С целью получения необходимой для разработки маркетинговой стратегии информации все вышеперечисленные подвергаются специальным маркетинговым исследованиям.
Маркетинговые исследования – это исследования, направленные на получение, обработку и анализвсех факторов, определяющих конъюнктуру рынка; спрос и предложение по конкретному товару, конкурентоспособность, цены, товаропродвижение.
Маркетинговые исследования имеют целью выявление, оценку ключевых факторов, тенденций, лежащих в основе стратегии и тактики коммерческо-хозяйственной деятельности компании.
При проведении маркетинговых исследований должны соблюдаться следующие принципы:
– систематичность – исследования должны вестись систематично;
– системность – исследования должны охватывать весь рынок и всю структурную иерархию рыночных процессов, фактов, их динамику и взаимосвязи;
– комплексность – с одной стороны, включает совокупность действий или процессов (сбор, обработка, анализ данных), с другой – комплексный подход к изучению объектов (их взаимосвязи с другими процессами и объектами);
|
|
– связанность и целеустремленность – направление, масштабы, глубина, детализация проводимых исследований должны быть органически увязаны с целями и задачами деятельности данного субъекта рынка, отражать его реальные потребности в конкретной аналитической информации;
– множественность источников информации – целесообразно поступление рыночной информации не из одного, а из нескольких источников, что позволяет иметь всесторонние «перекрывающие» друг друга данные и тем самым уточнять, проверять информацию, отбрасывать сомнительные данные.;
– универсальность – исследования могут быть проведены, исходя из любой потребности субъекта рынка в информации для принятия рационального решения;
– научность – точность, объективность, обусловленность.
Для проведения маркетинговых исследований применяются следующие методы:
Общенаучные методы.
Системный анализ- рассматривает любую рыночную ситуацию с широким диапазоном внешних и внутренних причинно-следственных связей.
Комплексный подход п редусматривает проявление разноплановых, разновеликих конкретных рыночных ситуаций, успешный выход из которых строится на стратегических и тактических решениях.
Программно-целевое планированиеприменяется при выработке и реализации маркетинговой стратегии и тактики, т.е. строится (программируется и планируется) вся маркетинговая деятельность.
Аналитико-прогностические методы
Линейное программированиепредставляет собой математический подход при выборе из ряда альтернативных вариантов наиболее благоприятного решения по затратам, прибыли (при рационализации грузовых транспортных маршрутов, оптимизации товарных запасов, улучшении товарного ассортимента).
|
|
Экономико-математические моделипозволяют с учетом действующих факторов внешней и внутренней среды оценивать развитие конкретного участка рынка, конкурентоспособность товара и его производителя, определять стратегию и тактику маркетинговой деятельности.
Экономико-статистические приемыиспользуются для выборки, ранжирования закономерностей, определения тесноты корреляционной связи и т.п.
Теория массового обслуживанияприменяется при выборе очередности обслуживания заказчиков, составлении графиков товарных поставок и др.