Структура цены на туристский продукт

Цена на услуги туризма включает следующие элементы:

1. стоимость сырья (например, продуктов для приготовления пищи и др.);

2. текущие расходы на производство, реализацию и организа­цию потребления услуг;

3. косвенные налоги по отдельным видам услуг (например, на­лог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.);

4. прибыль.

Структура цены на турпродукт представлена на рис.1.

Рис. 1. Структура цены на туристский продукт (тур)

Цены на туристский продукт должны соответствовать спросу. Их необходимо ориентировать не на среднего потребителя (турис­та), а на определенные типовые группы. Типологию потребления следует рассматривать как основу повышения эффективности ком­мерческой деятельности туристского предприятия.

Цена на туристский продукт зависит не только от спроса, но и от рекламы данного продукта. Снижение цены ведет к росту спроса на туристский продукт и оказывает рекламное воздействие на покупателя туристского продукта; улучшение рекламы может способствовать увеличению цены на туристский продукт.

Уровень цен значительно влияет на объем реализации турист­ского продукта. Однако это влияние имеет свою специфику:

· потребление туристского продукта происходит в свободное для туриста время, которого у него обычно немного. Отсюда сле­дует особая избирательность, повышенные требования и чувстви­тельность к качеству и цене туристского продукта. На туристском рынке возникают ситуации, когда в отдельные места туристского отдыха турист не поедет из-за низкого качества услуг и высокой цены на туристский продукт;

· между моментом продажи туристского продукта и его по­треблением существует значительный разрыв во времени. Это на­ходит свое отражение в политике цен на туристский продукт. Например, вводится специальное дополнительное страхование турис­тов, купивших турпакет, от инфляции, плохой погоды и др.

· туристские предприятия предоставляют скидку со стоимости тура, если турист, забронировавший тур, дает предприятию право самостоятельного выбора одной из трех дат своего отправления и одного из трех пунктов назначения отдыха. Широко применяются сезонные скидки;

· цена на туристский продукт складывается из цен на раз­личные виды услуг, входящих в состав тура. Калькуляция на це­ну тура включает как расходы, так и необходимую прибыль за оказание посреднических услуг со стороны турагента и туропера­тора.

В учебном пособии «Экономика туризма» И. и А. Балабановы рассматривают особенности ценообразования на туристский про­дукт на примере разработки цен на услуги по проживанию в гос­тинице (гостиничный продукт).1

При разработке цен на гостиничный продукт учитываются ко­миссионные вознаграждения посредникам. Практика туристского бизнеса различает следующие виды комиссионных вознагражде­ний посредникам:

· комиссия для туроператоров, которые разрабатывают про­граммы и реализуют их самостоятельно или через посредника (ко­миссия для оптовиков);

· розничная комиссия выплачивается турагентам, которые пе­репродают программы туроператорам или сами бронируют гости­ничные, номера;

· комиссия для других организаций, которые выступают в ка­честве посредников между турагентом, туристом (клиентом) и гос­тиницей.

В зависимости от вида комиссии различают цены «брутто» и «нетто»:

· цена «брутто» — это цена до вычета комиссии;

· цена «нетто» — это цена «брутто» за вычетом розничной комиссии;

· цена «нетто-нетто» — это цена «нетто» за вычетом «опто­вой» комиссии;

· цена «нетто-нетто-нетто» —. это цена «нетто-нетто» за выче­том «прочей» комиссии.

Например, гостиница предлагает свой гостиничный продукт (услуги, включающие транспортное обслуживание, встречу, про­воды, проживание и т. д.). Турагент покупает гостиничный про­дукт по цене «нетто», не имеющий фирменной отметки, и обязу­ется продать его под своим именем, осуществляя контроль за бронированием мест. Турагент покупает у гостиницы определенный контингент мест и при подписании договора платит 10% стоимос­ти. Он обязуется реализовать определенный процент (квоту) этого контингента. За непроданные места турагент должен заплатить гостинице определенный процент.

Если же турагент продает больше взятой им квоты мест, то он получает возможность покупать их по более дешевым ценам. Турагент сам устанавливает цену на турпоездки с учетом платеже­способности контингента туристов, своих доходов и расходов.

Цена на туристский продукт определяется методом норма­тивной калькуляции. При этом имеется в виду, что в боль­шинстве случаев туристский продукт представляет собой пакет услуг, рассчитанный на группу людей. В нее входят как туристы, так и лица, сопровождающие эту группу на конкретном маршру­те (гид-переводчик, экскурсовод и т. д.).

Цена турпакета на одного туриста, то есть стоимость турист­ской путевки, определяется по формуле:

где Ц — цена_ турпакета на одного туриста, руб.;

И — себестои­мость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором руб.;

Н — косвенные налоги (НДС) по отдельным видам услуг туризма, руб.;

П — прибыль туроператора, руб.;

С — скидка, пре­доставленная туроператором туристу с цены отдельных видов ус­луг, входящих в турпакет, руб.;

±К — комиссионное вознагражде­ние турагента, реализующего турпакет (знак «+» означает надбав­ку к цене турпакета; знак «-» означает скидки с цены туропера­тора в пользу турагента), руб.;

Ч — количество туристов в груп­пе, чел.;

К — количество лиц, сопровождающих группу туристов по определенному маршруту, чел.

При заключении договора с турагентами на реализацию своих туров туроператор может исходить из двух позиций.

1. Туроператор продает турагенту туристский пакет по цене, которую он должен получить с турагента. В этом случае турагент делает надбавку в свою пользу на цену туроператора. Туропера­тор не вмешивается в размер установления этой надбавки.

2. В условиях конкуренции на туристском рынке в целях пол­ной продажи турпакетов и для сохранения своего имиджа туропе­ратор предоставляет турагенту турпакет для реализации по твер­дой фиксированной цене. В этом случае турагент получает комис­сионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.

Цены на определенные виды услуг туризма (экскурсии, фото-услуги и т. п.) могут не входить в стоимость турпакета. Они опла­чиваются каждым туристом в отдельности в соответствии с его вкусами, интересами и запросами.

Цена тура на одного человека зависит от количества туродней. Чем продолжительнее тур, тем (при прочих равных условиях) до­роже он будет стоить.

Цена тура на одного человека зависит от вида тура: индиви­дуальный или групповой. Цена индивидуального тура при прочих равных условиях выше, чем цена группового тура в расчете на одного человека. При групповом туре цена тура на одного чело­века зависит от численности туристов в группе. Чем больше чис­ленность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного. человека.

Цена тура зависит от возрастного состава туристов, так как на многие услуги туризма (проживание в гостинице, экскурсии) де­тям и школьникам предоставляются скидки с цены. Обычно детям до 7 лет предоставляется скидка 50%, школьникам — 40%.

При определении конкретной цены тура необходимо учесть следующие факторы:

1) внешние факторы:

— состояние покупательского спроса;

— платежеспособность покупателей, их интересы, привычки, вкусы;

— поведение конкурентов;

— экономическая политика государства и др.;

2) внутренние факторы:

— увеличение прибыли от реализации туристского продукта;

— заинтересованность туроператора и турагента в увеличении своей доли на рынке;

— стремление избежать банкротства;

— желание поднять престиж туристского предприятия.

2. МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Ценообразование - это процесс установления цены на конкретный товар или услугу. В самом общем виде цена рав­на себестоимости (издержкам) производства и реализации товара (услуги) плюс прибыль предприятия (нормативная или фактическая).

При ценообразовании в туризме исполь­зуются три подхода:

Первый - формирование цены по со­ставляющим элементам турпродукта: транспорт, питание, проживание, досуг.

Второй - расчет цены по этапам про­движения турпродукта на рынок - основывается на формировании цены в базовых турпредприятиях: домах отдыха, пансионатах и т.д.

Из суммы затрат и прибыли складывается оптовая (от­пускная) цена предприятия. Оптовая цена туристской отрас­ли включает себестоимость базового предприятия плюс снабженческо-сбытовую скидку туроператора. Розничная цена состоит из оптовой цены отрасли и скидки турагента. Представим эти определения в табличном виде (табл. 1).

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: