double arrow

Система социальной защиты населения в России

Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего раз­вития. Термин “социальная защита” имеет различные значения.

В новых экономических условиях он заменил термин “со­циальное обеспечение”, использовавшийся в советской эконо­мике, где характеризовал специфическую организационно-пра­вовую форму социальной защиты, осуществляемую непосред­ственно государством.

В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наибо­лее уязвимых категорий населения. Был введен термин “соци­альная защита”, который давно использовался в мировой прак­тике.

Социальная защита как социальный институт представля­ет собой совокупность правовых норм, призванных решать оп­ределенные социальные и экономические проблемы, в между­народном контексте обычно имеет дело с установленными за­конодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жиз­ненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках системы органов социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законода­тельством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной фор­ме, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, органы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие ее формы, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государ­ственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты мо­жет иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.

Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функ­циональному характеру достаточно целостной системой, пред­ставляющей собой самостоятельный социальный институт, име­ет свои специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий су­щественно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или техно­логий обеспечения безработных граждан.

Для осмысления нынешнего состояния института социаль­ной защиты в России и выработки национальной политики в от­ношении путей его дальнейшего развития необходимо, прежде всего, отметить, что, хотя такой институт в нашей стране име­ется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, но его развитие в определенной степени осуществля­ется стихийно, без должного представления о том, какие зада­чи и каким образом он должен решать и какова должна быть его структура как с точки зрения организации системы правовых норм, так и с административной точки зрения, призванной раз­рабатывать и осуществлять на практике правовые нормы.

Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактичес­кое существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного соци­ального института. В связи с этим сфера ее деятельности суще­ственно сужается. На практике в функции органов государ­ственной власти, имеющих в своем названии слова “социальная защита”, таких как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комите­ты или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по определе­нию должны входить в сферу их компетенции. Понятие “соци­альная защита” сводится лишь к вопросам социального обслу­живания населения, социальной защиты инвалидов, соци­альным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.

Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к сме­шению и вольному толкованию разнообразных категорий, тер­минов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного института.

В качестве примера можно привести термин “социальное обеспечение”, использовавшийся в русском языке для перево­да широко распространенного во многих странах термина “Social Security”, который на русский язык может переводиться как социальная безопасность, социальная защищенность, соци­альные гарантии, социальная защита. Вместе с тем понятие “со­циальное обеспечение” не является адекватным понятию “Social Security”, поскольку отражает в себе советскую специфику раз­вития института социальной защиты, где преобладали принци­пы непосредственно государственной организации социальной защиты с очень ограниченным использованием полностью ис­каженных принципов социального страхования и полным отсут­ствием каких-либо других форм ее организации, в то время как понятие “Social Security” в значительной степени отражает организацию социальной защиты на принципах социального страхования.

Конечно, различия между терминами “социальное обеспе­чение” и “Social Security” могут игнорироваться, если они опре­деляют понятия, не имеющие инструментального характера и показывающие лишь общие контуры системы. Именно в таком контексте русский термин “социальное обеспечение” использо­вался для перевода иностранного термина “Social Security”. Ког­да же речь идет о терминах для определения понятий, имею­щих характер социально-экономических категорий, в системе таких категорий, то игнорирование подобных различий пред­ставляется недопустимым.

К сожалению, в русском языке в связи со слабой теорети­ческой проработкой социальной защиты как социального инсти­тута отсутствует и необходимая система категорий, понятий и терминов, характеризующих данный институт. При отсутствии соответствующих терминов для определения различных кате­горий данного социального института термин “социальное обес­печение” в широком смысле в советский период использовался для определения наиболее общей категории, отражающей всю совокупность социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле стал использоваться для определения всего института социальной защиты, получившего название “право социального обеспече­ния”. Одновременно термин “социальное обеспечение” исполь­зовался для определения более узкой категории системы отно­шений в области социальной защиты, связанных с предостав­лением отдельных видов обеспечения за счет средств государ­ственного бюджета.

В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин “социальное обеспечение”, отражающий специфику организации социальной защиты в централизованно планируе­мой системе хозяйства, не может использоваться для опреде­ления ни всей совокупности социально-экономических отноше­ний в сфере социальной защиты, ни ее административных структур с новыми функциями. Поэтому термин “социальное обеспечение” был в значительной степени вытеснен админист­ративными мерами из практической сферы применения новым термином “социальная защита”.

Термин “социальная защита” в наибольшей степени соот­ветствует сущности данного социального института, хотя, как ни парадоксально, термин “социальное обеспечение” продолжа­ет использоваться для его общего названия как “право социаль­ного обеспечения”.

Дальнейшее целенаправленное развитие института соци­альной защиты в России требует определенной систематизации его категорий, понятий, терминов, без которой развитие этого института будет оставаться стихийным.

В настоящее время институт социальной защиты каждой страны характеризуется совокупностью охватываемых им ви­дов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм и в общем виде может быть представлен в виде мат­рицы, в которой строками показываются виды социальной за­щиты, а столбцами — организационно-правовые формы, в ко­торых эти виды осуществляются (табл. 1).

Таблица 1

Виды и организационно-правовые формы социальной защиты

Виды социальной защиты Организационно-правовые формы социальной защиты
Социаль­ное стра­хование Социаль­ная по­мощь Государственное обеспече­ние Обяза­тельные накопле­ния Частные формы
Болезнь (медицин­ская помощь и обес­печение по времен­ной нетрудоспособ­ности)          
Старость          
Инвалидность          
Смерть кормильца          
Материнство          
Содержание семьи          
Безработица          
Несчастные случаи на производстве          

Социальная защита также предусматривается в отноше­нии семей с низким душевым доходом, не обеспечивающим об­щественно необходимого прожиточного минимума, результатом обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реаби­литации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенса­ционный, так и предупредительный профилактический харак­тер.

Одной из государственно-правовых норм социальной защи­ты является непосредственно государственное обеспечение не­трудоспособных лиц. Основными признаками непосредственного государственного обеспечения являются финансирование рас­ходов за счет государственного бюджета и установление кате­горий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответ­ствии с приоритетами, определяемыми органами государствен­ной власти. Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масш­табы применения.

Несомненно, социальную защиту следует рассматривать как особую форму социальных взаимоотношений индивида и общества, при которой общество гарантирует гражданам как равные возможности в самореализации своих способностей, так и свободное осуществление своих прав. При этом отношения должны строиться на основе двусторонних равноответственных обязательств: гражданин — общество, общество — гражданин. Общество ожидает от индивида посильного и эффективного тру­дового вклада и соответствующего общепринятого социального поведения, а индивид рассчитывает на социальную защиту, со­циальную поддержку со стороны общества в случаях постоян­ной или временной утраты трудоспособности, угрозы мораль­ной и физической деградации, снижения уровня жизни ниже минимально допустимых пределов, ущемления установленных законом льготных условий обеспечения и прав.

Определив субъект-субъектные отношения — общества и гражданина, необходимо конкретизировать объект и субъект социальной защиты. Представляется возможным к субъектам социальной защиты отнести: государство, профсоюзы, органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помо­щи населения (министерства, комитеты, департаменты, управ­ления, отделы социальной защиты), союзы и ассоциации пред­принимателей, различные общества и объединения потребите­лей.

Объектом социальной защиты выступают.

  • Во-первых, все население. В данном случае социальная за­щита предполагает обеспечение безопасности жизни людей; создание условий для реализации интересов и потребностей, самореализации, духовного развития, укрепления физическо­го и нравственного здоровья нации.
  • Во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита рабочих, интеллигенции, военнослужащих, работников системы образования, здравоохранения, культуры и т. д.
  • В-третьих, социально уязвимые группы населения: дети, многодетные и асоциальные семьи, инвалиды, пенсионеры, без­работные и т. д.

Исходя из этого определяется и цель социальной защиты — избавление от абсолютной нищеты (когда средний совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание матери­альной помощи населению в экстремальных условиях, содей­ствие социально уязвимым группам населения в адаптации к условиям рыночной экономики.

Одной из важнейших проблем защиты населения сегодня стала проблема его общей социально-экономической поддерж­ки и защиты от воздействий условий переходного периода. При этом в качестве субъекта воздействия выступают государство и общество в целом, а содержанием их деятельности являются процессы социально-экономического планирования, прогнози­рования и финансирования социальной помощи. Рассмотрим основные из них, обусловливающие деятельность механизма социально-экономической защиты населения и принципы их реализации. Эти принципы объединяют основополагающие пра­вила, нормы и положения, на основе которых строится и фун­кционирует на разных уровнях система социальной защиты населения, определяется ее роль в экономике государства.

К основным можно отнести принципы:

- общественной целесообразности. Согласно ему контин­гент защищенных в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично ли­шен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту армии иждивенцев;

- экономической эффективности. Он выражается в опти­мальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия пред­почтительнее получения заработной платы;

- экономической справедливости. Он выражается в эконо­мической защите как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным при­чинам находится за пределами производственно-рыночной де­ятельности;

- приоритета государственных начал в социальной защи­те населения. Согласно этому принципу в нашей стране именно государство выступает главным гарантом экономического обес­печения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не мо­жет достичь этого самостоятельно в силу объективных причин;

- экономической самостоятельности местных органов. Он реализуется на основе разграничения экономических полномо­чий субъектов федерального и местного уровней. Социальные пособия и другие выплаты на федеральном уровне должны га­рантироваться в минимальных размерах, а все выплаты сверх того — производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования.

Итак, на перечисленных выше принципах строится соци­альная защита населения как система, пронизывающая все уровни государства: от федерального до местного.

Для эффективной реализации данных социально-экономи­ческих принципов необходимо определение экономических ме­тодов социальной защиты как способов достижения социальных целей на основе экономических принципов.

К основным экономическим методам можно отнести следу­ющие:

  • введение системы минимальных социальных гарантий. Определяющим здесь является законодательное установле­ние минимального размера оплаты труда и прожиточного ми­нимума;
  • индексация доходов как заранее установленный законо­дательно или решением исполнительной власти механизм ав­томатической корректировки доходов в соответствии с ростом стоимости жизни;
  • компенсация расходов — возмещение расходов предста­вителей различных социальных групп населения органами вла­сти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен.

Социальную защиту необходимо рассматривать в трех ас­пектах:

  • социальный институт;
  • государственная организационно-управленческая система;
  • деятельность по достижению социальной защищенности.

Таким образом, имеются все основания констатировать, что социальная защита является социальным институтом, причем одним из важнейших в современной российской действитель­ности.

Целью и результатом деятельности социальной защиты является социальная защищенность индивидов. Отметим, что часть принципов социальной защиты совпа­дают с основополагающими принципами социальной политики:

Таким образом, подводя итог, представляется важным оп­ределить взаимоотношения понятий “социальная политика” и “социальная защита” и механизмов их взаимодействия.

При этом необходимо уточнить, что социальная политика направлена в основном на социальную сферу; реализация со­циальной защиты, как уже было отмечено, на все сферы жиз­недеятельности личности: экономическую, идеологическую, правовую, нравственную и т. д.

Таким образом, такие структурообразующие элементы со­циальной политики, как социальное обеспечение, социальная поддержка, социальная помощь, социальное обслуживание и, собственно, социальная работа, — все они направлены на реа­лизацию социальной защиты. Отсюда социальная защита яв­ляется стратегической интегрированной целью не только соци­альной политики, но и политики в целом. В этом случае соци­альная политика выступает как механизм или как важнейший инструмент организации социальной защиты.

Другой организационно-правовой формой социальной за­щиты является социальное страхование, которое широко ис­пользуется в абсолютном большинстве стран с рыночной эко­номикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обя­зательного и добровольного страхования.

Финансирование выплат по социальному страхованию осу­ществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных до­лях. В финансировании систем социального страхования иног­да также участвует государство.

В странах с рыночной экономикой также активно исполь­зуется такая организационно-правовая форма социальной за­щиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Характерной особенностью частных форм социальной за­щиты является то, что они создаются не в обязательном поряд­ке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осу­ществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, пред­ставляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обес­печение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и др.

Таким образом, социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетру­доспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечи­вают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведе­ние политики, адекватно реагирующей на социальное самочув­ствие людей, способной улавливать рост социального недоволь­ства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

Модель национальной системы социальной защиты пред­ставлена в табл. 2.

Таблица 2

Модель национальной системы социальной защиты

Организаци­онно- правовая форма Виды социаль­ной защиты Основные принципы и критерии пре­доставления Условия предоставления Категории граждан, которым предоставля­ется соци­альная за­щита Финансиро­вание
Конституци­онные права и свободы гра­ждан, гаран­тированные в законода­тельных актах Государствен­ные минималь­ные социальные стандарты Гражданство, солидарность, социальная справедливость Всеобщность, бесплатность, единообразие, без проверки нуждаемости Все граждане Федеральный бюджет, фор­мируемый через налого­обложение
Законы об обязательном социальном страховании Пенсии, пособия по безработице, медицинская помощь, услуги медицинской, социальной и профессиональ­ной реабилита­ции, компенса­ции Страхование по дифференциро­ванным тари­фам Социальные выплаты по всем видам страхования без проверки уровня дохода (среднедуше­вого семейно­го дохода) Застрахован­ные граждане Фонды страхо­вания, обра­зуемые за счет страховых взносов рабо­тодателей и частично ра­ботников
Законы, уста­навливающие виды соци­альной под­держки и помощи Социальные пенсии, пособия, льготы (в том числе льготные кредиты и др.) Социальная уязвимость либо нетрудоспособ­ность (невоз­можность без предоставления социальной поддержки и помощи обеспе­чить минималь­ный прожиточ­ный уровень или реализовать социально зна­чимые цели) Заявительность, адрес­ность, провер­ка нуждаемо­сти (средне­душевого семейного дохода) Социально уязвимые и нетрудоспо­собные кате­гории граж­дан Федеральный, региональный и муниципаль­ный бюджеты, формируемые через соответ­ствующие системы нало­гообложения, средства благо­творительных общественных фондов и орга­низаций
Договоры и трудовые соглашения Оплата допол­нительных услуг лечения, отдыха, учебы и т. п. Индивидуальная ответственность и суб­сидиарность Выплаты и услуги в соот­ветствии с условиями трудового соглашения Наемные трудоспособ­ные работни­ки, заклю­чающие с работодате­лями трудо­вые соглаше­ния Средства пред­приятий, орга­низаций (рабо­тодателей)
Законы о добровольном социальном страховании Дополнительные пенсии, допол­нительная опла­та Индивидуальная ответствен­ность, страховая солидарность Социальные страховые выплаты в соответствии с условиями страхования Добровольно застрахован­ные трудо­способные категории граждан Фонды добро­вольного соци­ального стра­хования, обра­зуемые за счет взносов рабо­тодателей и работников

Государство реализует политику социальной защиты насе­ления через социальные программы и систему социального об­служивания населения (через сеть учреждений). Система соци­ального обслуживания населения формируется в рамках Феде­рального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ “Об основах со­циального обслуживания населения в Российской Федерации”.

Социальное обслуживание представляет собой деятель­ность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помо­щи, проведению социальной адаптации и реабилитации граж­дан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и платно через систему соответствующих социальных служб (го­сударственные, муниципальные, частные и др.), на основании обращения клиента, его опекуна, попечителя или другого закон­ного представителя.

Виды социального обслуживания:

- материальная помощь: денежные средства, продукты пи­тания, медикаменты, средства санитарии и гигиены, предметы ухода за детьми, одежда, обувь, предметы первой необходимо­сти; специальные транспортные и технические средства профи­лактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

- социальный патронаж граждан и семей, нуждающихся в постоянном нестационарном обслуживании: помощь в виде социально-бытовых услуг, содействие в получении медицинской и иной помощи, услуги по уходу за детьми;

- стационарное обслуживание граждан, частично или пол­ностью утративших способность к самообслуживанию и нуж­дающихся в постоянном постороннем уходе: создание необхо­димых условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обес­печение питанием, уходом, организация посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга;

- предоставление временного приюта гражданам без опре­деленного места жительства и занятий, безнадзорным детям и подросткам, нуждающимся в такой помощи;

- организация дневного пребывания гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранившим способность к самообслу­живанию и активному передвижению; людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- консультативная помощь гражданам и семьям в области социально-экономического и медико-социального обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, право­вой защиты;

- реабилитационные услуги: помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации граждан, являю­щихся инвалидами; реабилитационная работа с несовершенно­летними и другими гражданами с общественно опасным пове­дением.

Социальные услуги — действия по оказанию отдельным категориям граждан помощи в соответствии с законодатель­ством РФ. Услуги могут быть платными и бесплатными. Бесплат­ные услуги предоставляются:

  • гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью и имеющим доход ниже четырех минимальных размеров оплаты труда;
  • гражданам, находящимся в чрезвычайной жизненной си­туации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, ката­строфами, авариями, вынужденной миграцией;
  • несовершеннолетним — сиротам и безнадзорным;
  • семьям, в которых совокупный доход каждого члена се­мьи ниже четырех минимальных размеров оплаты труда.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления могут устанавливаться дополнительные основания для предоставления бесплатных услуг. Платные социальные услуги в государственной и муни­ципальной социальных службах оказываются в порядке, уста­новленном действующим законодательством, а в частных и иных службах — самостоятельно или на договорной основе.

Социальные услуги населению оказывают различные типы учреждений социальной защиты: комплексные центры социаль­ного обслуживания; территориальные центры социальной по­мощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подрос­тков; дома ночного пребывания; геронтологические центры.

Перечисленные учреждения занимают важное место в си­стеме общественных отношений.

Федеральный уровень системы социальный защиты пред­ставлен на рис. 2.

Местное самоуправление в РФ — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установлен­ных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъек­тов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного са­моуправления вопросов местного значения исходя из интере­сов населения с учетом исторических и иных местных тради­ций.

Социальные функции органов местного самоуправления имеют широкую направленность и нацелены на обеспечение условий жизнедеятельности людей в местах их проживания. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 “Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации” определен круг вопросов социального ха­рактера относительно поселения, муниципального района, го­родского округа.

Рис. 2. Федеральный уровень системы социальный защиты РФ

К основным отраслям социальной сферы муниципального образования относятся жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура, туризм, физическая культура и спорт, бытовое и торговое обслуживание, санатор­но-курортное обеспечение, организация мероприятий по рабо­те с детьми и молодежью, социальная защита граждан.

Местная социальная политика — это деятельность органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по регулированию социальной сферы с целью создания усло­вий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан — жителей муниципального образования. В силу того, что местное самоуправление ближе к конкретным проблемам граждан, можно говорить о том, что эффективность государ­ственной социальной политики напрямую зависит от того, как социальные вопросы решаются на местах.

Система социальной защиты в Ульяновской области, струк­туры и формы представлены на рис. 3.

Рис. 3. Система социальной защиты в Ульяновской области, структуры и формы

Вопросы и задания

1. В чем сущность социальной защиты населения?

2. Назовите виды и организационно-правовые формы соци­альной защиты. Дайте характеристику.

3. Какие виды социальной защиты существуют в современ­ном мире?

4. Какие законодательные акты действуют в области соци­альной защиты населения в РФ?

5. Какова структура социальной защиты населения на фе­деральном и региональном уровнях (на примере Ульяновской области)?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: