Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития. Термин “социальная защита” имеет различные значения.
В новых экономических условиях он заменил термин “социальное обеспечение”, использовавшийся в советской экономике, где характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.
В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин “социальная защита”, который давно использовался в мировой практике.
Социальная защита как социальный институт представляет собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках системы органов социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной форме, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, органы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие ее формы, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.
|
|
Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет свои специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.
Для осмысления нынешнего состояния института социальной защиты в России и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития необходимо, прежде всего, отметить, что, хотя такой институт в нашей стране имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, но его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его структура как с точки зрения организации системы правовых норм, так и с административной точки зрения, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы.
|
|
Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названии слова “социальная защита”, таких как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции. Понятие “социальная защита” сводится лишь к вопросам социального обслуживания населения, социальной защиты инвалидов, социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.
Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института.
В качестве примера можно привести термин “социальное обеспечение”, использовавшийся в русском языке для перевода широко распространенного во многих странах термина “Social Security”, который на русский язык может переводиться как социальная безопасность, социальная защищенность, социальные гарантии, социальная защита. Вместе с тем понятие “социальное обеспечение” не является адекватным понятию “Social Security”, поскольку отражает в себе советскую специфику развития института социальной защиты, где преобладали принципы непосредственно государственной организации социальной защиты с очень ограниченным использованием полностью искаженных принципов социального страхования и полным отсутствием каких-либо других форм ее организации, в то время как понятие “Social Security” в значительной степени отражает организацию социальной защиты на принципах социального страхования.
Конечно, различия между терминами “социальное обеспечение” и “Social Security” могут игнорироваться, если они определяют понятия, не имеющие инструментального характера и показывающие лишь общие контуры системы. Именно в таком контексте русский термин “социальное обеспечение” использовался для перевода иностранного термина “Social Security”. Когда же речь идет о терминах для определения понятий, имеющих характер социально-экономических категорий, в системе таких категорий, то игнорирование подобных различий представляется недопустимым.
К сожалению, в русском языке в связи со слабой теоретической проработкой социальной защиты как социального института отсутствует и необходимая система категорий, понятий и терминов, характеризующих данный институт. При отсутствии соответствующих терминов для определения различных категорий данного социального института термин “социальное обеспечение” в широком смысле в советский период использовался для определения наиболее общей категории, отражающей всю совокупность социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле стал использоваться для определения всего института социальной защиты, получившего название “право социального обеспечения”. Одновременно термин “социальное обеспечение” использовался для определения более узкой категории системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета.
|
|
В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин “социальное обеспечение”, отражающий специфику организации социальной защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной защиты, ни ее административных структур с новыми функциями. Поэтому термин “социальное обеспечение” был в значительной степени вытеснен административными мерами из практической сферы применения новым термином “социальная защита”.
Термин “социальная защита” в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя, как ни парадоксально, термин “социальное обеспечение” продолжает использоваться для его общего названия как “право социального обеспечения”.
Дальнейшее целенаправленное развитие института социальной защиты в России требует определенной систематизации его категорий, понятий, терминов, без которой развитие этого института будет оставаться стихийным.
В настоящее время институт социальной защиты каждой страны характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм и в общем виде может быть представлен в виде матрицы, в которой строками показываются виды социальной защиты, а столбцами — организационно-правовые формы, в которых эти виды осуществляются (табл. 1).
|
|
Таблица 1
Виды и организационно-правовые формы социальной защиты
Виды социальной защиты | Организационно-правовые формы социальной защиты | ||||
Социальное страхование | Социальная помощь | Государственное обеспечение | Обязательные накопления | Частные формы | |
Болезнь (медицинская помощь и обеспечение по временной нетрудоспособности) | |||||
Старость | |||||
Инвалидность | |||||
Смерть кормильца | |||||
Материнство | |||||
Содержание семьи | |||||
Безработица | |||||
Несчастные случаи на производстве |
Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низким душевым доходом, не обеспечивающим общественно необходимого прожиточного минимума, результатом обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).
Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.
Одной из государственно-правовых норм социальной защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основными признаками непосредственного государственного обеспечения являются финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти. Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.
Несомненно, социальную защиту следует рассматривать как особую форму социальных взаимоотношений индивида и общества, при которой общество гарантирует гражданам как равные возможности в самореализации своих способностей, так и свободное осуществление своих прав. При этом отношения должны строиться на основе двусторонних равноответственных обязательств: гражданин — общество, общество — гражданин. Общество ожидает от индивида посильного и эффективного трудового вклада и соответствующего общепринятого социального поведения, а индивид рассчитывает на социальную защиту, социальную поддержку со стороны общества в случаях постоянной или временной утраты трудоспособности, угрозы моральной и физической деградации, снижения уровня жизни ниже минимально допустимых пределов, ущемления установленных законом льготных условий обеспечения и прав.
Определив субъект-субъектные отношения — общества и гражданина, необходимо конкретизировать объект и субъект социальной защиты. Представляется возможным к субъектам социальной защиты отнести: государство, профсоюзы, органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населения (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты), союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей.
Объектом социальной защиты выступают.
- Во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей; создание условий для реализации интересов и потребностей, самореализации, духовного развития, укрепления физического и нравственного здоровья нации.
- Во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита рабочих, интеллигенции, военнослужащих, работников системы образования, здравоохранения, культуры и т. д.
- В-третьих, социально уязвимые группы населения: дети, многодетные и асоциальные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные и т. д.
Исходя из этого определяется и цель социальной защиты — избавление от абсолютной нищеты (когда средний совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие социально уязвимым группам населения в адаптации к условиям рыночной экономики.
Одной из важнейших проблем защиты населения сегодня стала проблема его общей социально-экономической поддержки и защиты от воздействий условий переходного периода. При этом в качестве субъекта воздействия выступают государство и общество в целом, а содержанием их деятельности являются процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной помощи. Рассмотрим основные из них, обусловливающие деятельность механизма социально-экономической защиты населения и принципы их реализации. Эти принципы объединяют основополагающие правила, нормы и положения, на основе которых строится и функционирует на разных уровнях система социальной защиты населения, определяется ее роль в экономике государства.
К основным можно отнести принципы:
- общественной целесообразности. Согласно ему контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту армии иждивенцев;
- экономической эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы;
- экономической справедливости. Он выражается в экономической защите как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности;
- приоритета государственных начал в социальной защите населения. Согласно этому принципу в нашей стране именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин;
- экономической самостоятельности местных органов. Он реализуется на основе разграничения экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Социальные пособия и другие выплаты на федеральном уровне должны гарантироваться в минимальных размерах, а все выплаты сверх того — производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования.
Итак, на перечисленных выше принципах строится социальная защита населения как система, пронизывающая все уровни государства: от федерального до местного.
Для эффективной реализации данных социально-экономических принципов необходимо определение экономических методов социальной защиты как способов достижения социальных целей на основе экономических принципов.
К основным экономическим методам можно отнести следующие:
- введение системы минимальных социальных гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума;
- индексация доходов как заранее установленный законодательно или решением исполнительной власти механизм автоматической корректировки доходов в соответствии с ростом стоимости жизни;
- компенсация расходов — возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен.
Социальную защиту необходимо рассматривать в трех аспектах:
- социальный институт;
- государственная организационно-управленческая система;
- деятельность по достижению социальной защищенности.
Таким образом, имеются все основания констатировать, что социальная защита является социальным институтом, причем одним из важнейших в современной российской действительности.
Целью и результатом деятельности социальной защиты является социальная защищенность индивидов. Отметим, что часть принципов социальной защиты совпадают с основополагающими принципами социальной политики:
- социальная справедливость и гуманизм;
- социальная компенсация;
- совпадение их объектов, субъектов и методов реализации.
Таким образом, подводя итог, представляется важным определить взаимоотношения понятий “социальная политика” и “социальная защита” и механизмов их взаимодействия.
При этом необходимо уточнить, что социальная политика направлена в основном на социальную сферу; реализация социальной защиты, как уже было отмечено, на все сферы жизнедеятельности личности: экономическую, идеологическую, правовую, нравственную и т. д.
Таким образом, такие структурообразующие элементы социальной политики, как социальное обеспечение, социальная поддержка, социальная помощь, социальное обслуживание и, собственно, социальная работа, — все они направлены на реализацию социальной защиты. Отсюда социальная защита является стратегической интегрированной целью не только социальной политики, но и политики в целом. В этом случае социальная политика выступает как механизм или как важнейший инструмент организации социальной защиты.
Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.
Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.
В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.
Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и др.
Таким образом, социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.
Модель национальной системы социальной защиты представлена в табл. 2.
Таблица 2
Модель национальной системы социальной защиты
Организационно- правовая форма | Виды социальной защиты | Основные принципы и критерии предоставления | Условия предоставления | Категории граждан, которым предоставляется социальная защита | Финансирование |
Конституционные права и свободы граждан, гарантированные в законодательных актах | Государственные минимальные социальные стандарты | Гражданство, солидарность, социальная справедливость | Всеобщность, бесплатность, единообразие, без проверки нуждаемости | Все граждане | Федеральный бюджет, формируемый через налогообложение |
Законы об обязательном социальном страховании | Пенсии, пособия по безработице, медицинская помощь, услуги медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, компенсации | Страхование по дифференцированным тарифам | Социальные выплаты по всем видам страхования без проверки уровня дохода (среднедушевого семейного дохода) | Застрахованные граждане | Фонды страхования, образуемые за счет страховых взносов работодателей и частично работников |
Законы, устанавливающие виды социальной поддержки и помощи | Социальные пенсии, пособия, льготы (в том числе льготные кредиты и др.) | Социальная уязвимость либо нетрудоспособность (невозможность без предоставления социальной поддержки и помощи обеспечить минимальный прожиточный уровень или реализовать социально значимые цели) | Заявительность, адресность, проверка нуждаемости (среднедушевого семейного дохода) | Социально уязвимые и нетрудоспособные категории граждан | Федеральный, региональный и муниципальный бюджеты, формируемые через соответствующие системы налогообложения, средства благотворительных общественных фондов и организаций |
Договоры и трудовые соглашения | Оплата дополнительных услуг лечения, отдыха, учебы и т. п. | Индивидуальная ответственность и субсидиарность | Выплаты и услуги в соответствии с условиями трудового соглашения | Наемные трудоспособные работники, заключающие с работодателями трудовые соглашения | Средства предприятий, организаций (работодателей) |
Законы о добровольном социальном страховании | Дополнительные пенсии, дополнительная оплата | Индивидуальная ответственность, страховая солидарность | Социальные страховые выплаты в соответствии с условиями страхования | Добровольно застрахованные трудоспособные категории граждан | Фонды добровольного социального страхования, образуемые за счет взносов работодателей и работников |
Государство реализует политику социальной защиты населения через социальные программы и систему социального обслуживания населения (через сеть учреждений). Система социального обслуживания населения формируется в рамках Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и платно через систему соответствующих социальных служб (государственные, муниципальные, частные и др.), на основании обращения клиента, его опекуна, попечителя или другого законного представителя.
Виды социального обслуживания:
- материальная помощь: денежные средства, продукты питания, медикаменты, средства санитарии и гигиены, предметы ухода за детьми, одежда, обувь, предметы первой необходимости; специальные транспортные и технические средства профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
- социальный патронаж граждан и семей, нуждающихся в постоянном нестационарном обслуживании: помощь в виде социально-бытовых услуг, содействие в получении медицинской и иной помощи, услуги по уходу за детьми;
- стационарное обслуживание граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе: создание необходимых условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питанием, уходом, организация посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга;
- предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства и занятий, безнадзорным детям и подросткам, нуждающимся в такой помощи;
- организация дневного пребывания гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению; людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- консультативная помощь гражданам и семьям в области социально-экономического и медико-социального обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты;
- реабилитационные услуги: помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации граждан, являющихся инвалидами; реабилитационная работа с несовершеннолетними и другими гражданами с общественно опасным поведением.
Социальные услуги — действия по оказанию отдельным категориям граждан помощи в соответствии с законодательством РФ. Услуги могут быть платными и бесплатными. Бесплатные услуги предоставляются:
- гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью и имеющим доход ниже четырех минимальных размеров оплаты труда;
- гражданам, находящимся в чрезвычайной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, вынужденной миграцией;
- несовершеннолетним — сиротам и безнадзорным;
- семьям, в которых совокупный доход каждого члена семьи ниже четырех минимальных размеров оплаты труда.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления могут устанавливаться дополнительные основания для предоставления бесплатных услуг. Платные социальные услуги в государственной и муниципальной социальных службах оказываются в порядке, установленном действующим законодательством, а в частных и иных службах — самостоятельно или на договорной основе.
Социальные услуги населению оказывают различные типы учреждений социальной защиты: комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; дома ночного пребывания; геронтологические центры.
Перечисленные учреждения занимают важное место в системе общественных отношений.
Федеральный уровень системы социальный защиты представлен на рис. 2.
Местное самоуправление в РФ — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Социальные функции органов местного самоуправления имеют широкую направленность и нацелены на обеспечение условий жизнедеятельности людей в местах их проживания. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определен круг вопросов социального характера относительно поселения, муниципального района, городского округа.
Рис. 2. Федеральный уровень системы социальный защиты РФ
К основным отраслям социальной сферы муниципального образования относятся жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура, туризм, физическая культура и спорт, бытовое и торговое обслуживание, санаторно-курортное обеспечение, организация мероприятий по работе с детьми и молодежью, социальная защита граждан.
Местная социальная политика — это деятельность органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по регулированию социальной сферы с целью создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан — жителей муниципального образования. В силу того, что местное самоуправление ближе к конкретным проблемам граждан, можно говорить о том, что эффективность государственной социальной политики напрямую зависит от того, как социальные вопросы решаются на местах.
Система социальной защиты в Ульяновской области, структуры и формы представлены на рис. 3.
Рис. 3. Система социальной защиты в Ульяновской области, структуры и формы
Вопросы и задания
1. В чем сущность социальной защиты населения?
2. Назовите виды и организационно-правовые формы социальной защиты. Дайте характеристику.
3. Какие виды социальной защиты существуют в современном мире?
4. Какие законодательные акты действуют в области социальной защиты населения в РФ?
5. Какова структура социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях (на примере Ульяновской области)?