Эквивалентность в налогообложении

Исходя из первого требования, необходимо восстановить прогрессивность налога на доходы физических лиц и прогрессивность социального налога. С учетом российской реальности, второе требование это весьма далекая перспектива, сегодня следует говорить о прозрачности взимания и использования налогов, и об их частичной возвратности.

С точки зрения отдельного налогоплательщика налог еще может быть безэквивалентен, с позиций общества в целом налоги носят эквивалентный характер, так как они покрывают расходы по производству общественных благ, стоимость которых более или менее эквивалентна сумме налоговых пла­тежей. Рынок претерпел существенные изменения: в результате развития произ- водительных сил он трансформировался от рынка производителя к рынку покупателя и к рынку потребителя. Существенно меняется и роль государства в общественном воспроизводстве, оно в современных условиях выступает его активнейшим участником. Современное государство является крупнейшим собственником, осуществляет регулирование общественного производства, перераспределяет львиную долю национального дохода своей страны. Вместе с этим должны изменится и теоретические воззрений на государство, на основные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом, а также с парадигмой развития самой финансовой науки. В этих условиях налог является уже не только и не столько фискальнымсредством, безвозмездно взимаемом государством в форме отчуждения «по праву сильного», а основной формой экономической взаимосвязи «государство – налогоплательщик». Государство, будучи крупнейшим собственником и провоцируя рыночные (товарные) отношения, вынуждено придавать налоговым отношениям товарный и если не эквивалентный, то хотя бы частично возмездный характер. В двадцатом веке существенно изменилась роль государства, оно стало активным участником воспроизводственного процесса и вместе с ним осуществило переход от рынка производителя к рынку покупателя, а затем и потребителя. То есть на практике оно выводит человека и его потребности на более высокие социальные уровни, помогает сделать их социально значимыми и для экономики, и для государства. Равное налоговое право – это отношение сотрудничества между государством и налогоплательщиком. Процессе администрирования налога предполагает, что в налоговом зако­нодательстве должны применяться нормы-принципы гражданского права, как «непри­косновенность собственности» и «свобода до­говора» и т. д. Уже сегодня используются некоторые договорные формы. Речь идет о соглашениях, связанных с изме­нением срока уплаты налогов и сборов, а так­же с залогом и поручительством как сред­ствами обеспечения исполнения налоговой обязанности[26]. Государство, будучи крупнейшим собственником и провоцируя рыночные (товарные) отношения, вынуждено придавать налоговым отношениям товарный и если не эквива-

лентный, то хотя бы частично возмездный характер. В рыночной экономике необходимо признания как результата «публичного» договора между гражданами и государством, согласно кото-рому граждане вносят плату за оказываемые государством услуги. Никто не может отказаться от налогов, так же как и от пользования услугами. Этот обмен выгодный. Население, будучи вынужденным их оплачивать, является своего рода «работодателем» государства и поэтому вправе получать блага, адекватные затратам, то есть вправе требовать эффективности и справедливости оказываемых услуг. При переходе к рыночным отношениям налог является основной экономической формой связи между предпринимателем (работником) и государством. Государство, будучи крупнейшим собственником и провоцируя рыночные (товарные) отношения, вынуждено придавать налоговым отношениям товарный и если не эквивалентный, то хотя бы частично возмездный характер. Администрирование налога должно восстановить справедливость и обеспечить плательщику налогов соответствующее ему место в налоговых отношениях – не столько обязанного субъекта, сколько партнера и «работодателя» государства, имеющего полное право хотя бы на частичную возвратность налогов качественными и эффективными услугами государства. Поскольку налог, который посредством государства как публично-хозяйственной организации явля­ется удовлетворение общественных потребностей. Общественные блага неделимы, потребляются всеми со­обща, доступ к их потреблению не может быть ограничен для кого-либо. Расходы на производство подлинно общественных благ (оборона, образование, наука, государство, экологическая безопасность, борьба с терроризмом, со­хранение культурного наследия и т.п.) в виду их неделимости и особого характера и способа их по­требления и предоставления обусловливают и особый характер их оплаты посредством налогов.

Процесс администрирования налога предполагает определять его как результат «публичного» договора между гражданами и государством, согласно которому граждане вносят плату за оказываемые государством услуги. Никто не может отказаться от налогов, так же как и от пользования услугами. Этот обмен выгодный. Население, будучи вынужденным их оплачивать, является своего рода «работодателем» государства и поэтому вправе получать блага, адекватные затратам, то есть вправе требовать эффективности и справедливости оказываемых услуг. Понимание сути налога как «цены» за услуги государства возможно только при либерализации экономических отношений, повышении самостоятельности субъектов предпринимательской деятельности, минимальном (в разумных пределах) участии государства в данных процессах. Только государство способно осуществлять рассматриваемые услуги. В этом его предназначение, экономический смысл создания и существования. Права-требования налогоплательщика по отношению к государству таковы: а) система налогообложения должна быть справедливой; б) налоговая система должна работать на принципе эффективности; в) необходима «прозрачность» государственных расходов и расширение форм общественного контроля; г) назрело углубление партнерских взаимоотношений налогоплательщика и государства, отношений сотрудничества; д) требуется гарантированность поддержки той предпринимательской деятельности, которая производит общественно-необходимые услуги. В рыночной экономике объект налогообложения, налоговая ставка и порядок взимания определяются не волей государства, не правом сильного, не юридическим актом, а вытекают из самих экономических отношений. Если государство не будет опираться на экономические отношения при установлении того или иного налога, то в результате оно не дополучит или, как говорят сотрудники налоговых органов, «не соберет» налогов в полной мере. Хозяйствующие субъекты либо прекратят свою деятельность, либо разорятся, либо уйдут «в тень». Налоги должны отражать следующие производственных отношений и связях: - базироваться на всей совокупности производственных отношений (производство, распределение, обмен и потребление); - охватывать все формы собственности; - осуществлять дальнейшую социализацию личности, семьи и всех субъектов хозяйствования, т.е. посредством налогов выводить их потребности на более высокий социальный уровень; - отражать движение стоимости с последующим распределением и перераспределением произведенного национального дохода; - строиться на вновь созданной стоимости, налоговые изъятия в суммарном выражении не должны превышать 35 – 36% вновь созданной стоимости; - иметь региональные особенности, с учетом производительных сил и природных ресурсов; - улавливать все рентные платежи от использования участков земли, недр, труда и капитала; На наш взгляд, для того чтобы налоги могли регулировать экономику, необходимо: - наличие у общества парадигмы, модели, программы экономического развития; - смещение социально-политических акцентов на предпринимателя и на предпринимательство, создание и внедрение стабильной финансово-кредитной и налоговой систем. Какие бы самые совершенные налоговые формы ни использовались, они не будут работать, пока мы не осуществим администрирование налога, не создадим налоговую теорию (систему научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества). Таким образом, администрирование налога - это определение экономической, философской и правовой сущности понятия «налог» соответствующей современной системе производственных отношений и роли государства в воспроизводственном процессе. Разработка теоретических, научно-практических и концептуально-правовых проблем налогообложения представляет систематизацию историчecкого опыта пpимeнeния различных налоговых форм, изучение и дальнейшее развитие научных налоговых теорий, создание на этой основе всесторонне оптимизированной концептуально-правовой структуры налоговых правоотношений. Процесс познания сущности налога выводит понятие «налог» из сферы его философского восприятия к конкретной налоговой практике, обусловленной системой экономических отношений и степенью развития форм государственности.Процесс администрирования налоговых правоотношений бесконечен. Успех налоговых преобразований определяется глубиной и научной обоснованностью системных преобразований всей совокупности производственных отношений. Временной лаг между этапами налоговых преобразований зависит от степени адекватности экономическому базису принятой законом системы налогообложения на момент проведения налоговой реформы.В России проблема налогов является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем экономической и социальной жизни страны. Пожалуй, в стране нет сегодня другого аспекта экономики, который подвергался бы столь серьезной критике и был бы предметом таких жарких дискуссий. Использование любых налоговых форм должно учитывать уровень богатства страны. Налоги призваны обеспечивать рост богатства путем социализации части индивидуальных богатств, в свою очередь, налоговые формы и налоговые ставки должны соответствовать уровню общественного богатства страны, величине ее ВНП и его душевому потреблению. Налог, который в предшествующих формациях взимался по праву сильного, «по праву меча», в рыночной экономике все более принимает товарную форму, становится специфическим товаром особого рода. Таким образом, анализ сущности налога предполагает исследование двойственности его содержания и внешней правовой формы проявления. Налог - это философская и экономическая категория и одновременно конкретная форма правовых взаимоотношений, закрепленных законодательством.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите протоналоговые формы. 2. Назовите основные формы протоналогов Древней Руси? 3. Какие налоговые теории признавали эквивалентность налога и налоговых отношений? 4. В чем заключается философский смысл налога? 5. Налог как экономическая категория. 6. Место и роль налогов в экономической системе. 7. Назовите основные функции налогов. 8. Каковы основные способы взимания налогов? 9. Перечислите основные элементы налога и их характеристики. 10. Налог как форма правовых взаимоотношений налогоплательщика и государства.

В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда.

Шарль Монтескье


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: