В.В. Козача. — Саратов, 1992.

21. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / Б. М. Генкин. — 7-е изд., доп. — М.: Норма, 2007. — 448 с.

22. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля лич- ности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. — 1995. - No 3.

23. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н.Чистяковой. - М., 1998.

24. Дмитриева М.А. и др. Психология труда и инженерная психология.- Л., 1979.

25. Занковский А.Н. Организационная психология/А.Н. Занковский – М., Флинта, 2002.

26. Зеер Э.Ф. Психология профессий /Э.Ф. Зеер – М., 2006.

27. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций.- Екатеринбург, 2005.

28. ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/company/garant-press/ab/477320/2/#ixzz2tgTVO1lh

29. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.

30. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 1999.

31. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокарев И.А. Трудоустройство. Поиск работы [Текст]: учеб. пособие / С. А. Карташов, Ю. Г. Одегов, И. А. Кокарев; под ред. Ю. Г. Одегова; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - М.: Изд-во "Экзамен", 2002. - 384 с.

32. Каткова Е.Н., Ситяева С.М. Эффективные технологии трудоустройства [Текст]: учебное пособие: допущено Научно-методическим советом. УМО по ППО: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050501.65-Профессиональное обучение (по отраслям) / Е. Н. Каткова, С. М. Ситяева; ФГОУ ВПО "Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет" (ФГОУ ВПО "АмГПГУ"). - 2-е изд., перераб. и доп. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2008.

33. Климов Е.А. Введение в психологию труда.- М., 1988.

34. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.


35. Климов Е.А. Психология профессионала /Е.А. Климов - М.-Воронеж, 1996.

36. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: допущено М-вом образования Рос. Федерации: учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Климов. - 2-е изд., испр. - М.: ACADEMIA, 2005. - 304 с.

37. Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. — М, 1984.

38. Компетентность. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://didacts.ru/dictionary/1010/word/kompetentnost

39. Компетенция. Политическая наука: Словарь-справочник.сост. проф. пол. наук Санжаревский И.И..2010 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dic.academic.ru

40. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. М., 2005.

41. Литманович В. Книга о хорошей работе [Текст]: [найти, получить, преуспеть] / В. Литманович. - СПб.: Веды: Азбука-Аттикус, 2010. - 320 с.

42. Лукина А.К. Профориентология и планирование карьеры. Курс лекций. – Красноярск, СФУ, 2008.

43. Мамонова Ю. Как получить работу своей мечты [Текст] / Ю. Мамонова // Секретарское дело. - 2012. - № 11. - С. 32-38.

44. Маркова А.К. Психология профессионализма/А.К. Маркова - М., 1996.

45. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности/В.С. Мерлин - М., 1986.

46. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной – СПб: Питер, 2006. С.65.

47. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи // Методика для преподавателя и проф-консультанта. — М., 1993.

48. Профконсультационная работа со старшеклассниками / под ред. Б.А. Федорищина. — Киев, 1980.

49. Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. — 1993. — No 4.

50. Прутченков, А.С. Трудное восхождение к себе /А.С. Прутченков // Метод разработки и сценарии занятий соц.-психол. тренингов. — М., 1995.

51. Пряжников В.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002. - 400 с.

52. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.


53. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения.- М., 1999

54. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова - М., Академия. 2001.

55. Психологический словарь/Под ред.В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М., 1983, с. 122.

56. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. - М., 1998.

57. Психология труда /Под ред. А.В. Карпова.- М, 2004.

58. Психология успеха и планирование карьеры [Текст]: метод. пособие для старшеклассников и родителей / [авт.: Н. Р. Огнева, И. И. Банникова, Л. А. Симоненко, А. А. Ванюкова]. - Брянск: Курсив, 2003. – 168 с.

59. Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения [Текст]: пособие для учителя / С. А. Боргояков [и др.]; под ред. С. А. Боргоякова; Фед. агентство по образованию, М-во образования и науки Республики Хакасия, Хак. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова. - Абакан: Изд-во ХГУ, 2009. - 208 с.

60. Самозанятость - инновационный механизм реализации трудового потенциала населения [Текст] / В. С. Игнатов, Л. И. Малюк, А. Ю. Павлов // Региональная экономика. - 2012. - № 46. - С. 31-35.

61. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности [Текст]: учеб. пособие к спецкурсу / Сафин В. Ф.; Свердловский ГПИ. - Свердловск: СГПИ, 1986. - 143 с.

62. Семенюк, Лариса Владимировна. Технология трудоустройства и планирование карьеры [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по дисциплине: рабочая программа, курс лекций: учебное электронное издание / Л. В. Семенюк, А. А. Никитина; ред. Н. В. Жукова, компьют. обеспеч. и дизайн В. Н. Котлов, В. С. Холкина; Министерство образования и науки РФ, ГОУ ВПО Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова. - 1 DVD. - Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2010. - (УМКД).

63. Сонин, В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / В.А. Сонин. — М., 2004.

64. Сотникова С.И. Управление карьерой /С.И. Сотникова - М., Инфра- М. 2001.

65. Технологии профессионального консультирования молодежи в службе занятости / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, М.С. Славиной. — М., 1995.

66. Технология поиска работы и трудоустройства [Текст]: [учебное пособие / Корягин А. М. и др.]. - Москва: Академия, 2012.

67. Технология трудоустройства и планирования карьеры [Текст]: учебно-методический комплекс по дисциплине: учеб. пособие [сост. Т. Н. Пигина]. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2013.

68. Токсанбаева М.С. Самозанятость и ее противоречия // Экономическая наука современной России. 1998. №3. С. 32-45.

69. Толочек В.А. Современная психология труда. – С-Пб, 2006.

70. Труханович Л.В., Щур Д.Л. Справочник по кадровому делопроизводству. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 640 с.

71. Угольнова Л.Е. Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования (по данным Мониторинга экономики образования 2010) [Текст]: [дана характеристика ситуации с трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования] / Л. Е. Угольнова // Вопросы образования. - 2011. - № 3. - С. 244-260.

72. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 365 с. - (Высшее образование).

73. Управление персоналом. Теория и практика: электронный учебник / В.Р. Веснин. — Электрон. дан. — М.: КНОРУС, 2009. — 1 электрон. опт. диск: зв., цв.Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавров / под ред. И.А. Максимцева. – М.: Издательство Юрайт, 2012.

74. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ.; первонач. опубликов. в 2001 г. в США на англ. языке как Constructing Knowledge Societies: New Challenges for Tertiary Education. The World Bank. Washington, DC. — М: Издательство «Весь Мир», 2003. — 232 с.\\Цит по: Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета// www.charko.narod.ru

75. Хаккер В. Инженерная психология и психология труда. М., 1985.

76. Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации. М., 1996.


77. Boyatzis R. The Competent Manager, Wiley, New York, 1982.

78. McClelland D.C. Testing for competence rather tan intelligence. American Psychologist, 28 (1), pp. 1-14, 1973.


[1] Лукина А.К. Профориентология и планирование карьеры. Курс лекций. – Красноярск, СФУ, 2008.

[2] Лукина А.К. Профориентология и планирование карьеры. Курс лекций. – Красноярск, СФУ, 2008.

[3] Цит. по Лукина А.К. Профориентология и планирование карьеры. Курс лекций. – Красноярск, СФУ, 2008.

[4] Лукина А.К. Профориентология и планирование карьеры. Курс лекций. – Красноярск, СФУ, 2008.

[5] Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавров / под ред. И.А. Максимцева. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С.234-235.

[6] Там же. С. 238.

[7] Абрамова Е.А. Самозанятость населения как ступень подъема экономики в период преодоления кризиса // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2010. - №1. - С. 5-11.

[8] Токсанбаева М.С. Самозанятость и ее противоречия // Экономическая наука современной России. 1998. №3. С. 32-45.

[9] Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавров / под ред. И.А. Максимцева. – М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 142-143.

[10] Компетенция. Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф. пол. наук Санжаревский И.И.. 2010 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dic.academic.ru

[11] Компетентность. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://didacts.ru/dictionary/1010/word/kompetentnost

[12] Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами… С. 174.

[13] McClelland D.C. Testing for competence rather tan intelligence. American Psychologist, 28 (1), pp. 1-14, 1973.

[14] Boyatzis R. The Competent Manager, Wiley, New York, 1982.

[15] Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб, 2009. – С. 532-533.

[16] Там же. С. 547-553.

[17] Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. ‑ С. 300.

[18] Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. М., 2005 ‑ С. 977-980.

[19] Там же. С. 1001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: