Предисловие. По данным ВЦИОМ в России существует более 4 тысяч контроли-рующих и проверяющих федеральных служб

По данным ВЦИОМ в России существует более 4 тысяч контроли-рующих и проверяющих федеральных служб. Всем этим организациям нужны экономисты, знающие юриспруденцию и налогообложение. При каждой общественно-экономической формации государство старалось создать эффективную систему управления финансами, а соответственно, и адекватную систему финансового контроля, так как от этого в конечном итоге зависело само его существование. Федеральная налоговая служба государственная структура федерального уровня, отвечающая за контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильность исчисления, полнотой и своевременностыо внесения в соответствующий бюджет налоговых поступлений и ряд других видов государственной деятельности, связанной с налогами и налогообложением.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильно стыо исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильно стыо исчисления, полнотой и своевременностыо внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. В соответствии со СТ.30 Налогового Кодекса РФ, налоговые органы, составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностыо исчисления, полнотой и своевременностыо уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностыо исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы и другие.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными и правовыми актами РФ. Система налоговых органов не функционирует абсолютно автономно, а тесно взаимодействует с прочими органами государственной власти.

Отношения с прочими органами государственной власти строятся по следующим основным направлениям:

-территориальные налоговые органы - органы региональной и местной

власти (главным образом, финансовые);

- ФНС и МВД;

- ФНС и ФТС;

- ФНС и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости -

информационный обмен; - ФНС и Государственный комитет Российской Федерации по статистке - при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде; - ФНС и Пенсионный фонд Российской Федерации - при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;

- ФНС и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;

- ФНС и Фонд социального страхования Российской Федерации - при

государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпри-

нимателей в электронном виде.

Для осуществления финансового контроля необходимы особые органы контроля, укомплектованные квалифицированными специалистами, регламентами их прав и обязанностей и т.д. В посткризисном экономическом развитии нельзя допускать слабость государственного налогового контроля.

Государственный финансовый контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля. Предварительный контроль осуществляется до совершения финансовых операций на стадии принятия управленческих решений по формированию и утверждению бюджетов, финансовых планов, смет доходоврасходов, договоров, соглашений и других документов с целью объективного использования финансовых ресурсов на основе законодательных, нормативных и правовых актов, норм, стандартов и правил. Его назначение состоит в предотвращении возможных финансовых ответлений на стадии рассмотрения и оценки обоснованности формируемых видов и целесообразности предполагаемых расходов. Текущий контроль осуществляется на стадии совершения финансовых операций по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов в целях соблюдения финансовой дисциплины и предотвращения финансовых нарушений. Последующий контроль осуществляется по итогам совершения финансовых операций путем анализа и ревизии (проверки) финансовой и бухгалтерской документации проверяемой организации, в том числе в части соответствия финансовых операций законодательству РФ. Внешний контроль осуществляется специально созданными органами государственного финансового контроля, функционально и организационно зависимыми от контролируемых объектов. Внутренний контроль осуществляется специально созданным структурным подразделением организации, осуществляющей финансовый контроль. Ведомственный финансовый контроль - это внутренний контроль деятельности структурных подразделений государственного органа исполнительной власти или внешний контроль деятельности подведомственной организации, осуществляемый самостоятельным контрольно-ревизионным структурным подразделением государственного органа исполнительной власти. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют:- специально уполномоченные органы государственного финансового контроля:-Счетная палата Российской Федерации;-Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;-Контрольно-ревизионные подразделения федеральных органов исполнительной власти и других государственных учреждений; - Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации, созданные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации; - Органы финансового контроля исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - Центральный банк Российской Федерации; - Главное контрольное управление Президента Российской Федерации; - Федеральные органы исполнительной власти: - Федеральное казначейство; - Федеральная налоговая служба; - Федеральная служба по финансовому мониторингу; - Федеральная таможенная служба; - Федеральная служба по финансовым рынкам; - Центральный банк Российской Федерации; - Главное контрольное управление Президента Российской Федерации; - Федеральная служба по финансовому мониторингу; - Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляют отдельные функции в области государственного финансового контроля, установленные законодательством Российской Федерации. - МВД В зависимости от задач, стоящих перед внешним государственным финансовым контролем и у субъектов осуществления контрольных мероприятий он подразделяется на общегосударственный и внутригосударственный. Первый осуществляют как органы законодательной власти (в лице Счетной палаты РФ и Контрольно-счетных палат в субъектах, так и специальные органы государственного финансового контроля представленные финансовыми, казначейскими и налоговыми органами), проверяющие любые объекты (предприятия, организации, учреждения любой формы собственности) на предмет соблюдения ими финансового законодательства и финансовых интересов государства. Второй подвид финансового контроля проводят контрольно-ревизионные управления и другие структурные подразделения внутри министерств, ведомств, и государственных комитетов, проверяющие финансово-хозяйственную деятельность подведомственных организаций. Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел устанавливается Налоговым кодексом и Законом «О полиции». Согласно указанным документам по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют в выездных налоговых проверках. В свою очередь органы внутренних дел обязаны направлять материалы в налоговый орган в случае выявления нарушений, относящихся к компетенции налоговых органов. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом может быть про верен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о про ведении проверки. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ст. 89 НК РФ).

С 29 сентября 2009 года начал действовать Приказ МВД РФ№ 495 и ФНС РФ № 2 ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

К наиболее распространенным формам взаимодействия относятся: - взаимное информирование;

- направление поручений, заданий, запросов;

- создание рабочих групп, бригад, временных объединенных

подразделений;

- организация единых пунктов управления связи и информации;

- инструктаж;

- совместное про ведение мероприятий;

- содействие в организации и проведении;

- совместное совещание.

Совместные выездные налоговые проверки

В целом независимость контроля должна быть обеспечена: а) финансовой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительными по сравнению с парламентскими сроками
полномочий руководителей органов контроля; в) закреплением в Конституции их статуса. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации. Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более I прикладной характер, в том числе: - результативность; - четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; - неподкупность субъектов контроля; - обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений); - презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых
преступлениях лиц; - согласованность действий различных контролирующих органов и др. Принимая нормативные акты, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные принципы. Независимый от управляющих структур контроль за движением общественных средств обязателен для демократического правового государства. В нем не должно существовать сфер, не охваченных независимым аудитом. Это обеспечивает ответственность власти перед обществом и защиту от нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств. Большинство специалистов и ученых согласны с тем, что стране нужна цельная и стройная система контроля, однако пока такая система не сложилась. Слабость государственного финансового контроля, вызванная отсутствием жестко регламентированной системы его осуществления и правовой неопределенностью содержания работы его органов, приводит к нецелевому использованию государственных средств, а иногда ведет к их прямому расхищению и утрате. Необходимо создание и утверждение на федеральном уровне единой модели формирования контрольных, структур это даст новый импульс не только для создания новых контрольно-счетных органов, но и для скорейшего их становления, поможет решить вопрос участия палат в бюджетном процессе региона, а также большое количество вопросов организационного характера, начиная от структуры, численности, наименования должностей, размеров оплаты труда до методик проведения контрольных, экспертно-аналитических мероприятий и организации взаимодействия с территориальными органами федеральных органов власти (прокуратура, казначейство, налоговые и т. д.). Принятие рамочного закона об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов поможет в создании единой системы финансового контроля, расширит связи между контрольно-счетными органами различных уровней, поможет в создании принципа единства организации финансового контроля и становлению контролирующей вертикали, включающей уровни муниципальных образований, субъектов Федерации и федерального центра, усилит воздействие контрольно-счетных органов на процесс целевого и эффективного использования бюджетных средств для достижения конечного социально-экономического результата. Обязательное создание высших органов финансового контроля соответствующими законодательными (представительными) органами власти будет не только отражать существующую правовую действительность, но и отвечать требованиям международных стандартов в области организации финансовою контроля. Организация финансового контроля через контрольно-счетные органы представительных органов власти является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Системный подход к проблеме государственного финансового контроля предполагает еще и поиск механизмов целостности, путей взаимодействия контрольно-счетных органов различных уровней бюджетной системы, законодательное обеспечение их функционирования, четкое закрепление координационных и субординационных связей между ними в единую методологию совместной деятельности. Принимая во внимание необходимость повышения эффективности системы государственного финансового контроля за исполнением бюджетов, использованием государственных средств и собственности, превращения его важнейший механизм экономической и социальной политики государства, защищающей основы конституционного строя, права и свободы граждан, а также недостаточное правовое обеспечение деятельности контрольно-счетных органов в Российской Федерации, отсутствие единых научно обоснованных стандартов и методик контрольных мероприятий. Необходимо создание Ассоциации в целях взаимодействия федеральных и региональных органов государственного финансового контроля, координации деятельности контрольно-счетных органов различных уровней и укрепления сотрудничества между ними. В условиях инновационной модернизации российской экономики существенно повышается роль Российской Федерации не только как гаранта единства бюджетной системы, но и как контролера эффективности всех ее уровней. Такая система межбюджетных отношений требует адекватного механизма федерального регулирования, который помимо базовых принципов организации бюджетного процесса устанавливал бы обязательные требования, стандарты и процедуры, необходимые и достаточные для обеспечения эффективности управления региональными и местными бюджетами и для повышения ответственности за состояние государственных финансов в целом. Таким образом, сущность, содержание, функции финансового контроля определяются, конкретными задачами, стоящими перед государством на определенном этапе его развития. Распространяется финансовый контроль на отношения производства, обмена и потребления через отношения распределения. Внешние границы финансового контроля определяются нормами права. Объективный характер финансов предопределяет существование финансового контроля. Становление и развитие финансов было одновременно становлением и развитием финансового контроля. Взаимосвязь двух явлений обусловлена наличием контрольной функции финансов, органически взаимосвязанной с их другими функциями. Вместе с тем наличие контрольной функции не влечет автоматически существование финансового контроля, которое предполагает постоянную организующую деятельность соответствующих государственных органов. Это содержит в себе возможность неравномерного развития финансов и финансового контроля. Осуществление контроля предполагает существование не только субъектов, но и объектов контроля. Только упорядоченная, развернутая система денежных отношений, регламентированная представительными органами власти, создает объекты контроля - денежные отношения, выраженные в особых их формах (доходов и расходов) и отражающие определенные экономические отношения между субъектами воспроизводства. В выпускниках факультета нуждаются такие финансовые службы, как казначейства, банки, страховые и инвестиционные компании, пенсионные фонды и т. д. Кроме того, десяткам тысяч предприятий и организаций требуются специалисты, способные уменьшить налоговые траты и тем самым увеличить их прибыль. Поэтому студенты могут получить дополнительную профессию - «налогового консультанта».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: