Уровень | Знания | Умения |
По памяти воспроизводить знания общеобразовательного характера | Использовать базовые умения для выполнения простых задач | |
Воспроизводить и понимать базовые знания в какой-то области, диапазон знаний ограничен фактами и базовыми идеями | Использовать умения и ключевые компетенции для выполнения задач, когда действия регламентированы четкими правилами, описывающими процедуры и стратегии. Выбирать и использовать базовые методы, инструменты и материалы | |
Применять знания в какой-то области, что включает в себя процессы, техники, материалы, инструменты, оборудование, технологии и некоторые теоретические понятия | Использовать диапазон умений в конкретной области для выполнения задач и демонстрировать личную интерпретацию посредством отбора и адаптации методов, инструментов и материалов | |
Использовать широкий диапазон практических и теоретических знаний в какой-то области | Разрабатывать стратегические подходы к задачам, возникающим в ходе трудовой или учебной деятельности, путем применения специальных знаний и использования экспертных информационных ресурсов. Оценивать результаты в терминах используемого стратегического подхода | |
Использовать широкий диапазон теоретических и практических знаний, которые, как правило, являются специальной областью в рамках какой-либо большей области, и демонстрировать понимание ограниченности базы знаний | Разрабатывать стратегические и творческие подходы при исследовании решений четко определенных конкретных и абстрактных проблем. Демонстрировать перенос теоретических и практических знаний при выработке решений проблем | |
Использовать глубокие теоретические и практические знания в конкретной области. Часть этих знаний находится на передовом рубеже данной области и требует критического осмысления теорий и принципов | Демонстрировать владение методами и инструментами в сложной и специализированной области и демонстрировать инновации в использовании методов. Разрабатывать и обосновывать аргументы для решения проблем | |
Использовать специальные теоретические и практические знания, часть из которых находится на передовом рубеже данной области. Демонстрировать понимание вопросов, связанных со знанием в данной области и на стыке разных областей | Формировать диагностические решения проблем, основанные на исследованиях, путем интеграции знаний из новых или междисциплинарных областей и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации | |
Использовать специальные знания для критического анализа, оценки и синтеза новых сложных идей, которые находятся на самом передовом рубеже данной области. Расширять или переосмыслять существующее знание и(или) профессиональную практику в рамках конкретной области или на стыке областей | Исследовать, разрабатывать, реализовывать и адаптировать проекты, ведущие к получению нового знания и новых решений |
Для каждого уровня набор компетенций конкретизируется отдельно, но по общей схеме, включающей в себя элементы:
— знания;
— умения;
- личностные и профессиональные компетенции, среди которых:
автономия и ответственность;
умение учиться;
коммуникативная и социальная компетенция;
профессиональная компетенция.
Г. Хэмел и соавторы (2005) предлагают такие формы существования компетенций:
знание — когнитивная компонента компетенции, структурированный набор усвоенной информации, дающий возможность понимания задач;
ноу-хау — поведенческая компонента компетенции, способность действовать конкретным образом, согласно целям и задачам. Ноу-хау не исключает возможности знаний, но как бы скрытых, неотрефлекси-рованных;
отношение — ценностная компонента компетенции, определяющая способы восприятия мира и целеполагания.
Т. Базаров, как и Bergenhen (1996), дает следующие определения:
1) Поверхностный уровень — инструментальные знания и навыки.
2) Уровень промежуточных умений — социальные, коммуникативные умения.
3) Нормативно-ценностный уровень — стандарты поведения в профессиональной среде.
4) Базовый уровень — личностные характеристики, мотивы, самооценка.