double arrow

Тема 11. Экономическое воздействие туризма

11.1. Экономическое воздействие туризма

11.2. Показатели развития отрасли туризма

11.3. Измерение экономической эффективности туризма

1. Экономическое воздействие туризма

Итак, туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и таким образом проникают в экономику страны пребывания. Это проникновение можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия.

Прямое воздействие — это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходи­мого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Пред­приятия, к которым непосредственно поступают расходы турис­тов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секто­ров местной экономики (например, гостиницы пользуются услу­гами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др.). Таким об­разом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвен­ным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.

Во время прямого и косвенного расходования у местного насе­ления накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности.

Туризм, однако, может оказать и негативное воздействие на экономику. Производство туристской продукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока (например, при перемещении трудовых ре­сурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в больницах, школах и т.д.). Поэтому для составления полной картины надо учитывать и определять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использова­ния их в других сферах.

Инфляция может привести к сокращению количества употреб­ляемых местным населением продуктов. Этот инфляционный риск особенно велик в развивающихся странах из-за неэластичности предложения и невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отноше­нию к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с по­мощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.

Экономическая эффективность туризма означает получение экономического эффекта (или, другими словами, выигрыша) от организации туризма в масштабах государства, туристского об­служивания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы.

Любое государство, развивающее туризм, стремится достичь максимальной выгоды. Развитие туризма может оказать существен­ное влияние на экономику и развитие региона, способствуя при­току валюты: будут появляться новые рабочие места, улучшится инфраструктура, то есть будут строиться новые отели, дороги, парки, магазины и т.д.

Экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития. Для того чтобы получить максимальную вы­году от развития туризма, государству необходимо разработать ту­ристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства. Туристская политика государства — это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на работу сферы туризма для осуществ­ления конкретных целей развития социально-экономического комплекса.

Стратегия, на которой базируется государственная туристская политика, заключается в разработке концепции развития и состав­ления целевых программ по развитию туризма как на уровне феде­рации в целом, так и на уровне отдельного субъекта федерации.

Для реализации целевых программ по развитию туризма требу­ются большие финансовые ресурсы. Помимо этого, государство осуществляет регулирование туристской деятельно­сти путем:

• создания нормативных правовых актов, направленных на со­вершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

• содействия в продвижении туристского продукта на внутрен­нем и мировом рынках;

• прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализа­цию федеральных целевых программ развития туризма.

Политика государства по отношению к туризму основывается на стратегии и тактике. Под стратегией понимается общее на­правление и способ использования средств для достижения конк­ретной цели. Для достижения целей в конкретных условиях при­меняется туристская тактика, т. е. конкретные меры и приемы. За­дача туристской тактики есть выбор оптимального решения в дан­ной хозяйственной ситуации.

Экономический эффект от развития туризма — многоуровне­вый. В результате туристской деятельности образуется бюджетный эффект — результат пополнения бюджетов различных уровней за счет налоговых поступлений.

Говоря о понятии эффективности развития туризма, необхо­димо помнить не только о прибыли и доходе, которые получит государство, но и о затратах, которые их обеспечили. Основой оценки эффективности является соотношение затрат и результа­тов. Источниками затрат могут быть реконструкции памятников архитектуры, финансируемые за счет государственного бюджета, затраты, связанные с коммерческой деятельностью предприятий, обслуживающих туристов.

Высокий эффект экономика туристской дестинации, населен­ные пункты дестинации и страна в целом получат от въездного туризма. Здесь интегрируются интересы туристов, которые удов­летворяют свои познавательные и другие потребности, местных региональных и федеральных бюджетов, так как увеличиваются налоговые поступления, и интересы населения, чей культурный уровень и занятость повышаются.

Туризм — это вид деятельности, непосредственно влияющий на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы региона. Эффективность от туристской деятельности опре­деляется либо количеством туристов-посетителей, либо объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих туристский продукт.

Эффективность от туристской деятельности определяется либо количеством туристов-посетителей в регионе, либо объемом де­ятельности (среднегодовая занятость коечной базы в днях, това­рооборот на одно место в предприятиях общественного пита­ния, доход от экскурсий и других культурных мероприятий, ва­лютный обмен на одного туриста и др.) коммерческих структур, производящих специфический туристский продукт. Поскольку ту­ризм охватывает широкий диапазон видов деятельности и выхо­дит за рамки традиционного представления о нем как о явле­нии, связанном только с отдыхом, то эффект от него должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребите­ля.

Эффективность управления туризмом рассматривается в двух направлениях:

· экономическом;

· социальном.

Основными и наиболее простыми являются расчеты частоты поездок и интенсивность путешествия, что в какой-то мере по­зволит сделать вывод об эффективности внедрения предлагаемых мероприятий и развития туризма как подотрасли экономики в целом в дестинации.

Многие исследователи отмечают, что в связи с тем, что тури­стский бизнес относится к высокорентабельной коммерческой деятельности, основными оценочными показателями принято считать прямые экономические.

Социальные показатели факти­чески не относятся к критериальным. На самом деле, кроме пря­мого экономического эффекта существуют косвенный и соци­альный экономические эффекты.

Косвенный экономический эффект связан с повышением рентабельности сопутствующих (сопряжен­ных) с туризмом отраслей (торговли, общественного питания, транспорта и т.д.), а также с дополнительными налоговыми по­ступлениями в местные и государственные бюджеты.

Социальный эффект во многих случаях не рассчитывается и либо носит декларативный характер, либо выступает в форме ограни­чений, например экологических. Если экономический эффект можно выразить количественно, то систему показателей социаль­ного плана измерить очень сложно и практически невозможно.

Развитие рекреационно-туристского комплекса, обеспечива­ющего создание условий для эффективного использования уни­кальных природно-климатических ресурсов и расширение мате­риально-технического потенциала курортно-туристских предпри­ятий, является одним из приоритетных направлений развития дестинации.

С точки зрения экономики города и региона в целом туризм можно условно рассматривать как одну из ее отраслей. В этом случае сравнительную оценку эффективности различных вариан­тов развития туризма следует проводить с учетом влияния этой отрасли на функционирование других отраслей. Однако, так как на сегодняшний день методы и формы полного учета косвенного экономического эффекта нуждаются в уточнении, то в первом приближении, абстрагируясь от указанного влияния других от­раслей, можно в качестве критерия оптимальности принять при­быль, получаемую социально-экономической сферой города (ре­гиона) от туристской деятельности.

Составляющие доходов можно представить в развернутом виде (раздельно по приему и отправке туристов).

Прием туристов.

1. Прямые доходы - от въездного ту­ризма в виде различных региональных и федеральных налогов, выплачиваемые турфирмами и другими участниками туристского бизнеса.

2. Доходы от затрат туристов на обслуживание (про­живание, питание, транспорт и другие виды услуг).

3. Косвенные доходы - от загрузки гостиниц, баров, казино, ресторанов, развлечений, посещения исторических и куль­турных центров.

4. Косвенные доходы - от создания дополнительных рабочих мест.

Отправка туристов.

1. Прямые доходы - от налогооб­ложения туристской деятельности по отправке туристов, выпла­чиваемого турфирмами и другими участниками бизнеса.

2. Доходы от дополнительной загрузки транспорт­ных средств и других объектов сферы услуг, привлекаемых при отправке туристов.

3. Косвенные доходы - от создания дополнительных рабочих мест в системе обслуживания по отправке туристов.

Одним из условий туристской деятельности должно явиться отчисление части доходов от выездного туризма, система которо­го достаточно хорошо организована в городе, не требует узкона­правленных капитальных затрат и может дать городу (в основном за счет налогообложения) до одного триллиона рублей в год.

Таким образом, для эффективности туризма требуется выполнить основные частные задачи:

1. Определить состояние и развитие социально-экономических условий в регионе с оценкой структурного состава общества по уровням доходов и определением основных экономических пока­зателей, а также конкретизацией их влияния на различные виды туризма.

2. Выработать требования к основным показателям, характери­зующим уровень состояния и развития туризма, и оценки по ним состояния туристской деятельности в регионе по въездному и выездному туризму.

3. Раздельно рассмотреть вопросы продвижения въездного и выездного туризма (в силу существующих принципиальных их различий), а именно:

• въездной туризм обеспечивается в первую очередь рекламой достоинств региона (в основном вне его территории), которую дол­жна обеспечить городская администрация. Отсюда необходимость создания специальной модели подобных мероприятий с рассмот­рением долевых затрат на них среди участников организации и ре­ализации туристского бизнеса;

• проведение турпродукта выездного туризма должно возла­гаться непосредственно на сами турфирмы, и доля участия город­ских структур в этом очень мала, т. е. это — другая задача, которая требует другой модели.

4. Для завершения постановки задачи разработать обобщенную модель туристской фирмы с учетом зависимости ее деятельности от социально-экономических условий.

5. Ввести методические принципы оценки городских затрат на туристскую деятельность, которые необходимы для замкнутости поставленной задачи.

6. Определить Nx и N2. Расчеты целесообразно проводить путем усреднения результатов, полученных по двум методикам:

• обработка по специальной методике статистических данных по въезду и выезду с последующим построением прогнозных за­висимостей;

• построение соответствующих связей вида (6) с последующей оценкой точности полученных усредненных данных.

7. Наполнить построенные модели фактическим содержанием. Это сведется к определению соответствующих компонентов зат­рат, которые должны производить турфирмы и городская адми­нистрация для эффективного функционирования туристских ме­роприятий.

8. Создать комплекс соответствующих компьютерных программ.

2. Показатели развития отрасли туризма

Эффективность туризма означает получение экономического ре­зультата от:

· организации туризма;

· туристского обслуживания;

· производственно-обслуживающего процесса туристского предприятия.

Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда.

Экономическая эффективность развития туризма на микроуровне характеризуется системой экономических показателей, ко­торые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону:

· объем туристского потока;

· величина туристских расходов;

· состояние и развитие материально-технической базы;

· показатели финансово-экономической деятельности;

· показатели развития международного туризма.

К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся:

1) Общее число туристов (в том числе организован­ных и самодеятельных) - измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель харак­теризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за опре­деленный период, принятых на обслуживание по дням регистра­ции, то есть в первый день обслуживания.

2) Количество туродней (ночевок, койко-дней) - измеряется в человеко-днях и опре­деляется путем умножения общего количества туристов на сред­нюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе):

где Д — количество туродней, чел.-дней;

Ч — количество турис­тов, чел;

tcр — средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.

Величина суммарных туристских расходов РΣ в дан­ном регионе определяется следующим образом:

где Д — количество туродней, чел.-дней;

Рср — средние расходы туриста за сутки.

Однако туристский поток — явление неравномерное. Для ха< рактеристики неравномерности туристского потока применяют ко­эффициенты неравномерности, которые рассчитываются тремя способами.

где Дmах, Дmin - число туродней в месяце максимального и ми­нимального туристского потока соответственно, чел.-дней;

Дгод, Дсм — годовое и среднемесячное число туродней соответст­венно, чел.-дней.

3) Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количестватуродней на 12 месяцев:

Материальной основой воспроизводственной деятельности лю­бого хозяйствующего субъекта являются производственные по­требности. Производственные потребности в туризме выражаются в первую очередь в потребностях в материально-технической ба­зе. Материально-техническая база является основой развития ор­ганизованного туризма, так как она создает все необходимые ус­ловия для обслуживания туристов полным комплексом услуг (раз­мещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии и др.).

В состав материально-технической базы туризма входят:

· туристские фирмы и агентства;

· гостиницы;

· туристские базы;

· предприятия питания и торговли;

· автотранспортные предприятия;

· пункты проката туристского снаряжения и инвентаря;

· бюро реализации туристских путевок;

· контрольно-спасательные службы (посты);

· туристские клубы, станции и т.п.

Показатели, характеризующие состояние и разви­тие материально-технической базы туризма, определя­ют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся:

· коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п.;

· число коек, предоставляемых местными жителями;

· число мест в торговых залах предприятий питания для ту­ристов;

· число мест в театрах, отведенных для туристов; 4- число ванн в водолечебницах для туристов и т. д.

Мощность коечного фонда определяется по формуле:

где Мк — общее количество койко-мест, ед.;

КГ — число койко-мест круглогодичного использования;

Кс — число койко-мест се­зонного использования, ед.;

tc — число дней сезонного использо­вания.

Показатели финансово-экономической деятельно­сти туристского предприятия включают:

· выручку от реализации туристского продукта;

· показатели использования ресурсов рабочей силы;

· показатели использования основных фондов и оборотных средств;

· показатели производительности труда и фонда заработной платы;

· показатели финансового состояния туристского предприятия.

Выручка от реализации туристского продукта является важ­ным показателем. Она должна покрыть все произведенные затра­ты и обеспечить получение прибыли. Выручка от реализации ту­ристского продукта определяется:

· при расчетах наличными деньгами — при их поступлении в кассу как произведение цены единицы товара (услуги) на его ре­ализованное количество;

· при безналичных расчетах — по мере поступления денеж­ных средств на расчетный счет предприятия в учреждение банка за купленный туристский продукт.

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

· количество туристов, посетивших зарубежные страны (опре­деляется по числу пересечений государственной границы);

· количество туродней по иностранным туристам;

· суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Показатели развития туризма важны для анализа как эконо­мической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение туристской дестинации.

2. Приведите примеры положительного и отрицательного социально-
культурного, экологического и экономического воздействия туризма.

3. Для каких стран характерен отрицательный и положительный тури­стский баланс и почему?

4. Поясните сущность мультипликатора туризма.

5. Дайте определение «устойчивого развития туризма» и перечислите его основные принципы.
Тема 12. Показатели и оценка эффективности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: