Общие методические рекомендации. 1. При всей общности материала, изучаемого по разделу «Интерьер жилища» в разных классах, уроки могут проводиться различно

1. При всей общности материала, изучаемого по разделу «Интерьер жилища» в разных классах, уроки могут проводиться различно. Вместе с тем практика их проведения показывает целесообразность использования приемов, которые формируют у школьниц осознанное понимание нового материала, вырабатывают практические умения для самостоятельного решения задач, связанных с интерьером жилого дома.

Одним из таких приемов является использование на занятиях с учащимися макетирования. Это позволяет наглядно иллюстрировать объясняемый материал, создавать зрительные образы, понятно раскрывающие сведения, которые учитель доводит до школьников.

Начиная разговор с пятиклассниками, учитель технологии может охарактеризовать кухню как помещение, выполняющее наибольше число функций по сравнению с тем, сколько функций выполняют остальные комнаты.

В нашей стране так сложилось, что в большинстве случаев кухня не только место приготовления и употребления пищи, но и место, где порой принимают близкого друга, и уютный домашний клуб.

Вместе с тем долгое время в массовом строительстве проектировались небольшие по площади кухни. При наличии непременных плиты, мойки, холодильника в них нужно расположить кухонную мебель и предусмотреть хранение посуды, инвентаря, принадлежностей. Это — непростая задача.

Между тем существует ряд приемов, позволяющих рационально расположить все необходимое: использование, например, трансформируемой мебели, многофункциональных элементов (уголок хранилище), а главное, продуманное использование так называемых мертвых зон. При внимательном изучении таких не используемых пустых пространств (углы, расстояния между мебелью и т.п.) оказывается немало.

Методически оправдано, если учитель технологии использует два варианта демонстрации:

A. Из обычного картона делается открытый с одной или с двух сторон макет кухни. Пол закрывается миллиметровой бумагой, чтобы использовать масштаб. Все компоненты интерьера представляют собой картонные квадратики (в масштабе) с рисунками сверху, поясняющими что это (мойка, плита и т. п.). В таком случае легко оценить расстояния, возможность подхода к элементу и т.д. Стены помещения (столовой или кухни) можно оформлять снимаемыми полосами бумаги разного цвета для иллюстрации цветовой гаммы интерьера.

B. Второй вариант сложнее, но производит большее дидактическое впечатление на обучаемых. для использования этого приема желателен рабочий контакт с учителем технологии (технического труда). Коллега может помочь изготовить миниатюрные макеты столов с выдвижными столешницами, тумбочек с выдвигаемыми досками для разрезания, шкафов, на дверках которых укреплены мусорное ведро, приспособление для сушки полотенец, вехоток и др. Макет холодильника, стоящего на ящике для хранения овощей, круглые поворотные полки для кастрюль — перечень может быть большим. Такое материальное обеспечение раздела может быть полезным надолго.

Можно для макетирования использовать элементы, изготовленные из пенопласта, материала недефицитного, очень легко обрабатываемого и прекрасно окрашивающегося (оклеивающегося).

В 6 классе школьниц следует знакомить с разными вариантами организации столовой, спальни, детской комнаты, зон отдыха, приготовления пищи. Здесь представляется уместным дать методические рекомендации, пользуясь которыми ученицы будут правильно использовать общее и местное освещение.

Правильное освещение оберегает наши глаза, создает так называемый зрительный комфорт. Недостаточная освещенность вызывает чрезмерное напряжение зрения, большая яркость света тоже утомляет, раздражает глаза. Чтобы читать или, например, шить, нужно одно освещение, заниматься уборкой — другое, сидеть перед телевизором — третье. Поэтому очень важно, чтобы каждая комната, а иногда и каждый ее уголок были освещены в соответствии со своим назначением.

В прихожей нужно иметь яркое общее освещение: плафон или висячий светильник под колпаком, а также бра возле зеркала, лучше всего с обеих сторон зеркала и примерно на уровне головы. Неправильно помещать источник света вверху над зеркалом, так как в этом случае видимость недостаточна и, кроме того, на лицо смотрящего в зеркало ложатся тени, искажающие внешний облик.

В общей комнате освещение должно быть общее (от потолка) и специальное (торшер, бра, светильник, настольная лампа). Для люстры желательно иметь переключатель, регулирующий силу света: три, пять, шесть лампочек. Специальное освещение необходимо для чтения, работы, еды и т. п.

Для освещения зоны отдыха и рабочей зоны хороши пристенные подвесные светильники на длинных кронштейнах и торшеры с одной или несколькими лампочками. для освещения обеденного стола в большинстве случаев применяют висячие потолочные светильники. Стол должен быть освещен полностью, а источники света закрыты так, чтобы свет не действовал непосредственно на глаза сидящего за столом.

Удобно местное освещение, которое делает светлой и яркой только нужную часть комнаты, оставляя затененным все остальное пространство. С помощью ламп на подвижных кронштейнах можно хорошо осветить рабочее место — письменный стол, чертежную доску, швейную машину — и не мешать остальным членам семьи.

В спальне кроме общего освещения желательно иметь светильник возле туалетного столика и — если уж так получается, что вам приходится читать лежа, — бра над кроватью. Его надо расположить над головой или несколько сбоку от головы читающего. Очень удобна здесь лампа на шарнирном устройстве, что дает возможность направлять свет на страницы книги в зависимости от положения читающего. Абажур для такой лампы делают непрозрачным, чтобы свет не мешал другим членам семьи, находящимся в спальне.

У туалетного столика лучше всего устроить двухстороннее освещение, так чтобы источники света расположились на уровне голо вы человека, сидящего у столика, и давали мягкий, рассеянный свет белого или розового оттенка.

В детской комнате должно быть общее освещение, специальное (над рабочим столом и местом для игр) и ночник. В комнатах для детей дошкольного возраста светильники, выключатели и штепсельные розетки должны помещаться в местах, недоступных для детей. Проводка лучше всего скрытая. В детских комнатах не следует ставить настольные лампы, падение которых может вызвать несчастный случай. Над рабочим местом ребенка лучше всего укрепить настенную лампу на шарнирных кронштейнах, которую рекомендуется прикреплять с левой стороны стола. Абажур висячей лампы лучше сделать из материала, рассеивающего свет. Абажур настенной лампы — из непрозрачного материала, должен давать узкую полосу света, сосредоточенного на рабочем месте. Освещение комнаты должно быть достаточно ярким, но без резкого перехода от света к тени.

В кухне рекомендуется общее освещение и местное — над рабочим столом хозяйки. Для освещения кухонного стола, мойки и плиты очень удобны лампы дневного света: они более прочные, а энергии расходуют в четыре раза меньше, чем обычные лампы. Над обеденным столом свет люминесцентных ламп плох, он при дает продуктам бледный, неаппетитный вид.

В ванной — вверху плафон, дающий свет на все помещение, и боковое освещение (настенное) возле умывальника с зеркалом. Здесь можно применять лампы накаливания и люминесцентные лампы.

Будет уместно рассказать школьницам об оформлении интерьера предметами декоративно искусства. Интересны будут девочкам различные полезные советы, которые в изобилии можно найти в литературе по любому вопросу уборке, чистке раз личных предметов, подготовке жилья к зиме и т.д. У учителя технологии может возникнуть проблема с показом детям иллюстраций, многие из которых в журналах выполняются небольшими по размеру. Здесь можно можно использовать эпидиаскоп или воспользоваться выполнением кодограмм на прозрачной пленке, применяя ксерографы (ксероксы).

Для семиклассниц тема урока несомненно будет крайне интересна, если она заранее будет обеспечена различными видами подставок под цветы, цветочницами, подвесными устройствами. Сейчас выпускается большое разнообразие имитаций, позволяющих организовать прекрасную лабораторно-практическую работу по оформлению интерьера комнатными растениями. На этом занятии как нигде имеется возможность использовать красочные рисунки, сделанные школьницами. Методически значимым представляется обучение девочек законам составления букетов и способам долгого сохранения цветов в квартире.

Эти занятия призваны оказать большое влияние на эстетическое развитие школьниц, привития им вкуса, способности создавать гармонию в интерьере.

Будущему учителю технологии необходимо учесть, что изложение тем раздела потребует, прежде всего, эрудиции и достаточной подготовки по вопросу от самого учителя.

Оптимальность проведения уроков по разделу складывается из двух составляющих:

- тщательно подобранного и продуманного материала для преподнесения школьницам;

- высокой обеспеченности устного изложения средствами наглядности, иллюстрирующими объяснение.

При соблюдении этих условий можно быть уверенным в достижении значительных дидактических результатов.

2. Будущему учителю необходимо овладеть следующей методикой преподавания школьницам необходимых сведений по разделу «Уход за одеждой. Ремонт одежды».

А. Необходимо сформировать у девочек умения по поиску практических рекомендаций — применительно к конкретному случаю — в справочных пособиях. Таким образом, необходимым элементом урока на этих занятиях могут стать пособия по домоводству, издание «Нашим женщинам» и т. п. Все ситуации, возникающие в быту, объяснением на уроке охватить не возможно. Поэтому у школьниц должна выработаться привычка к самостоятельному поиску решений, умение их находить во всех доступных источниках информации.

Б. Анализ программы позволяет молодому учителю четко разделить материал раздела на две составляющие:

- правила ремонта наиболее уязвимых мест одежды;

- приемы ухода за одеждой и ее хранение;

- особенности эксплуатации и чистки обуви.

При таком распределении становится возможным определить объем и содержание теоретических сведений, которые могут сообщаться школьницам, и выбрать наиболее характерные работы по ремонту, выполняемые на занятиях. В 5 классе это могут быть работы по выполнению ремонта накладной или подкладной заплатой; в 6 классе — подшивание низа брюк тесьмой или ремонт подкладки; в 7 классе — освоение поднятия петель на трикотажных изделиях.

Это лишь примерный перечень. С учетом местных условий можно выбрать любой вариант практических работ, связанный с уходом за одеждой и ее ремонтом. Конкретные рекомендации по работам можно выбрать из статей профессора В. И. Жуковской в журнале «Школа и производство» (1996).— 1—3; 1997.—I

В. Студентам важно понять, что при сообщении теоретических сведений учителю технологии следует из массы материала выбирать такой, который школьницы смогут применить на практике. Представляется, что это могут быть сводные рекомендации по чистке и удалению пятен, способам сушки и восстановления внешнего вида предметов, приме нению средств по защите и уходу. Полезно познакомить девочек с международной символикой условных обозначений, установленных для ухода за одеждой, с отечественной и международной классификацией размеров одежды и обуви.

Г. Полезными и поучительными могут стать расчеты, выполняемые на занятиях для оценки расходов. Например, новая вещь стоит столько-то. Восстановление, ремонт потребуют таких-то материалов, что выльется в конкретную сумму затрат.

Сопоставление цифр, придание конкретики реальным действиям — весьма серьезный довод для совершенствования практических умений и навыков учащихся в экономном использовании одежды.

Таким образом, преподавание разделов «Уход за одеждой. Ремонт одежды» может стать одним из этапов обучения девочек по технологии. Тематика разделов можетиспользоваться для выполнения школьницами 5-7 классов творческих проектов по технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: