Уровень физического развития в детском возрасте есть одним из объективных показателей состояния здоровья. Показатели физического развития тесно взаимосвязаны с многочисленными факторами, которые влияют на состояние здоровья детей, и являются результатом взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды. Оценка физического развития есть неотъемлимым элементом контроля за состоянием здоровья ребенка и является важным в практической деятельности врача педиатра.
Базовый уровень знаний и умений
№ | Дисциплина | Знать |
Анатомия | Анатомическое строение костей, мышц у детей. | |
Физиология | Физиологические показатели роста и развития | |
Патфизиология | Этиология и патогенез нарушений роста и развития. | |
Гистология | Развитие структуры тканей детского организма с возрастом |
План проведения занятия
№ | Элементы практического занятия | Время (мин.) | |
1. | Объявление темы занятия с подчеркиванием ее актуальности. Проверка присутствующих. | ||
2. | Входной тестовый контроль знаний | ||
3. | Обьяснение основных критериев и методов оценки физического развития детей разного возраста, и особенностей оценки развития новорожденных. | ||
4. | Распределение больных для СРС. | ||
5. | Самостоятельная работа с детьми, измерение основных параметров тела ребенка. Рассчитывание антропометрических индексов, оценка измеренных показателей по эмпирическим формулам, сигмальным и центильным таблицам. | ||
6. | Обход и разбор больных | ||
7. | Оформление протоколов по результатам курирования больных. | ||
8. | Решение клинических ситуационных задач. | ||
9. | Итоги и конечная оценка знаний и умений студентов и задача для самостоятельной подготовки к следующему занятию. | ||
ВМЕСТЕ: | 120 | ||
Перечень теоретических вопросов:
1) Понятие о физическом развитии, значении его оценки.
2) Понятие об акселерации развития детей, основные гипотезы и механизмы акселерации.
3) Закономерности и современные тенденции физического развития детей разного возраста.
4) Периоды „вытягивания” и „округления” в детском возрасте, зависимость их от пола, проживания.
5) Индексы физического развития детей разного возраста и их оценка.
6) Эмпирические формулы расчетов массы тела для детей разного возраста.
7) Эмпирические формулы расчетов роста детей в разные периоды.
8) Методы оценки физического развития детей.
9) Особенности оценки физического развития новорожденных.
10) Семиотика нарушений физического развития детей.
11) Физическое воспитание детей.
Методика проведения практического занятия:
а) После проверки присутствующих и объявления темы занятия с указанием на ее актуальность преподаватель проводит письменный тестовый входной контроль знаний.
б) Преподаватель объясняет основные критерии и методы оценки физического развития детей разного возраста, и особенности оценки развития новорожденных.
в) Преподаватель распределяет детей для самостоятельной работы, дает задачи:
• провести измерение антропометрических показателей ребенка;
• рассчитать антропометрические индексы курируемого ребенка;
• оценить полученные показатели по эмпирическим формулам, сигмальным и центильным таблицам;
• сделать вывод в физическом развитии ребенка, определить синдром поражения.
г) Студенты оформляют протоколы обследования ребенка с оценкой физического развития, обосновывают его нарушение.
д) Преподаватель проводит анализ и обсуждает результаты оценки физического развития детей, с которыми работали студенты, подписывает протоколы.
е) Преподаватель проводит итог занятия, оценивает знания и умения студентов и задачи для самостоятельной подготовки к следующему занятию.
Формы и методы самоконтроля:
Тестовые задания:
1. При гипотрофии І степени отмечается дефицит массы тела (в %)
A.5-10
B.10-20
C.20-25
D.20-30
E.больше 30
2. Гипостатурой для детей первого года составляет возрастное отставание в:
A.длине тела
B.массе
C.длине тела и массе
D.массе по отношению к длине тела
E.периметре грудной клетки
3. Какой уровень увеличения массы тела наблюдается при паратрофии І степени?
A.21-30%
B.10-20%
C.15-25%
D.7-15%
E.26-50
4. Какую степень приобретенной гипотрофии нужно определить при дефиците массы тела от 21% до 30%?
A.ІІ
B.І
C.ІІІ
D.V
E.IV
5. Какие процессы в развитии детей преобладают в современное время?
A.гармоническое физическое развитие
B.ускорение роста
C.децелерация
D.дисгармоничное развитие
E.акселерация
6. Избыток массы тела у ребенка с паратрофией ІІ степени составляет:
A.1-10%
B.21-30%
C.11-20%
D.11-30%
E.15-25%
7. Укажите массу, которая указывает на внутриутробную гипотрофию?
A.3000
B.2900
C.2800
D.2600
E.2500
8. Для оценки физического развития детей используют следующие методы, кроме:
A.социологического
B.соматоскопии
C.антропометрических стандартов
D.физиометрии
E.ориентировочных расчетов
9. Какой из методов оценки физического развития детей является наиболее точным?
A.соматоскопии
B.ориентировочных расчетов
C.антропометрических стандартов
D.физиометрии
E.социальных расчетов
10. В которой центильной границе находятся антропометрические показатели значений ниже средних?
A.75-90
B.3-10
C.25-75
D.10-25
E.90-97
Эталоны ответов:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
B | C | B | A | C | B | E | A | C | D |