Адаптация цены

Адаптация цены – учет в ценообразовании различных факторов и признаков. Выделяют следующие виды адаптации цены:

  • ценообразование по географическому признаку;
  • назначение цен со скидками и зачетами;
  • ценообразование при продвижении товара;
  • использование дискриминационных цен;
  • ценообразование в рамках товара-микс;
  • варьирование ценами и реакция на изменение цен.

Ценообразование по географическому признаку – встречная торговля (Азия, Ближний Восток, страны СНГ), бартер (Россия, страны СНГ), компенсационная торговля (оплата наличными и продукцией), компенсационные соглашения (Япония экспортировала в Южную Корею предприятия, оборудование и технологию, в качестве частичной оплаты получала продукцию предприятия), зачеты.

Примером зачета может служить соглашение компании Пепси-Кола с СССР: компания получала оплату за концентрат в рублях, использовала внутри страны на приобретение водки, которую продавала в США.

Назначение цен со скидками и зачетами предполагает использование всех видов скидок, наценок, зачетов и варьирование ими.

Скидки – за оплату наличными, сезонные (покупки вне сезона), за количество (серийность), за оборот (бонусные), постоянным клиентам за верность, сконто – за предварительную оплату; дистрибьюторские и дилерские постоянным посредникам по сбыту, специальные на пробные партии и заказы, при продаже подержанных товаров, за потери при усушке, утруске, сортировке.

Зачеты – товарообменные за возврат ранее купленной продукции, за продвижение товара (вознаграждение дилеров).

Наценки – за индивидуальность заказа, повышенное качество, рассрочку платежа, дополнительные услуги, упаковку и тару.

Ценообразование при продвижении товара – сочетание стратегии и тактики цен. Тактика «убыточного лидера» (снижение цен на популярные марки и привлечение покупателей к остальному ассортименту супермаркетов и универмагов); цены для особых случаев (Новый год, 8 марта, 23 февраля); финансирование под низкий процент (продажа автомобилей в США); продление срока оплаты (предоставление кредита, увеличение периода кредита); гарантии и контракты на обслуживание (бесплатный гарантийный ремонт, снижение цен); назначение скидок, оказывающих психологическое воздействие (было 200 руб., стало 190 руб.).

Использование дискриминационных цен (предложение одного товара по различным ценам) – по группам покупателей (вход в музей – студенты, школьники, пенсионеры, иностранцы, остальные граждане); по вариантам товара – разным модификации по разным ценам – пиво в стеклянных бутылках, бутылки ПЭТ, баночное пиво; с учетом имиджа (вино в простых бутылках дешевле, чем в более изысканных по форме); с учетом местонахождения (билеты в театр – партер, ложи, амфитеатр); по времени (сезон, день недели и время суток – 5-10% скидки по воскресеньям и в утренние часы, ночью – дешевле).

Условия использования дискриминационных цен:

  • сегментация рынка по уровню спроса на товар;
  • невозможность перепродажи в более дорогом сегменте;
  • отсутствие у конкурентов предложения товаров по более низким ценам;
  • затраты на сегментацию и ценообразование не должны быть больше дополнительных доходов от ценовой дискриминации;
  • установление низких цен не должно формировать образ низкокачественного товара;
  • конкретная форма ценовой дискриминации должна быть законной.

Ценообразование в рамках товара-микс. Товар-микс – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом. Назначение цены в рамках товара-микс – установление цен в рамках товарного ассортимента, на дополнительные устройства (для автомобилей), на вспомогательные принадлежности (бритва – лезвия, фотоаппарат – пленка, автомобиль – запчасти), цены из двух составляющих, постоянной и переменной (оплата за телефон и переговоры), цены на побочные продукты производства (мясо – мясопродукты, нефть – нефтепродукты), цены на комплект.

Варьирование ценами и реакция на изменение цен – инициативное снижение и повышение цен, реакция потребителей и конкурентов.

Причины инициативного снижения цен:

  • недогрузка производственных мощностей;
  • сокращение доли рынка.

Инициативное снижение цен можно использовать в период экономического спада, но ловушки (низкое качество товаров, недолговечность доли рынка, «мелкого кармана») могут стать причиной банкротства фирмы.

Причины инициативного повышения цен:

  • инфляция издержек;
  • чрезмерный спрос.

Способы инициативного повышения цен:

  • назначение цены с задержкой (в строительстве);
  • использование оговорки о скользящей цене (долгосрочное капитальное строительство);
  • установление отдельной цены на некоторые товары и услуги в комплекте поставки (IBM – обучение персонала);
  • уменьшение скидок.

Варианты сохранения цен:

  • уменьшение размера (веса) изделий (хлеб, шоколад);
  • переход на более дешевые ингредиенты (соя в колбасе, шоколаде);
  • снижение уровня характеристик или отказ от каких-либо конструктивных особенностей изделия;
  • снижение уровня сервиса;
  • использование недорогого упаковочного материала или переход на тару большего объема для уменьшения стоимости упаковки;
  • сокращение количества предлагаемых размеров и моделей;
  • создание новых экономичных торговых марок.

Реакция потребителей на изменение цен определяется ценовосприятием. Реакция конкурентов:

  • для чего конкурент изменил цену и на какой период?
  • как отразится на доле рынка игнорирование действий конкурента?
  • какой реакции можно ожидать от других конкурентов?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: