Туристского предприятия

В условиях рыночной экономики, когда развитие любого предпри­ятия осуществляется за счет собственных средств, важное значе­ние имеет устойчивое финансовое состояние, которое характери­зуется системой показателей.

Важнейшим финансовым показателем предприятия является выручка от реализации — сумма денежных средств, полу­ченная туристским предприятием за проданный туристский про­дукт и оказанные услуги. Выручка от реализации является глав­ным источником формирования собственных ресурсов. Из выруч­ки возмещаются затраты и образуются доходы предприятия.

Другим финансовым показателем оценки хозяйственной дея­тельности является прибыль — денежное выражение основной части накоплений, создаваемых предприятием. Прибыль предпри­ятия выполняет несколько функций: оценочную, стимулирующую и распределительную.

Оценочная функция прибыли характеризует экономический эффект, полученный в результате хозяйственной деятельности в форме денежных накоплений. Прибыль отражает конечные ре­зультаты торгово-производственного процесса. Ее положительная величина свидетельствует о том, что выручка от реализации, по­лученная на предприятии, превышает расходы, связанные с его деятельностью.

Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укреп­ление коммерческого расчета и интенсификацию производства. Это означает, что прибыль является одновременно финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов турист­ского предприятия, которые заинтересованы в получении макси­мальной прибыли.

Распределительная функция прибыли заключается в том, что она является источником формирования бюджетов и внебюд­жетных фондов разных уровней. Прибыль формирует бюджеты в виде налогов и отчислений и удовлетворяет интересы государства, предприятия, собственника, работника.

В зависимости от методов исчисления рассчитываются следу­ющие показатели прибыли:

· балансовая (валовая);

· от реализации продукции (работ, услуг);

· чистая.

Прибыль балансовая (валовая) — это финансовые ре­зультаты от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества хозяйствующих субъектов, а также доходов от внереализационных операций за вычетом убытков от различных хозяйственных операций.

Внереализационные доходы включают:

· дивиденды и проценты по акциям и другим ценным бума­гам, принадлежащим предприятию (фирме);

· поступления от сдачи имущества в аренду;

· доходы от долевого участия в деятельности других предпри­ятий;

· прибыль, выявленная в отчетном году от операций прошлых лет;

· прочие доходы, не связанные с производством и реализаци­ей продукта.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как разность между выручкой от реализации и затратами на производство, включаемых в себестоимость. Поэто­му для каждого хозяйствующего субъекта важной задачей явля­ется получение большей прибыли при наименьших затратах.

В состав затрат туристских предприятий на производство, про­движение и реализацию туристского продукта рекомендуется включать затраты на предоставление туристам следующих услуг:

· размещение, проживание и питание;

· транспортное обслуживание;

· экскурсионное обслуживание;

· медицинское обслуживание, включая профилактику заболе­ваний;

· оформление турпоездок, включая визовое обслуживание;

· ведение культурно-просветительской, культурно-развлека­тельной и спортивной деятельности;

· обязательное страхование в период осуществления поездки;

· обслуживание сопровождающими и гидами-переводчиками.

Наряду с этим в состав затрат на производство, продвижение и реализацию туристских продуктов включаются специфические отраслевые затраты, связанные с:

· необходимостью стандартизации туристского продукта;

· освоением туров (включая затраты на стажировку по иност­ранному языку работников в странах, с которыми у предприятия налажено деловое сотрудничество и контакты);

· оплатой расходов сторонних организаций по подбору работ­ников;

· представительскими расходами по приему и обслуживанию представителей других организаций вне места, нахождения пред­приятия, занимающегося туристской деятельностью.

В состав себестоимости туристского продукта включаются так­же затраты, возникающие по невостребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и дру­гими нераздельными комплектами (фрахтование транспортных средств у перевозчика или иного организатора чартерных про­грамм, размещение и проживание в гостиницах и т. д.).

Чистая прибыль представляет собой разность между ба­лансовой прибылью и суммой платежей в бюджет. Предприятие распределяет и использует прибыль самостоятельно.

Механизм формирования прибыли туристского предприятия показан на рис. 1.

Рис. 1. Механизм формирования прибыли туристского предприятия

В условиях рыночной экономики значение прибыли повыша­ется. Предприятия акционерной, арендной, частной или другой организационно-правовой формы, получив финансовую самостоя­тельность и независимость, вправе решать на какие цели и в ка­ких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты на­логов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Основными путями увеличения прибыли являются:

· увеличение объема продаж туристского продукта;

· расширение номенклатуры туристского продукта и дополни­тельных услуг;

· улучшение качества обслуживания потребителей;

· снижение себестоимости туристского продукта по элемен­там затрат;

· расширение рынка продаж;

· совершенствование управления предприятием в условиях конкуренции;

· продажа излишнего имущества, сдача в аренду и др.

Показатели прибыли выражают абсолютный эффект дея­тельности предприятия. Однако абсолютная величина прибыли не позволяет судить о доходности предприятия.

Поэтому для оценки эффективности работы предприятия используется показатель рен­табельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: