Финансовой политики

Финансовая политика первичной рыночной структуры находит свое отражение в сформулированной для достижения цели и поставленных задачах, которые необходимо решить на пути движения к цели.

Процесс управления денежным оборотом и финансами подчинен и зависим от финансовой политики. Управление финансами как процесс, находящийся в компетенции финансовой политики, выступает важным инструментом для реализации цели и задач финансовой политики.

Планово-целевой характер формирования, распределения, использования денежных средств и финансовых ресурсов корпорации выступает основой движения денежных средств и финансовых ресурсов. Это движение подчиняется сформулированной и принятой цели проводимой финансовой политики.

Финансовую политику корпорации и других организаций принято подразделять в зависимости от периода разработки на долгосрочную и краткосрочную. (СЛАЙД 9) Цели и задачи таких политик, могут быть сформулированы как стратегические (долгосрочные) и тактические (краткосрочные).

Финансовая стратегия корпорации представляет собой совокупность стратегических финансовых целей и задач, которые достигаются и выполняются в ходе совершенствования процесса управления денежным оборотом и финансами. Финансовая стратегия определяет и формулирует, процесс управления изыскивает пути и способы качественного исполнения стратегических установок, инструменты и формы их достижения, которые могут быть не очевидны на момент разработки и принятия финансовой стратегии.

Финансовая тактика корпорации представляет собой совокупность годовых и оперативных целей и задач, взаимосвязанных и обусловленных стратегическими, которые достигаются и выполняются в ходе повседневной денежно-финансовой работы по полному финансово-кредитному обеспечению запланированных расходов, полноте и своевременности отпуска средств на их покрытие в порядке финансирования.

Важно иметь в виду, что соотношение целей и задач в рамках их стратегического и тактического разделения может быть разным. Например, стратегическая цель (миссия) может быть подкреплена стратегическими задачами. В других случаях, стратегическая цель, как цель долгосрочной финансовой политики, может быть подкреплена тактической целью и краткосрочными задачами, которые могут корректироваться по ходу движения к поставленной стратегической цели.

Важно иметь в виду, что финансовая политика это наши волеизъявления в области специфики практической организации денежного оборота и финансов в интересах достижения поставленных целей и выполнения задач. Эти устремления формируются и реализуются на практике в виде двух составляющих финансовой политики: финансовой стратегии и тактики. При этом тактические цели и решаемые текущие задачи должны работать на достижение стратегических.

Зарубежные и крупные отечественные объединенные структуры часто придерживаются подхода, согласно которому приоритет принадлежит стратегической цели, на пути движения к которой допустимо даже обоснованное ухудшение отдельных текущих, не говоря уже об оперативных, финансовоэкономических показателей.

Финансовой стратегии соответствует долгосрочный, укрупненный, принципиальный выбор цели. Этот выбор не может быть произвольным. Стратегическая часть финансовой политики основывается и связана, прежде всего, с философией корпоративной организации в области экономической и финансово-хозяйственной деятельности. Философия компании в принципе долгосрочна.

Например, финансовая политика «Тойота» базируется на четырехкомпонентной экономической модели. Она включает следующие составляющие: философия компании; непрерывное совершенствование процесса; сотрудники и партнеры; решение проблем. При этом философия, стратегическая цель проведения всех видов политик определена принципиальным рассмотрением компании как средства создания ценностей для потребителей, общества и партнеров.

Практика ведущих зарубежных и отечественных компаний, корпораций, концернов, других объединенных структур свидетельствует о том, что стратегические цели должны не декларироваться, а будучи четко сформулированными, постоянно культивироваться в процессе ведения бизнеса.

В основе стратегической цели бизнеса вообще и финансовой цели в частности лежит принятая концепция цели финансово-хозяйственной деятельности, или существования бизнеса вообще (имеется в виду например, концепция бережливого производства и другие).

В процессе финансово-хозяйственной деятельности рыночной структуры могут преследовать разные цели. Однозначной трактовки цели финансовой деятельности не существует, на практике имеется некий набор. Обычно цель связывается с максимизацией финансового результата, в качестве которого выступает прибыль, как сальдо счета прибылей и убытков.

Многие организации не стремятся к максимизации прибыли, а скорее наоборот - стремятся к ее минимизации. На практике минимизация прибыли нередко проводится под определяющим влиянием налоговых соображений, как результат отсутствия налогового щита и осуществляется разными методами: завышение производственной себестоимости товарной продукции, коммерческих и управленческих расходов; занижение отпускных цен в отгрузочных документах; проведение не прозрачных сделок.

Принципиально другая ситуация во многих зарубежных странах. Достижение и отражение в отчетности устойчивой динамики роста прибыли в условиях жестко фиксированных законом, реальных и постоянных налоговых льгот оказывает благотворное влияние на рыночные котировки акций, укрепляет доверие акционеров и кредиторов, увеличивает доступ к заемным источникам, формирует высокую деловую репутацию фирмы, компании, корпорации.

В качестве цели финансовой деятельности корпорации и ее организаций может выступать удовлетворение потребностей рынка данного товара. Дело в том, что высокий объем продаж и финансовый результат деятельности предприятия не может быть достигнут без признания потребителем продукции ее общественной полезности. Эта полезность фиксируется путем акта купли-продажи товара на рынке.

Следовательно, для дальновидных и солидных производителей на первый план могут выходить задачи удержания рыночной доли своей марки товара, а также попытка завоевания или расширения рынка путем систематического увеличения объема продаж, в том числе за счет проникновения и закрепления на рынках третьих стран.

Это предопределяет целенаправленное использование значительной и нередко постоянно возрастающей доли финансовых ресурсов на инновации с целью удержания, или формирования конкурентной позиции, т.е. на разработку принципиально новых образцов и продукции с улучшенными потребительскими свойствами. Цель финансовой деятельности, как максимизация финансового результата в виде прибыли, становится производной от описанного подхода к определению цели финансово-хозяйственной деятельности.

Цель финансово-хозяйственной деятельности может зависеть от финансового состояния организации. Плохое финансовое состояние неизбежно ставит проблему его улучшения. Поэтому на первый план выходят вопросы достижения финансовой устойчивости на базе поддержания платежеспособности и достижения ликвидности баланса. Финансовую же устойчивость, как и более широкое комплексное понятие финансового состояния организации, нельзя связывать только с наличием прибыли или убытка. Финансовое состояние и финансовая устойчивость как форма его проявления относятся к комплексным понятиям.

Цель финансово-хозяйственной деятельности корпорации и других акционерных организаций может быть представлена как увеличение их стоимости, определяемой массой собственного капитала, а значит размера богатства акционеров, приходящихся на их доли в уставном капитале.

Стоимостно ориентированная концепция, направленная на обеспечения роста стоимости корпорации, не снимает трактовку прибыли как цели финансово-хозяйственной деятельности в большинстве ведущих отечественных и зарубежных корпораций. Дело состоит в том, что ориентация на рост стоимости корпорации не исключает, а неизбежно предполагает обеспечение роста прибыли, эффективное в целом и инновационное в частности ее распределение и использование.

(СЛАЙД 10) Большинство корпораций проводят в жизнь финансовую стратегию развития, финансовую стратегию обеспечения устойчивого финансового роста. Целевые стратегические установки корпораций могут также включать, например, следующие финансовые стратегии:

- финансовое обеспечение процесса формирования конкурентной позиции в части новых рынков сбыта, инноваций и т.д.;

- стратегия привлечения в коренной бизнес зарубежного капитала;

- стратегия поглощений и слияний для укрепления финансовой мощи корпорации;

- финансовое обеспечение и окупаемость капитальных вложений;

- стратегия перераспределения финансовых ресурсов в более выгодные сферы деятельности и др.

(СЛАЙД 11) Задачи формирования долгосрочной финансовой политики определены поставленной целью такой политики. Основными стратегическими задачами корпоративной финансовой политики могут выступать:

- максимизация прибыли;

- обеспечение роста стоимости бизнеса;

- оптимизация структуры капитала корпорации;

- обеспечение ее инвестиционной привлекательности и рост выплат дивидендов;

- создание эффективного механизма управления денежным оборотом и финансами;

- обеспечение финансовой устойчивости бизнеса и др.

Финансовая стратегия практически материализуется через финансовое прогнозирование и избранные формы долгосрочного денежно-финансового планирования.

Финансовая стратегия реализуется в полной мере через тактику обычными мерами лишь при условии относительной стабильности экономических отношений. При потере стабильности объективно возникает потребность в ужесточении финансовой политики. Объективный характер возникновения потребности в проведении жесткой финансовой политики есть объективность по отношению к фактическому наличию и углублению стоимостных и натурально-вещественных диспропорций в хозяйстве, которые объективно отражаются на состоянии финансов.

(СЛАЙД 12) В числе тактических целей финансовой политики корпораций могут быть определены следующие цели краткосрочной финансовой политики:

- финансовое оздоровление корпорации;

- нормализация текущей финансовой ситуации месяца, квартала, года;

- стабилизация финансового состояния корпорации; - улучшение ее финансового состояния и др.

(СЛАЙД 13) Задачи формирования краткосрочной финансовой политики определены поставленной целью такой политики. В качестве основных тактических задач корпоративной финансовой политики могут, например, выступать:

- активное участие финансовых служб в формировании и проведении учетной политики, проведении инвентаризаций, общее руководство бухгалтерским учетом;

- изыскание путей снижения денежных расходов и авансируемых затрат, уплачиваемых налогов, увеличения прибыли, рентабельности и доходности операций по вложению денежных средств;

- обеспечение финансовыми и кредитными ресурсами бизнеса в размерах необходимых для полного покрытия запланированных текущих денежных расходов;

- оптимизация внутренних и внешнеторговых расчетов, выполнение всех текущих к платежу финансовых обязательств;

- организация и оптимизация внутрикорпоративных денежно-финансовых расчетов, денежных потоков и зачетов, а также их проведение между филиалами (дочерними) структурами;

- обеспечение внутреннего аудита и текущего контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов, обеспечением сохранности собственных оборотных средств;

- поиск новых инструментов и механизмов зарабатывания денежных средств для увеличения объема финансовых ресурсов, выраженных в рублях и иностранной валюте и др.

Финансовая тактика формализуется в практике через годовое и оперативное денежно-финансовое планирование, контрольно-аналитическую работу финансовых служб, проведение мероприятий по улучшению базовых условий оперативного управления денежным оборотом и финансами.

Особенность достижения стратегических и тактических финансовых целей и выполнения соответствующих задач состоит в том, что эти цели и задачи реализуются в ходе практической повседневной финансовой работы. Поэтому, подавляющее большинство задач долгосрочной и краткосрочной финансовой политики, так или иначе, формируются и вытекают из основных направлений, по которым осуществляется текущая и оперативная финансовая

деятельность. (СЛАЙД 14) В составе таких направлений:

- регулирование соотношения между собственными и заемными источниками финансирования расходов, основным и оборотным капиталом;

- инвестиционная активность и привлекательность фирмы, компании, корпорации для инвесторов;

- получение денежных доходов, уплата налогов, формирование целевых фондов и резервов, выплата дивидендов, или доходов учредителям;

- осуществление текущих затрат на ведение бизнеса, производство и продажи продукции, а также нормативная база осуществления производимых расходов;

- формирование, изменение, удержание, фиксация и контроль за входными и выходными ценами (тарифами);

- авансирование денежных средств на создание и поддержание минимально необходимого уровня запасов материальных ценностей и готовой продукции;

- авансирование временно свободных денежных средств корпорации;

- сбалансирование и практическая координация производимых расходов с получаемыми доходами;

- мониторинг поступления причитающихся платежей и взыскания авансированных денежных средств в расчеты, т.е. дебиторскую задолженность покупателей и других дебиторов;

- система стратегического, годового и оперативного денежнофинансового планирования;

- система финансового контроля за отклонениями отдельных параметров протекания процессов в перечисленных блоках.

- определение взаимосвязей и документооборота по источникам данных и производимым финансово-экономическим операциям.

Первое направление, реализуется как структурная финансовая политика корпорации в области улучшения структуры капитала и увеличения стоимости фирмы, компании, корпорации.

Второе, - выступает как проводимая инвестиционная политика корпора-

ции.

Третье, - предстает как политика формирования и распределения денежных доходов и поступлений. Важнейшими составляющими этой политики выступают: амортизационная политика, бюджетно-налоговая, политика в области фондирования и резервирования, а также дивидендная политика.

Четвертое направление, - может быть определено в качестве политики в области снижения себестоимости продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), или издержек обращения.

Пятое направление занимает особое место. Оно теснейшим образом связано со вторым и третьим. Это ценовая политика корпорации, которая в определяющей мере влияет на ее денежные доходы и расходы, в том числе сметного характера.

Шестое, - политика формирования собственных оборотных средств на основе определения минимальной потребности во вложениях денежных средств в запасы товарно-материальных ценностей. Минимальную потребность в запасах надлежит определять, дабы обеспечить минимальный расход денежных средств и минимум возможных отвлечений денежных средств в излишние запасы.

Седьмое направление составляет политику использования свободных остатков денежных средств. В практической плоскости эта политика связана с использованием временно свободных остатков денежных средств по направлениям их возможного и целесообразного вложения.

Восьмое, – представляет собой политику взаимной увязки долгосрочных, краткосрочных и оперативных денежных потоков. В практической плоскости эта политика сопряжена с методами практического регулирования нехватки денежных средств под производимые расходы, учтенные в ходе составления денежно-финансовых планов и бюджетов.

Девятое направление, - политика в области дебиторской задолженности или кредитная политика корпорации. Связано с политикой в области расчетов по кредиторской задолженности.

Десятое, - политика в области денежно-финансового планирования. Определяет перечень, формы и показатели составляемых и исполняемых плановых денежно-финансовых документов, лежащих в основе системы управления и контроля за денежным оборотом и финансами.

Одиннадцатое направление - политика внутреннего контроля за оборотом денежных средств и финансовых ресурсов.

Двенадцатое направление составляет политику координации работы финансовых служб с другими структурными подразделениями фирмы, компании, корпорации с целью создания эффективной системы управления финансами.

Следует иметь в виду, что каждая корпорация, фирма, компания самостоятельно определяет свои стратегические, а также тактические цели и задачи. Делается это исходя из того понимания соотношения стратегии и тактики, целей и задач, которое принимается руководством конкретной организации в конкретных обстоятельствах ведения и состояния бизнеса. Поэтому в зависимости от принятых формулировок соотношение целей и задач может быть подвижным. Это означает, что ранжирование целей и задач может быть разным. То, что для одной организации выступает задачей, для другой может быть выдвинуто в качестве цели. Ровно также отдельные приведенные выше цели могут трактоваться как задачи.

Процесс формирования финансовой политики корпорации осуществляется поэтапно. Первоначально осуществляется формирование финансовой

стратегии.

Финансовая стратегия имеет приоритет над финансовой тактикой. Последняя, призвана обеспечить разворот стратегических целей и задач в их текущем (годовом) и оперативном виде. Одна из главных задач формирования финансовой политики состоит в обеспечении взаимной увязки финансовой стратегии и тактики.

В нашей экономической литературе нередко ошибочно считается, что финансовая политика корпорации есть средство для реализации ее финансовой стратегии. Сторонники подобного подхода не учитывают того обстоятельства, что на самом деле формирование и обоснование финансовой стратегии уже выступает важнейшим элементом содержания самой финансовой политики.

В методических рекомендациях по разработке финансовой политики Минэкономразвития РФ (СЛАЙД 15) говорится об основных стратегических задачах разработки финансовой политики и определяются не этапы формирования финансовой политики, а следующие основные направления разработки финансовой политики организации:

- анализ финансово-экономического состояния предприятия;

- разработка учетной и налоговой политики;

- выработка кредитной политики предприятия;

- управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

- управление издержками, включая выбор амортизационной политики; - выбор дивидендной политики.

Методология разработки финансовой политики, этапы этой работы, их содержание и последовательность проведения могут различаться в хозяйственной практике. Например, разработка финансовой политики в консалтинговой компании «B&G Group Ltd» осуществляется для организаций по следующим 10 этапам:

- определение общего периода формирования финансовой стратегии;

- исследование факторов внешней среды, влияющих на финансовые показатели;

- исследование внутренней среды;

- комплексная оценка действующей финансовой стратегии;

- формирование стратегических целей;

- разработка целевых стратегических нормативов;

- принятие основных стратегических финансовых решений;

- оценка разработанной финансовой стратегии;

- обеспечение реализации финансовой стратегии;

- организация контроля и анализа реализации финансовой стратегии.

При этом стратегический финансовый план, в понимании разработчика финансовой политики, включает следующие разделы: цели и задачи организации, масштабы и сфера деятельности; описание внешней и внутренней финансово-экономической среды (SWOT, PEST, SNW – анализы, включая прогноз экономической обстановки); политика управления оборотным капиталом; дивидендная политика.

Затем идут такие разделы как: финансовый прогноз (включая, прогноз объема реализации, ценовую политику, инвестиционную политику, основные финансовые бюджеты, оценку потребности во внешнем финансировании); учетная политика; налоговая политика; финансовый контроль; повышение качества финансовых решений.

Помимо вышеприведенных этапов формирования финансовой политики, в практике ее разработки в фирмах и компаниях находит применение следующая последовательность прохождения уже 6 этапов:

- определение периода действия финансовой стратегии;

- формирование стратегических финансовых целей;

- планирование финансовых показателей и оценка финансовых результа-

тов деятельности;

- детализация плановых финансовых показателей и системы мероприятий по их достижению;

- разработка финансовой политики;

- контроль реализации финансовой стратегии.

Период действия обычно составляет от 3 до 5 лет. Формирование стратегических финансовых целей включает также их привязку к конкретным целевым показателям, которые зависят от стадии развития бизнеса, определение действий по конкретным целям, просчет требуемых финансовых ресурсов для реализации стратегии.

Третий этап связан с планированием целевых финансовых показателей и оценкой финансового результата. Это этап применения финансовых моделей,

т.е. составления в том или ином ракурсе прогнозных бюджетов на перспективу.

Четвертый этап призван детализировать принятые целевые плановые финансовые показатели, а также систему мероприятий по их достижению для каждого периода (года).

На пятом этапе осуществляется разделение и разработка финансовой стратегии по определяемым направлениям, связанным с формированием и управлением структурой капитала, инвестициями, оборотными и внеоборотными средствами, финансовыми ресурсами, финансовыми рисками и т.д.

Шестой, заключительный этап связан с контролем за исполнением целевых финансовых показателей, соответствующих бюджетов и оценкой степени достижения намеченных целей.

(СЛАЙД 16) Несколько отличается от двух выше представленных вариантов другой встречающийся в литературе вариант, согласно которому выделяются следующие 6 этапов формирования финансовой политики:

- определение периода реализации финансовой стратегии;

- анализ финансового состояния и факторов на него влияющих в конкретных условиях ведения бизнеса;

- формирование стратегических целей и задач в области денежного оборота и финансов;

- разработка финансовой политики по видам политик;

- определение системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;

- оценка разработанной финансовой стратегии по параметрам плана, оптимальности концепции управления, контроля.

(СЛАЙД 16) Представляется, что в наибольшей степени финансовой методологии разработки финансовой политики соответствовало бы последовательное проведение следующих 8 этапов:

- определение срока реализации и формулирование финансовой стратегии как генеральной цели;

- разработка критериев оценки эффективности финансовой политики и анализ динамики финансового состояния за ряд лет;

- формирование и представление финансовой стратегии в системе прогнозных параметров по избранным критериям оптимизации и взаимосвязанным показателям;

- денежно-финансовое моделирование финансовой стратегии на базе ожидаемого исполнения плановых показателей отчетного года;

- разворот финансовой стратегии по краткосрочным целям и задачам, определение необходимости и направлений изменения проводимых финансовых политик по их видам;

- внесение поправок на изменение проводимых финансовых политик, в планово-прогнозные показатели, материализующие финансовую стратегию и тактику;

- сбалансирование параметров модели долгосрочного денежнофинансового плана-прогноза на базе мобилизующих мероприятий и других методов регулирования доходов и расходов;

- определение режима контроля исполнения целей и задач финансовой политики, а также оценка ее эффективности.

Срок, в течение которого финансовая стратегия должна быть реализована зависит от характера поставленных стратегических целей и задач, а также от макроэкономических и других факторов, например крупности бизнеса, финансового состояния. На этом этапе формулируется одна и главная стратегическая цель.

На втором этапе, изначально решается вопрос по критериям эффективности финансовой политики, определяются критерии, целевые показатели и нормативы по ним, формулируются цели и задачи в развитие генеральной цели.

Для обоснованной проработки стратегических, а впоследствии на других этапах тактических направлений финансовой политики, осуществляется выяснение стартовых финансово-экономических условий, в которых оказалась корпорация на момент разработки финансовой стратегии, а также причин такого положения.

Основой формирования целей и задач финансовой политики выступает финансово-экономическое состояние корпорации. От него во многом зависит формирование финансовой стратегии и тактики, реальность выдвигаемой цели, актуальность и выполнимость поставленных задач. Вместе с тем на практике, текущее финансовое состояние корпорации может не всецело определять стратегическую цель.

Третий этап состоит в прогнозировании основных финансовоэкономических контуров на избранный стратегический период. По сути, идет «оцифрование» в первом приближении числовых значений тех показателей, которые избраны в качестве критериев эффективности финансовой политики, а также ограниченного ряда финансово-экономических показателей, играющую определяющую роль в решении стратегических задач.

Четвертый этап – выступает развитием третьего этапа и связан с вариантным прогнозированием и долгосрочным денежно-финансовым планированием. В ходе этого этапа осуществляется формализация финансовой стратегии в вариантных прогнозах финансово-экономических показателей и долгосрочного денежно-финансового плана. Это по существу означает проверку целей и задач на прогнозную реальность их достижения. При этом центральным вопросом этапа выступают вопросы определения потребности в финансовых ресурсах для реализации стратегических целей и задач, а также выявления уровня прогнозируемой обеспеченности требуемыми ресурсами по годам. Исходя из этого, выявляются реальные перспективы развития корпорации.

Пятый этап, едва ли не самый важный, обеспечивает разворот выработанной стратегии в тактические цели и задачи, проверку возможностей увеличения источников и сокращения расходов при реализации финансовой стратегии, разработку финансовых политик по их направлениям и видам.

Источников для достижения стратегических целей и задач закономерно не хватает, либо долгосрочные финансовые ресурсы могут плохо просматриваться и не отвечать требованиям достоверности. Как правило, встает задача «подтянуть» долгосрочные источники финансирования требуемых расходов за счет их мобилизации в течение каждого года по ходу исполнения стратегических целей и задач.

Основа такого изыскания источников состоит в мобилизации имеющихся резервов улучшения финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет существенно увеличить размер, а быть может и долю собственных и приравненных к ним средств. Могут использоваться другие формы финансового обеспечения связанные с надежным получением заемных источников финансирования и возможным увеличением привлеченных средств в структуре источников финансирования деятельности.

Параллельно осуществляется примерно аналогичная работа в части денежных расходов. Речь идет, по сути, о том, в какой мере потенциальные возможности корпорации по увеличению собственных источников финансовых ресурсов и снижению расходов могут быть в краткосрочном плане реализованы.

В ходе проведения работы с источниками и расходами выявляется потребность в корректировке и, по сути, формируется финансовая политика по важнейшим направлениям ее проведения, а также видам в разрезе учетной, налоговой, кредитной, эмиссионной, амортизационной, ценовой, дивидендной и других разновидностей политик. Задача этого этапа – выявить потребность в корректировке условий в более благоприятную для корпорации сторону против принятых в расчетах базовых условий разворота стратегических целей и задач в тактические, т.е. краткосрочные, ограниченные пределами соответствующих лет.

На шестом этапе, вносятся корректировки на изменения финансовых политик в планово-прогнозные денежно-финансовые показатели, материализующие финансовую стратегию и тактику в долгосрочных планах (бюджетах) или принятой модели.

Седьмой этап направлен на неформальное сбалансирование, ранжированных по годам, финансовых ресурсов с потребностями в них для осуществления денежных расходов. При этом используется весь арсенал методов регулирования денежно-финансовых позиций.

В результате планируемой к проведению контрольно-экономической и контрольно-аналитической работы, в том числе и финансовых служб, выявляются и формулируются конкретные предложения по проведению необходимых мероприятий, обеспечивающих успех проведения разработанной финансовой политики. В числе таких мероприятий обычно большое значение имеют: мероприятия финансово-экономического плана, т.е. увеличивающие доходы и снижающие расходы; организационные мероприятия, связанные например, с формированием центров ответственности, определением прав и обязанностей руководителей, меры установления или повышения их ответственности за результаты реализации финансовой политики.

Восьмой этап разработки финансовой политики связан с проработкой вопросов осуществления оперативного и текущего контроля за исполнением денежно-финансовых параметров финансовой политики, а также с проведением оценки эффективности финансовой политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: