Содержательные модули:
1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке.
2. Периоды детского возраста.
3. Физическое и психомоторное развитие детей.
5. Кожа, подкожная основа и костно-мышечная система детей.
6. Система дыхания детей.
7.Сердечно-сосудистая система детей.
8. Системы пищеварения детей.
9. Выделительная система детей.
10. Эндокринная система детей.
11. Иммунная система и система крови детей.
12. Обмен веществ у детей.
13. Написание истории болезни.
Модуль 2. Вскармливание и питание детей раннего возраста
Содержательные модули:
14. Грудное вскармливание грудных детей
15.Искусственное вскармливание грудных детей
16.Частично грудное вскармливание грудных детей
17.Вскармливание детей старше одного года
1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по ДИСЦИПЛИНе «ПРОПЕДЕВТИКА ПЕДИАТРИИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
| Структура учебной дисциплины | Количество часов, из них | Год обучения | Вид контроля | |||
| Всего | Аудиторных | СРС | ||||
| Лекций | Практических занятий | |||||
| 3-й | ||||||
| Кредитов ECTS | 6,5 | |||||
| Модуль 1: Содержательных модулей 13 | 155 ч./5,25 кредитов ECTS | Итоговый модульный контроль | ||||
| Модуль 2: Содержательных модулей 4 | 40 ч. /1,25 кредитов ECTS | Итоговый модульный контроль | ||||
| В том числе, итоговый модульный контроль усвоения 2-х модулей | год./1,0 кредит ECTS | |||||
| Недельная нагрузка | 7,5 ч. /0,25 кредитов ECTS |
Примечание: 1 кредит ECTS - 30 ч. Аудиторная нагрузка - 66,7%, СРС - 33,3%
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения пропедевтики педиатрии - конечные цели устанавливаются на основе ОПП подготовки врача по специальности согласно блока ее содержательного модуля (естественно-научная подготовка) и является основой для построения содержания учебной дисциплины. Описание целей сформулировано через навыки в виде целевых задач (действий). На основании конечных целей к каждому модулю или содержательному модулю сформулированные конкретные цели в виде определенных навыков (действий), целевых задач, которые обеспечивают достижение конечной цели изучения дисциплины.
Конечные цели дисциплины:
• Делать вывод о физическом и психомоторном развитии детей разного возраста.
• Проводить клиническое обследование и инструментальное исследование разных органов и систем у здоровых и больных детей.
• Анализировать возрастные особенности функций организма.
• Интерпретировать состояние систем организма ребенка.
• Рассчитывать и составлять суточный рацион питания для детей раннего возраста.
• Корректировать рацион питания детей старше одного года.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
| № з.г. | Тема практического занятия | Количество часов |
| Модуль 1: Развитие ребенка. Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. | ||
| 1. | Периоды детского возраста, их характеристика и особенности. (Содержание. мод.2,Тема 3) | |
| 2. | Особенности периода новорожденности. (Тема 4) | |
| 3,4. | Физическое развитие детей. (Содержание. мод.3,Темы 5,6) | |
| 5. | Психомоторное развитие детей. (Темы 7,8) | |
| 6. | Методика клинического неврологического обследования детей. Семиотика основных заболеваний нервной системы у детей (гидроцефалия, менингит, энцефалит, детский церебральный паралич и др.). Особенности спинномозговой жидкости у детей и семиотика ее изменений при патологии (при гнойных и серозных менингитах, гидроцефалии и др.). Уход за детьми с патологией нервной системы (Содержание. мод.4,Тема 1) | |
| 7. | Методика исследования кожи и подкожной клетчатки. Семиотика поражений кожи и подкожной клетчатки. (Тема 2) | |
| 8. | Методика исследования костной и мышечной систем. Семиотика поражений костной и мышечной систем. (Тема 3) | |
| 9. | Методика клинического обследования органов дыхания у детей. (Тема 4, 5) | |
| 10. | Семиотика поражений (кашель, одышка и др.) и основных заболеваний органов дыхания у детей. Синдромы дыхательных расстройств и дыхательной недостаточности, основные клинические проявления. (Тема 6) | |
| 11. | Методика осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации сердечно-сосудистой системы у детей. Основные признаки поражения сердечно-сосудистой системы у детей (цианоз, брадикардия, тахикардия и др.). (Темы 7, 8) | |
| 12. | Семиотика прирожденных и приобретенных заболеваний сердца и сосудов у детей. Электрокардиография,фонокардиография, эхокардиография. (Тема 9) | |
| 13. | Методика клинического обследования органов пищеварения (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). (Тема 10) | |
| 14. | Семиотика поражений органов пищеварения и основных заболеваний у детей. Абдоминальный синдром. (Тема 11) | |
| 15. | Методика обследования и семиотика наиболее распространенных заболеваний выделительной системы у детей. (Тема 12) | |
| 16. | Семиотика микроскопических изменений мочевого осадка (протеин-, эритроцит-, лейкоцит- и цилиндрурия и др.). Синдром острой и хронической почечной недостаточности. Уход за больными с патологией выделительной системы. (Тема 12) | |
| 17. | Методика обследования эндокринных желез. Семиотика синдромов гипер- и гипофункции отдельных эндокринных желез и заболеваний эндокринной системы у детей. (Тема 13) | |
| 18. | Особенности системы крови у детей разных возрастных групп. Методы клинико-лабораторного обследования детей с поражением системы крови. Клинико-гематологическая семиотика основных синдромов (анемический, гемолитический, геморрагический и др.) и заболеваний системы крови у детей. (Тема 14) | |
| 19. | Лабораторные методы исследования функционального состояния органов и систем детского организма. Правила и техника взятия материала для исследования. Методы диагностики иммунодефицитов у детей. | |
| 20. | Самостоятельное обследование больных детей для написания истории болезни. | |
| 21. | Обсуждение данных обследования для написания истории болезни. | |
| 22. | Защита истории болезни. | |
| Модуль 2: Вскармливание детей | ||
| 23. | Грудное вскармливание грудных детей. Количественный и качественный состав материнского молока. (тема №1) | |
| 24. | Методы расчетов суточного объема пищи и режима питания. (тема №1) | |
| 25. | Подкармливание (прикорм). Суточная потребность ребенка в пищевых ингредиентах и энергии при грудном вскармливании. (тема №2) | |
| 26. | Искусственное вскармливание грудных детей. Классификация и характеристика молочных смесей для искусственного вскармливания грудных детей. Гарантийное коровье молоко. Техника искусственного вскармливания и критерии оценки его эффективности. (тема №3) | |
| 27. | Особенности прикорма при искусственном вскармливании. Суточная потребность ребенка в белках, жирах, углеводах и калориях при искусственном вскармливании. (тема №4) | |
| 28. | Частично грудное вскармливание. Техника и правила докармливания. Молочные смеси, которые применяются для докармливания. Схемы частичного грудного вскармливания детей первого года жизни. (тема №5) | |
| 29. | Прикорм и суточная потребность ребенка в белках, жирах, углеводах и калориях при частично грудном вскармливании. (тема №5) | |
| 30. | Организация и принципы рационального питания здоровых детей, старше одного года. (тема №6) | |
| 31. | Вскармливание новорожденных и недоношенных детей. | |
| 32. | Лечебное питание больных детей. | |
| 33. | Деловая игра с детской диетэтики. | |
| 34. | Заключительный компьютерный тестовый контроль. | |
| 35. | Итоговый модульный контроль. | |
| ВСЕГО: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)
| № з.г. | ТЕМА | Количество часов | Вид контроля |
| Модуль 1: Развитие ребенка. Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. | |||
| 1. | Подготовка к практическим занятиям - теоретическая подготовка и обработка практических навыков. | Текущий контроль на практических занятиях | |
| 2. | Самостоятельная обработка тем, которые не входят в план аудиторных занятий: | ||
| Предмет и место педиатрии, основные этапы развития. Организация лечебно-профилактической помощи детям в Украине. | Итоговый модульный контроль | ||
| Энергетический обмен у детей. | Итоговый модульный контроль | ||
| Белковый обмен у детей. | Итоговый модульный контроль | ||
| Углеводный обмен у детей. | Итоговый модульный контроль | ||
| Липидный обмен у детей. | Итоговый модульный контроль | ||
| Водно-электролитный и кислотно-щелочной обмен у детей. | Итоговый модульный контроль | ||
| Витамины, их значение для развития ребенка. | Итоговый модульный контроль | ||
| Написание истории болезни | Итоговый модульный контроль | ||
| 3. | Подготовка к итоговому модульному контролю | Итоговый модульный контроль | |
| Всего: | 47 | ||
| Модуль 2: Вскармливание детей. | |||
| 1. | Подготовка к практическим занятиям- теоретическая подготовка и обработка практических навыков | Текущий контроль на практических занятиях | |
| 2. | Самостоятельная обработка тем, которые не входят в план аудиторных занятий: | ||
| Особенности вскармливания недоношенных новорожденных. Понятие о «свободном вскармливании», его формы и показания к назначению. | Итоговый модульный контроль | ||
| 3. | Подготовка к итоговому модульному контролю | Итоговый модульный контроль | |
| Всего: | 8 | ||
| ВМЕСТЕ СРС по дисциплине, в том числе подготовки к итоговому модульному контролю |
Модуль 1. Развитие ребенка
Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста
Конкретные цели:
•собирать анамнез заболевания и жизни
•оценивать особенности течения периодов детского возраста у детей
•оценивать общее состояние ребенка






