Финансовый результат - обобщающий показатель оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта. В условиях рыночных отношений функционирование предприятия независимо от видов его деятельности и форм собственности должно обеспечивать достаточную прибыль. Сумма прибыли используется в качестве основного обобщающего показателя эффекта при оценке результативности и эффективности хозяйствующих субъектов. Она является важным фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, так как создает финансовую основу для ее расширения, а также для удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Налог на прибыль является основным источником формирования бюджетов всех уровней (федерального, республиканского и местного). За счет прибыли погашаются долговые обязательства хозяйствующего субъекта перед банком, кредиторами и инвесторами.
Система показателей финансовых результатов включает не только абсолютную сумму прибыли, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности, которые характеризуют относительную доходность (прибыльность) результатов деятельности предприятий и предпринимателей. Несмотря на кажущуюся простоту расчетов, показатели этой группы сложны как с точки зрения теории, так и с позиции практических расчетов, выполняемых в пространственно-временных сопоставлениях. Рассмотрим основные аспекты данной проблемы.
В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект - показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель; его можно суммировать в пространстве и времени (в данном случае мы абстрагируемся от понятия временной стоимости денег). В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров и др.
Основным показателем безубыточности работы коммерческой организации является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы о финансовых результатах. Прибыль в 200 тыс. руб. может быть прибылью разновеликих но масштабам деятельности и размерам вложенного капитала коммерческих организаций, иными словами, сумма объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о масштабах фирмы. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов.
Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для его достижения. Значения данного показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени (подобные суммирования делают лишь в статистике, например при построении уравнений регрессии, однако в этом случае показатель рассматривается как некая обобщенная статистическая характеристика изучаемого явления).
Существуют два подхода к оценке экономической эффективности - ресурсный и затратный. Различие между категориями "ресурсы" и "затраты" достаточно очевидно. В частности, если рассмотреть основные средства, то для характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат - часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления. Безусловно, в этом случае очевидность имеет лишь кажущийся характер. Известно, что существует несколько оценок стоимости основных средств (первоначальная, восстановительная, остаточная, рыночная и др.), списывать вложения в основные средства на затраты можно с помощью различных методик амортизации и т.п.
Коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффективности в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтом)', с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели эффективность. Не случайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т.е. знаменателями дроби формулы коэффициента рентабельности) выступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором - показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).
Множество коэффициентов рентабельности (доходности) зависит от того, с чьей позиции пытаются оцепить эффективность финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Поэтому выбор оценочного коэффициента обусловлен алгоритмом расчета, точнее, тем, какой показатель эффекта (прибыли) используется в расчетах. Не случайно в мировой учетно-аналитической практике известны различные интерпретации показателей прибыли, а какого-то универсального коэффициента эффективности не существует.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:
■ оценка динамики показателей прибыли и рентабельности;
■ определение направленности и силы влияния отдельных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности;
■ измерение влияния инфляции на финансовый результат;
■ анализ порога прибыли;
■ изучение чувствительности прибыли к основным параметрам, определяющим ее уровень;
■ выявление возможных резервов роста прибыли и рентабельности.
На сумму прибыли и уровень показателей рентабельности оказывают влияние многие факторы, которые можно классифицировать на две группы.
Внешние факторы - это факторы, которые не зависят от предприятия и не контролируются им. К ним относят:
■ изменение государственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, топливо, энергию, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок и накидок, норм амортизации, ставок заработной платы и начислений на нее, ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием;
■ нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия;
■ чрезвычайные события, природно-климатические условия, транспортные и другие факторы, вызвавшие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловившие дополнительную прибыль у других.
Внутренние факторы - это факторы, зависящие от хозяйствующего субъекта и контролируемые им. Это:
■ использование основных видов ресурсов, определяющее результаты работы;
■ нарушение хозяйственной дисциплины предприятием. Факторы, влияние которых на различные виды бухгалтерской
прибыли можно исчислить количественно, приведены в табл. 10.1.
Таблица 10.1. Классификация и направления влияния основных факторов на показатели прибыли
Вид бухгалтерской прибыли | Факторы, положительное изменение которых оказывает позитивное влияние | Факторы, положительное изменение которых оказывает негативное влияние | |||
Валовая прибыль | Выручка {объем реализуемой продукции, ее структура и цена за единицу продукции) | Себестоимость (объем реализуемой продукции, ее структура и себестоимость единицы продукции) | |||
Прибыль от продаж | Валовая прибыль | Управленческие и коммерческие расходы | |||
Прибыль до налогообложения | Прибыль от продаж, прочие (операционные и внереализационные) доходы | Прочие (операционные и внереализационные) расходы | |||
Чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода | Прибыль до налогообложения постоянные налоговые активы | Условный расход по налогу на прибыль, постоянные налоговые обязательства или текущий налог на прибыль, скорректированный на суммы отложенных налоговых активов и обязательств | |||
Для анализа финансовых результатов деятельности организации внешние пользователи изучают показатели "Отчета о прибылях и убытках". Ее построение и информация, представленная в этой отчетности, позволяют рассмотреть формирование финансового результата и выявить влияние основных факторов на него.