Определение понятия налоговая система не является однозначным. Оно сводится к определению налоговой системы как единства трех элементов - совокупности налогов, взимаемых государством; прав и обязанностей государственных органов власти и управления в области налогов и налогообложения; совокупности специализированных контролирующих органов. Управление налоговой системой различают в широком и узком понимании. В широком понимании базируется на трех основах: нормативно-правовые акты (налоговое законодательство), организационная деятельность по реализации механизма налогообложения и функционированию налоговых органов, контроль и меры ответственности за нарушение налогового законодательства. В такой трактовке управление налоговой системой позволяет сохранять налоговую систему (тактика управления) и обеспечивать возможность и непрерывность ее развития как единого целого (стратегия управления). В узком смысле управление налоговой системой - организация деятельности налоговых органов (структура налоговых органов, цель и задачи их деятельности, функции налоговых органов, права и обязанности, контроль вышестоящих органов за нижестоящими, организация практической работы налоговых органов). С этой позиции управление налоговой системой входит и в понятие налоговое администрирование, но лишь как его часть. Что же составляет другую часть налогового администрирования? Сущность, понятие налоговой системы, ее структура, принципы и методы налогообложения Налоговая система – совокупность предусмотренных налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля. Организационные принципы налоговой системы – это положения, в соответствии с которыми осуществляются построение, развитие налоговой системы и управление ею. Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами. 1. Принцип единства налоговой системы. Согласно Конституции РФ не допускается как установление налогов, ограничивающих свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах страны, так и введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других. 2. Принцип подвижности (эластичности) налоговой системы – оперативное изменение в сторону увеличения или уменьшения налогового бремени. 3. Принцип стабильности - налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до очередной налоговой реформы. 4. Принцип множественности налогов – налоговая система должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов налогообложения для возможности проведения гибкой государственной налоговой политики. 5. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления, а также запрет на повышение ставок налоговых платежей. В процессе развития налоговой системы России этот принцип иногда нарушался. Единое экономическое пространство России предопределяет политику государства на унификацию налоговых изъятий. Существует два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и (или) сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются нормативно правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления в переделах, установленных Налоговым кодексом РФ. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; 2) устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов; 3) определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; 4) устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) определяет формы и методы налогового контроля; 6) устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. Эффективность налогообложения состоит в том, что налоги не должны оказывать влияния на принятие экономических решений, или, в крайнем случае, оно должно быть минимальным. Налоговая система России, скопированная в основном с западных моделей, несмотря на попытки привязать ее к реалиям экономической жизни, получилась довольно громоздкой и сложной. Между тем общеизвестно, что важнейшие принципы построения налоговой системы - простота и доходчивость, не допускающая произвольных толкований; приемлемость для большинства членов общества.
Налоговая система должна отвечать следующим требованиям, которые сформулировал немецкий экономист А. Вагнер;
I. Этические принципы обложения:
1) всеобщность налогов;
2) неприкосновенность личной свободы при обложении и взимании налогов;
3) соразмерность обложения с платежной способностью.
II. Принципы управления налогами:
4) определенность обложения;
5) удобства обложения и взимания для плательщиков;
6) дешевизна взимания и минимум налогового обременения.
III. Народнохозяйственные (финансово-политические) принципы:
7) надлежащий выбор источников налогов – в смысле возможно меньшего стеснения народного производства и в смысле лучшего осуществления социально-политических целей налога;
8) комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечила бы, при возможном соблюдении вышеупомянутых этических принципов и принципы управления, достаточность поступления и эластичность на всякий случай чрезвычайных государственных нужд.
Восьмым пунктом А. Вагнер дает определение налоговой системы как
совокупности налогов, соответствующей научным принципам.
Классификационные признаки налогов подразделяются. 1. По признаку переложения: - на покупателя; - на продавца. 2. По объекту обложения: - имущество; - земля; - рента; - капитал; - средства потребления; -интеллектуальная собственность.
3. По принадлежности к уровням управления и власти: - федеральные;
- региональные;
- местные.
4. По полноте прав использования налоговых сумм:
- собственные;
- закрепленные;
- регулирующие.
5. От источника уплаты:
- заработная плата;
- выручка;
- доход или прибыль;
- себестоимость.
6. От субъектов уплаты:
- физические лица;
- организации.
7. По способу изъятия:
- прямые;
- косвенные.
8. По методу обложения:
- прогрессивные;
- регрессивные;
- плоские;
- линейные;
- твердые.
9. По способу обложения:
- кадастровые;
- декларационные;
- наличные;
- безналичные.
10. От назначения:
- общие;
- целевые. Постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. Важной задачей становится практическая реализация объективно присущей налогам регулирующей функции, полноценное использование налогов как инструмента экономического регулирования. Так Гончаренко Л. И. считает, что преобладание фискальной направленности в налогообложении обусловлено тем, что создание налоговой системы РФ и первые этапы ее развития проходили в условиях системного экономического кризиса, и главной задачей выдвигалось максимально возможное наполнение бюджета страны. Постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. Важной задачей становится практическая реализация объективно присущей налогам регулирующей функции, полноценное использование налогов как инструмента экономического регулирования[27]. Мы считаем, что среди функций налоговой системы на первом месте должны находиться функции стимулирования и регулирования посредством налогов прямых и обратных связей товаропроизводителей и государства. Одна из основных бед российской налоговой системы заключается в том, что Налоговый кодекс РФ пока не стал единственным сводом налоговых законов, наряду с ним существуют инструкции, дополнения, изменения, разъяснения и т. д. Это затрудняет работу самих налоговых служб. Нарекания по поводу налогообложения и т. д. Это затрудняет работу самих налоговых служб. Нарекания по поводу слишком частых изменений налогового законодательства справедливы, хотя без таких поправок вряд ли можно обойтись. Высокий динамизм процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны, их непредсказуемость, необходимость быстрого реагирования со стороны государства - все эти причины требуют постоянно осуществляемой налоговой реформы и реформирования налоговой системы. Узким местом существующих налоговых отношений являются недостаточные четкость и ясность положений нормативных документов. Необходимо принятие четких правил введения изменений в налоговое законодательство, установления или отмены налогов. В Налоговом кодексе РФ предусмотрено, что решение о введении новых налогов и сборов вступает в силу не ранее следующего календарного года, а изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы. Выдвигаемые предложения и новые мысли в области налогов, к сожалению, касаются, как правило, отдельных элементов налоговой системы: размеров ставок, льгот и привилегий, объектов обложения, замены или усиления одних видов налогов другими, или количественных изменений налогов в налоговой системе. Предложений же с позиций изменения методологии и философии налогов и налогообложения и о создании принципиально иной налоговой системы пока практически нет. В процессе налогового администрирования появляется возможность осмыслить создание налоговых систем, обеспечивающих одновременно реализацию общественных функций государства и повышение деловой активности граждан, предприятий, муниципалитетов, регионов. В такой системе все функции и обязанности государства должны быть обоснованы и представлены в виде целостной системы и регламентированы Налоговым кодексом. Обязанности и права граждан институтов и организаций гражданского общества должны быть представлены в виде целостной системы и также регламентированы. Основным институтом, регламентирующим взаимные обязательства и взаимную ответственность государства и граждан должен стать «общественный договор».
3.2. Основные виды налогов, взимаемых с налогоплательщиков Налоговая российская система включает 8 федеральных налогов, 3 региональных, 3 местных, такое построение налоговой системы противоречит здравому смыслу, так как Россия федеративное государство и такое распределение налогов, не ведет к равномерному, справедливому распределению налоговых доходов. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых и управляемых государством. «Начиная с 1998 - 1999 гг. с введением Налогового кодекса... была сформирована налоговая система, при которой все основные по объемам поступающих доходов налоговые базы были закреплены за федеральной составляющей бюджетной системы, а налоговые доходы практически от всех федеральных налогов подлежали распределению между федеральным и субфедеральным бюджетами»[28]. Г.Б. Поляк сформулировал закон концентрации средств в центральном бюджете, в соответствии с которым «чем выше уровень концентрации средств в центральном бюджете, тем ниже уровень экономического и социального развития государства»[29]. Сегодня субъекты Федерации не обладают подлинной налоговой автономией: не случайно задача расширения налоговой автономии региональных и местных властей была сформулирована в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах».
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы,
вторые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на
всей территории Российской Федерации. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке в пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налого-вым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов Муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских окружных органов власти. Мы считаем, что принятый 9 июля 2004 г. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» устранит многие недостатки предыдущего варианта Налогового кодекса РФ, а главное длительное время будет стабильным. К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на прибыль организаций; 4) налог на добычу полезных ископаемых; 5) водный налог; 6) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 7) государственная пошлина. К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Введение налога на недвижимость, при введении которого прекратится действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога, откладывается до 2009 года. По агрегированному показателю качества налоговой системы Россия занимает 130-е место из 178 стран мира. Данная оценка сформировалась под влиянием следующих показателей; по налоговым затратам она занимает 131-е место, по количеству налоговых платежей - 58-место, а по времени, затраченному на налоговое администрирование, -151-е место[30]. Результаты наглядно показывают, что в России преимущества относительно низкой налоговой нагрузки девальвируются высокой административной нагрузкой в налоговой сфере. Российская налоговая система носит преимущественно фискальный характер, не стимулирует устойчивого инновационного экономического роста, налоговый воздух в ценах, без учета налогового переложения, двойное налогообложение, плоская налоговая ставка налога на доходы, несовершенство налогового законодательства, ненадлежащее исполнение налоговых обязательств, низкая налоговая культура и т д. По мнению ряда исследователей, налоговая система России ещё весьма слабо приспособлена к реалиям российской действительности, далека от соответствия критериям эффективности и справедливости, мало способствует развитию и экономическому росту, крайне усложнена, громоздка и перенасыщена как числом управляющих и контролирующих органов, так и разнообразными нормативными документами и «разъяснительными» письмами и инструкциями[31]. Перестройка налоговой системы включает в себя: 1) Концентрацию учетной, счетной и контрольной работы налоговых органов в крупнейших центрах обработки данных (в США, например, вся эта работа сосредоточена в семи региональных учетных центрах). Подобные информационные системы создаются сегодня в России (например, в Управлении ФНС России по Волгоградской области действует система ЦОД – центр обработки данных, содержащий сведения о состоянии расчетов налогоплательщиков области с бюджетом, начисленных суммах налогов, пени и налоговых санкций и др.). 2) Выведение налогоплательщиков на единый канал расчетов по всем основным видам налогов (введенный, например, в Италии принцип единого счета для уплаты всех налогов). В российской налоговой системе в настоящее время не создан подобный канал расчетов с бюджетом. 3) Упор на распространение «дружелюбных» методов работы с налогоплательщиками (методы постоянных консультаций, досудебное урегулирование налоговых споров и т.д.). На сегодняшний день отечественная налоговая система сделала ряд серьезных шагов в данном направлении (так, в Налоговом кодексе РФ досудебному урегулированию налоговых споров посвящены главы 19 «Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц» и 20 «Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней». Приказом МНС России от 17.08.2001 № БГ-3-14/290 утвержден регламент рассмотрения споров в досудебном порядке). Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Между тем, в последние десятилетия, как в западных странах, так и в Российской Федерации появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на рядовых налогоплательщиков и на производительный сектор экономики в целом, в то время как искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов представители финансово-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса пользуются практически режимом иммунитета от всех форм налогообложения. При администрировании налоговой системы необходимо изменить сложившуюся структуру. Мы считаем, что: - региональные налоги, в зависимости от объективных экономических условий могут и должны различаться, в первую очередь это касается налогообложения сферы природопользования; - в сфере природопользования должны появиться новые налоги, так как, дифференциация НДПИ имеет определенные границы, все экологические платежи должны превратиться в налоги; - в системе налогообложения должны преобладать прямые налоги, так как они в полной мере позволяют осуществлять регулирующую и стимулирующую функции налогов и налогообложения; - необходимо прекратить практику налоговых преференций сферы природопользования и финансово-кредитной системы; - эффективность налоговой системы определять не затратами на взиманиеналогов, а социльно-экономической результативностью их использования; - необходимо значительно уменьшить налоговые траты в системе распределения, перераспределения, контрольно-ревизионных функций путем использования рыночных форм, методов и механизмов; - в малом бизнесе, в сельхозпроизводстве перейти от шедулярной к глобальной системе налогообложения; - прибыль, идущую на капитальный ремонт, реконструкцию и инвестирование не облагать налогом; - должно быть изменено преобладание косвенных налогов над прямыми, в условиях сложившейся социально-экономической ситуации в России косвенное налогообложение свидетельствует о пассивной роли государства в осуществлении экономических преобразований; - необходимо шире использовать неналоговые формы доходов: муниципальные займы, региональные и муниципальные пенсионные и инвестиционные фонды, банки, систему лицензирования и концессий; - формирование налоговой культуры граждан, которая позволит более эффективно осуществлять налоговую политику, взимать налоги и, как следствие, выполнять обязанности государства перед населением. Высокая налоговая культура способна повысить эффективность всей российской налоговой системы, что выгодно не только для государства, получающего доход в виде поступлений от налогов, но и для всех членов общества, чьи потребности и нужды призвано удовлетворять государство. Основная функция налоговой системы – обеспечивать достаточный объем ресурсов для финансирования расходов бюджетной системы, при этом не создавая избыточного налогового бремени для экономических субъектов. Модернизация администрирование налоговой системы требует определения и законодательного закрепления доли налоговых доходов в федеральном, региональном и местном бюджете, по нашему мнению, доля доходов федерального бюджета не должна превышать 30 процентов. Администрирование налоговой системы требует прежде пересмотра удельного веса федеральных, региональных и местных налогов, а впоследствии на основе определения экономического и налогового потенциалов российских регионов обеспечивать устойчивый инновационный экономический рост. Система налогообложения должна быть справедливой, эффективной, необходима «прозрачность» государственных расходов и расширение форм общественного контроля, углубление партнерских взаимоотношений налогоплательщика и государства, поддержка инновационной предпринимательской деятельности. Эффективная налоговая система (включающей как основные элементы налогообложения, так и процедуры налогового администрирования) требует: - налоговая система должна обеспечивать устойчивое формирование бюджетных доходов, необходимых для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; - уровень и структура налоговой нагрузки не должны ухудшать условия для экономического роста, искажать условия конкуренции, препятствовать притоку инвестиций; - система налогообложения должна быть справедливой, необходима «прозрачность» государственных расходов и расширение форм общественного контроля; - назрело углубление партнерских взаимоотношений налогоплательщика и государства, отношений сотрудничества; д) требуется гарантированность поддержки инновационной предпринимательской деятельности. В современной российской налоговой системе, следует говорить о социальной несправедливости в налогообложении. Труд дает 75% налоговых поступлений, а бизнес 25%, однако налоговые преференции, отсутствие прогрессивности в налогообложении, регрессивность социального налога, торговые представительства, консульства, посольства, информация и т. д. достается предпринимателям. С учетом российской реальности, социальная справедливость в налогообложении весьма далекая перспектива, сегодня следует говорить о прозрачности взимания и использования налогов, и об их частичной возвратности.Создание справедливой налоговой системы государства - это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах в процессе осуществления инновационной модернизации российской экономики. Таким образом, использование любых налоговых форм должно учитывать уровень богатства страны. Налоги призваны обеспечивать рост богатства путем социализации части индивидуальных богатств, в свою очередь, налоговые формы и налоговые ставки должны соответствовать уровню общественного богатства страны, величине ее ВНП и его душевому потреблению. Налог, который в предшествующих формациях взимался по праву сильного, «по праву меча», в рыночной экономике все более принимает товарную форму, становится специфическим товаром особого рода. Государство, будучи крупнейшим собственником и провоцируя рыночные (товарные) отношения, вынуждено придавать налоговым отношениям товарный и если не эквивалентный, то хотя бы частично возмездный характер. Рыночное понимание налога должно восстановить справедливость и обеспечить плательщику налогов соответствующее ему место в налоговых отношениях – не столько обязанного субъекта, сколько партнера и «работодателя» государства, имеющего полное право хотя бы на частичную возвратность налогов качественными и эффективными услугами государства. Налоговая система должна стимулировать инновационное предпринимательство крупного, среднего и малого бизнеса, осуществлять структурную перестройку российской экономики, перераспределение налоговых доходов, усилить регулирующую и стимулирующую функции налогообложения, минимизировать налоговое бремя, придать законодательную силу процессам переложения и налоговому планированию.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте понятие налоговой системы.
2. Перечислите организационные принципы налоговой системы.
3. Какие два вида налоговой системы Вы знаете?
4. Назовите экономические принципы налогообложения.
5. В чем особенности построения налоговой системы в России?
6. Назовите плюсы и минусы налоговой системы РФ.
7. Назовите основные направления администрирования налоговой системы РФ?
Глава 3. Налоговая служба Российской Федерации Идет процесс завершение формирования налоговых органов, в том числе создание отраслевых и межрегиональных инспекций, уточнение и совершенствование режима работы налоговых органов с налогоплательщиками, чтобы «не было субъективности и волокиты». Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» дано следующее определение налоговым органам: налоговые органы Российской Федерации — единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации. Государство, являясь субъектом налоговых правоотношений, участвует в них опосредованно, через полномочные специальные государственные органы, созданные для осуществления контроля за надлежащим исполнением обязанности по уплате налогов и сборов. В разных странах функцию налогового контроля выполняют налоговые службы, организация и подчиненность которых различны. В большинстве стран налоговые службы являются структурой министерств финансов (Великобритания, Италия, США и др.).