1. Нормативный подход основан на теории позитивного права. Юридический позитивизм его основные положения:
1) право – продукт исключительно государственной воли, оно содержится в нормативных актах, которые издает государство, устанавливая таким образом обязательный порядок отношений в обществе;
2) п равоприменительная (и в первую очередь – судебная) практика не должна выходить за пределы норм, издаваемых государством (судья – это не более чем «уста, произносящие слова закона»);
3) задача юридической науки – только исследовать нормы, издаваемые государством, их классифицировать, вырабатывать понятия, юридические конструкции, технические приемы толкования правовых норм и приложения их к конкретным случаям, философские и нравственные оценки содержания нормативных актов, как правило, исключались, юридическая наука должна принимать право как оно есть;
4) гражданин получает свои права от государства-законодателя.
В наибольшей степени нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном. Право в названной теории выступает в виде иерархической (ступенчатой) системы норм, представляемой в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. И если верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее, соответственно, идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств, вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой означает утверждение строгого режима законности.
|
|
2. Социологический. Основные положения
1) социальная жизнь сложнее и динамичнее права, устанавливаемого государственными органами в нормативных актах; только писаное право не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения;
2) нельзя законодательно признавать в качестве единственного источника права нормативные акты (отрицательное отношение к требованию юридического позитивизма);
3) требование признания за иными источниками права самостоятельного значения (прежде всего, речь идет о судебной практике, которая объявлялась одним из основных источников права, имеющим в некоторых вариантах социологической школы права даже большее значение, чем нормативные правовые акты);
4) юридическая наука должна изучать не только писаное право, но и практику его применения, и те отношения, которые правом регулируются.
Социологическая школа права концептуально сформировалась в конце 19 века. Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потребности общественного развития. Суды были вынуждены так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливались новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».
|
|
3. Философский подход основан на теории естественного права. следующие положения подхода:
1) существует некое идеальное правовое начало, которое призвано предопределить, каким должно быть право, выраженное в нормативных актах (естественные права человека – это идеальное правовое начало);
2) формулируется ряд требований к законодательству: отражение в нем идей справедливости, прав человека, иных социальных ценностей.
10. Взаимосвязь государства и права (единство и различия права и гос-ва, взаимодействие права и гос.)
Соотношений государства и права можно охарактеризовать через единство, различия и взаимосвязь этих понятий.
Единство состоит в том, что государство и право:
-возникают и развиваются совместно;
-выступают средствами управления, инструментами власти;
-призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
-основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими, духовными и др. факторами. Различия:
-если гос-во есть особая организация политической власти, то право есть социальные регулятор;
-если первичным элементом гос-ва является гос. Орган, то перв элементом права является юридическая норма;
-государство и право не совпадают по формам, по функциям. Взаимодействие государства и права:
-воздействие гос-ва на право состоит в том, что гос-во формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (првоприменение);
-прво воздействует на гос-во, упорядочивая деятельность гос. Аппарата, устанавливая компетенцию его органов. Выделяют 2 осн. типа взаимоотношений;
-когда гос-во стоит «над правом» и в случае если это диктуется госуд. Целесообразностью может правом пренебречь (в условиях тоталитарной законности);
-когда право стоит «над государством», выступая его ограничителем (в условиях режима правозаконности).
Важным является также соотношение права и государства, которое выражается:
1) в единстве (право и государство – средства социальной регуляции, которые имеют общее происхождение и т. д.);
2) различии, выражающемся в различных социальных назначениях, форме, структуре и содержании;
3) взаимодействии, выражающемся в наличии разных форм влияния права и государства друг на друга;