Источники информации. • Пропедевтическая педиатрия

Основные:

• Пропедевтическая педиатрия. - Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. – К., 1999. - С.116-129.

• Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. - Винница, 2003. - С. 189-204.

Дополнительные:

• Справочник неонатолога / под ред. В..Таболина, Н.П.Шабалова. - Л.Мед., 1984. - С. 4-14, 18-23, 76-78, 84-94.

• Неонатология /под ред. В.В.Гаврилюка, К.А.Сотниковой. - Л. Мед., 1985. - С.13-15, 24-27, 35-39.

• Руководство по неонатологии / под ред. Г.В.Яцик. - М., 1998.- С.4-23.

Программа самоподготовки:

1.Уметь оценивать общее состояние новорожденного ребенка, определять зрелость новорожденного, физиологические и переходные состояния периода новорожденности.

2. Понять различие между признаками доношенности и недоношенности

новорожденных.

3. Уметь осуществлять уход за новорожденным ребенком.

Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей

Конкретные цели:

•измерить основные параметры тела ребенка (массу, рост, окружность головы, груди, бедра, голени, плеча)

•высчитать антропометрические индексы

•высчитать надлежащие показатели физического развития по эмпирическим формулам, сигмальным и центильным таблицам

•оценить физическое развитие ребенка на основании полученных данных

Тема 5. Физическое развитие детей и антропометрия.

Тема практического занятия: Физическое развитие детей.

Место: Учебная комната в соматическом отделении.

Профессиональная ориентация студентов.

Уровень физического развития в детском возрасте есть одним из объективных показателей состояния здоровья. Показатели физического развития тесно взаимосвязанные с многочисленными факторами, которые влияют на состояние здоровья детей, и являются результатом взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды. Оценка физического развития есть неотъемлимым элементом контроля за состоянием здоровья ребенка и является важным в практической деятельности врача педиатра.

Базовый уровень знаний и умений

Дисциплина Знать
  Анатомия Анатомическое строение костей, мышц у детей.
  Физиология Физиологические показатели роста и развития
  Патфизиология Этиология и патогенез нарушений роста и развития.
  Гистология Развитие структуры тканей детского организма с возрастом

План проведения занятия

Элементы практического занятия Время (мин.)
1. Объявление темы занятия с подчеркиванием ее актуальности. Проверка присутствующих.  
2. Входной тестовый контроль знаний  
3. Демонстрация техники измерения основных параметров тела ребенка (массы, длины, окр. головы, груди, бедра, голени, плеча).  
4. Распределение больных для СРС.  
5. Самостоятельная работа с детьми, измерение основных параметров тела ребенка.  
6. Обход и разбор больных  
7. Оформление протоколов по результатам курирования больных.  
8. Решение клинических ситуационных задач.  
9. Итоги и конечная оценка знаний и умений студентов и задача к самостоятельной подготовке к следующему занятию.  
ВМЕСТЕ: 120

Перечень теоретических вопросов:

1) Понятие о физическом развитии, значении его оценки.

2) Понятие акселерации развития детей, основные гипотезы и механизмы акселерации.

3) Закономерности и современные тенденции физического развития детей разного возраста.

4) Периоды „вытягивания” и „округления” в детском возрасте, их зависимость от пола, проживания.

5) Среднемесячные прибавки массы, длины тела, окружностей головы и груди на первом году жизни.

6) Эмпирические формулы расчетов массы тела для детей разного возраста.

7) Эмпирические формулы расчета длины тела детей в разные периоды.

8) Индексы физического развития детей разного возраста и их оценка.

9) Правила и техника измерения роста ребенка в зависимости от возраста.

(новорожденный, на первом году, дети старше 1 года).

10) Правила и техника измерения массы тела детей в зависимости от возраста (до 3 – х лет и старше).

11) Правила и техника измерения окружностей головы, груди, голени, плеча, бедра.

Методика проведения практического занятия:

а) После проверки присутствующих и объявление темы занятия с указанием на ее актуальность преподаватель проводит письменный тестовый входной контроль знаний.

б) В палате отделения преподаватель демонстрирует технику измерения основных параметров тела ребенка (массу, рост, окружности головы, груди, бедра, голени).

в) Преподаватель проводит теоретический опрос студентов и объясняет возрастную динамику антропометрических показателей у детей и методы их расчетов у детей разного возраста.

г) Преподаватель распределяет детей для самостоятельной работы, дает задачу:

• провести измерение антропометрических показателей ребенка;

• оценить полученные показатели по эмпирическим формулам

д) Студенты оформляют протоколы обследования ребенка

е) Преподаватель проводит анализ и обсуждает результаты антропометрии детей, с которыми работали студенты, подписывает протоколы.

ж) Преподаватель проводит итог занятия, дает оценку знаний и умений студентов и задачи для самостоятельной подготовки к следующему занятию.

Формы и методы самоконтроля:

Тесты и ситуационные задачи для контроля:

1.На сколько вырастает ребенок на протяжении первого года жизни?

A.на 20 см

B.на 15 см

C.на 25 см

D.на 30 см

E.на 35 см

2. Какой среднемесячный прирост массы тела ребенка во втором полугодии жизни?

A.400г

B.500г

C.600г

D.700г

E.800г

3. Размер головы новорожденного относительно длины туловища составляет:

A.10%

B.15%

C.20%

D.25%

E.30%

4. Какая средняя величина периметра грудной клетки в 10 лет?

A.48 см

B.53 см

C.60 см

D.50 см

E.63 см

5. Укажите сроки второго периода „вытягивания” („ ростового прыжка”) у девочек?

A.5-8 лет

B.11-15 лет

C.10-12 лет

D.13-15 лет

E.1-4 года

6. Укажите сроки периода „округления”

A.5-8 лет

B.11-15 лет

C.10-12 лет

D.13-15 лет

E. 8-10 лет

7. Периметр грудной клетки у детей первого полугодия жизни определяется по формуле:

A.43-n

B.45+n

C.45+2xn

D.45-2(6-n)

E.45+0.5xn

8. Какой средний вес должен иметь ребенок в 5 лет?

A.22кг

B.25кг

C.23кг

D.15кг

E.19кг

9. Средняя длина тела новорожденного ребенка находится в пределах (в см)

A.45-48

B.48-50

C.50-52

D.53-54

E.55-56

10. Укажите по какой формуле определяется длина тела детей старше 4 лет

A.75-5xn

B.5xn-20

C.100+6(n-4)

D.110+6xn

E.75+5xn

Эталоны ответов:

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
C A D E C E E E C C

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: