Тема 8. Оценка психомоторного развития детей

Тема практического занятия: Психомоторное развитие детей.

Место: учебная комната в соматическом отделении.

Профессиональная ориентация студентов: Умение оценивать психомоторное развитие ребенка необходимый раздел работы врача-педиатра. Общий уровень психомоторного развития отображает состояние центральной нервной системы ребенка. Под влиянием разнообразнейших факторов возникает задержка психического развития детей. Своевременное выявление отклонений в развитии и поведении ребенка имеет важное значение, поскольку позволяет на ранних этапах провести необходимую коррекцию.

Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать
Нормальная анатомия Анатомическое строение нервной системы (центральной, периферической, вегетативной).
Нормальная физиология Врожденные безусловные рефлексы новорожденных детей. Типы высшей нервной деятельности.

План проведения занятия:

Элементы практического занятия Время (мин.)
1. Проверка присутствующих.  
2. Тестовый контроль для оценки исходного уровня знаний и его анализ.  
3. Преподаватель демонстрирует и объясняет методику оценки психомоторного развития ребенка в зависимости от его возраста.  
4. Студенты самостоятельно работают с больными, собирают анамнез, обследуют их.  
5. Преподаватель со студентами совершает обход обследованных детей. Во время клинического контроля преподаватель проводит заключительный контроль конечного уровня знаний.  
6. Итоговая оценка знаний и умений студентов и задачи для самостоятельной подготовки к следующему занятию.  
ВМЕСТЕ: 120

Перечень теоретических вопросов:

• Понятие о психомоторном развитии детей, его особенности в разные периоды детского возраста.

• Особенности оценки нервно-психического развития новорожденного.

• Основные критерии оценки психомоторного развития ребенка 1-го года жизни.

• Основные показатели психомоторного развития детей 2-го и 3-го лет жизни.

• Рассчеты коэффициента психического развития ребенка и его оценка.

• Семиотика нарушений нервно-психического развития детей.

• Режим дня для детей разного возраста.

• Типы высшей нервной деятельности и фазовые состояния у детей и их значение для воспитания.

• Элементы нервно-психического воспитания детей раннего возраста (развитие эмоций, эстетическое, моральное и умственное воспитание).

Методика проведения практического занятия:

• После проверки присутствующих и объявление темы занятия с подчеркиванием ее актуальности преподаватель проводит письменный тестовый контроль знаний.

• Анализ выполненных тестов и рассмотрение допущенных ошибок.

• В палате отделения преподаватель демонстрирует методику оценки психомоторного развития ребенка в зависимости от его возраста.

• Преподаватель распределяет больных для курирования, дает задачи.

Задача Указания преподавателя студентам Примечание
  Собрать жалобы и анамнез у матери ребенка. Провести объективное обследование ребенка. Сделать вывод в состоянии психомоторного развития ребенка. Алгоритм сбора анамнеза • Динамика психомоторного развития ребенка: а) развитие эмоций; б) развитие моторики; в) развитие активного языка; г) понимание речи; д) развитие привычек и умений 2. Анамнез жизни: а) ход беременности у матери; б) ход родов; в) состояние здоровья ребенка в периоде новорожденности и грудного возраста; г) заболеваемость ребенка; д) характер вскармливания; е) режим дня ребенка; ж) особенности нервно-психического воспитания ребенка. Алгоритм практической работы студента 1. Осмотр ребенка 1-го года жизни: а) состояние зрительно-ориентировочных реакций; б) состояние слуховых ориентировочных реакций; в)эмоции ребенка; г) движения руки и действия с предметами; д) общие движения; е) активная речь; ж) понимание языка; з) привычки и умения ребенка. 2. Осмотр ребенка 2-го или 3-го года жизни: а) оценка активной речи; б) понимание языка; в) оценка сенсорного развития ребенка; г) действия с предметами и участие в игре; д) развитие моторики; е) оценка привычек ребенка; ж) конструктивная и изобразительная деятельность ребенка. Алгоритм практической работы студента 1. Оценить показатели нервно-психического развития ребенка. 2. Рассчитать коэффициент психического развития ребенка (QD), оценить его уровень. 3. Определить группу и гармоничность развития ребенка с учетом вековых епикризних сроков. Указать ступней задержки нервно-психического развития ребенка.   Необходимо задавать вопросы, которые касаются психомоторного развития ребенка в зависимости от его возраста. Необходимо указать факторы риска нарушений нервно-психического развития ребенка. Обследование ребенка проводится с учетом возрастных особенностей его психомоторного развития. Дать оценку выявленных изменений психомоторного развития ребенка с учетом вековых особенностей.

• Студенты самостоятельно работают с детьми: собирают анамнез, обследуют их. Оформляют протокол осмотра больного с оценкой психомоторного развития ребенка.

• Преподаватель проводит разбор больных с анализом заключення по психомоторному развитию обследованных детей. Подпись протоколов.

• Во время клинического контроля преподаватель проводит заключительный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач.

• Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов. Дает задачу для самостоятельной подготовки к следующему занятию.

Формы и методы самоконтроля:

Тестовые задачи.

1.Из которого возраста ребенок начинает лепетать?

A.с 4 мес

В. с 6 мес

C.с 8 мес

D.с 10 мес

E.с 12 мес

2.Который из приведенных рефлексов новорожденных принадлежит к рефлексам орального автоматизма?

А. Бабкина

B.Мор

C.Кернига

D.Галанта

E.Бабинского

3.К режиму дня имеют отношение такие понятия, кроме:

A.пребывание на свежем воздухе

B.учебная и игровая деятельность

C.прием пищи

D.продолжительность сна

Е. проветривание и кварциирование палат

4.Ребенок выговаривает отдельные слоги. Знает свое имя. Перекладывает игрушки с руки в руку. Переворачивается из живота на спину. Сидит самостоятельно, если его посадят. Укажите возраст ребенка.

А. 4 мес

B.5 мес

С. 6 мес

D. 7 мес

E.8 мес

5.Ребенок самостоятельно ходит, приседает без опоры. Понимает слово “ нельзя”. Проговаривает 8-10 слов. Самостоятельно пьет с чашки (берет руками, ставит на стол). Укажите возраст ребенка.

A. 8 мес

B.9 мес

C.10 мес

D. 11 мес

Е. 12 мес

6. Ребенок громко кричит, спит около 22 часов в сутки, принимает эмбриональную позу, если ее развернуть, хорошо выраженные врожденные безусловные рефлексы опоры, ползание, автоматической ходьбы, хватательный, Мор, Галанта, Переса. определите возраст ребенка.

A. 1 мес

B. 2 мес

С. новорожденный ребенок

D. 1,5 мес

E. 3 мес

7. Ребенок хорошо отличает близких и чужих. Различает суровые и ласковые интонации. Берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее в руках. Долго лежит на животе, опираясь на ладони и выпрямленные руки. Переворачивается из спины на живот. Ровно стоит при поддержке под подмышки. Ест из ложечки полугустую и густую пищу. Назовите возраст ребенка.

A. 3 мес

B. 4 мес

C. 5 мес

D. 6 мес

E. 7 мес

8. Ребенок выговаривает отдельные слоги. Знает свое имя. Перекладывает игрушки с руки в руку. Переворачивается из живота на спину. Сидит самостоятельно, если ее посадить. Укажите возраст ребенка.

А.4 мес

В.5 мес

C. 6 мес

D.7 мес

E.8 мес

9. Ребенок следит за падающим предметом, ищет игрушки, скрытые под пеленку. На вопрос “где?” находит знакомые предметы в поле зрения. Дает руку. Переходит от одного предмета к другому, держась за них руками. Какой возраст ребенка?

A.5 мес

B.6 мес

C.7 мес

D.8 мес

E. 9 мес

10. Ребенок самостоятельно ходит, приседает без опоры. Понимает слово “ нельзя”. Проговаривает 8-10 слов. Самостоятельно пьет с чашки (берет руками, ставит на стол). Укажите возраст ребенка.

A. 8 мес

B. 9 мес

C. 10 мес

D. 11 мес

E. 12 мес

Эталоны ответов:

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
B A E C E C C C E E

Ситуационные задачи.

Задача 1

Ребенок громко кричит, спит около 22 часов в сутки, принимает эмбриональную позу, если его развернуть, хорошо выраженные врожденные безусловные рефлексы опоры, ползание, автоматической ходьбы, хватательный, Мор, Галанта, Переса. Назовите возраст ребенка.

Задача 2

Ребенку 7 мес. Беременность у мамы сопровождалась ранним и поздним токсикозом. Ребенок родился доношенный, в асфиксии. К груди приложенная на 3-и сутки. Грудь сосала вяло. Головку начала удерживать в 4 мес., узнает голос матери, по разному реагирует на свое и чужое имя, свободно берет игрушку, долго занимается ею, перекладывает с одной руки в другую, радуется второму ребенку, тянется к ней, удерживает голову, из спины переворачивается на живот, но с жыивота на спину не переворачивается, не ползает, неважно опирается на ноги при поддержке под подмышки, выговаривает случайные слоги, с чашки не пьет, но пищу с ложечки ест. На вопрос “где?” не реагирует. Оценить психомоторное развитие ребенка и дать рекомендации матери.

Задача 3

Оценить нервно-психическое развитие ребенка, возрастом 1 год и 6 мес, за шкалой оценки уровня психического развития. Полученные в процессе обследования данные об развитии ребенка внесены в таблицу. Какой прогноз? Дать рекомендации матери.

Линии развития Надлежащие значения, в мес. Фактические значения, в мес.
Понимание языка Активная речь Сенсорное развитие Игра и действия с предметами Общие движения Привычки и умения в процессах    

Эталоны ответов:

Задача 1

Новорожденный ребенок

Задача 2

1. Оценка показателей:

Линии развития Надлежащие значения, в мес. Фактические значения, в мес.
Зрительноориентировочные реакции Слухоориентировочные реакции Эмоции и социальное поведение Движения руки и действия с предметами Общие движения Подготовительные этапы развития активного языка Привычки и умения в процессах    

2. Календарный возраст ребенка (КВ) в неделях: 7x4=28 недели

3. Общий возраст психического развития ребенка (ВПР) в неделях:

(6x4 + 5x4 + 6x4 + 5x4 +6x4 + 6x4 + 6x4): 7 = 23 недель

4. Определение QD = 23: 28 х 100 = 82

5. Заключение: Согласно шкалы оценки психического развития нервно-психическое развитие ребенка отвечает слабому нормальному развитию и ее можно отнести к второй группе из нетипичным негармоническим развитием, ІІІ степеня задержки развития. Рекомендован консультация психоневролога.

Задача 3

1. Календарный возраст ребенка (КВ) в мес: 12 + 6 = 18 мес.

2. Общий возраст психического развития ребенка (ВПР) в мес.:

(12 + 12 +11 + 12 + 11 + 11): 6 = 69: 6 = 11,5 мес.

3. Определение QD = 11,5: 18 х 100 = 64

4. Заключение: Согласно шкалы оценки психического развития ребенок отстает в нервно-психическом развитии и ее можно отнести к четвертой группе, с нетипичным развитием, отмечена задержка нервно-психического развития ІІІ степени. Прогноз: ребенок может нуждатся в обучении в специальных школах, не нуждается в опеке, способный овладеть привычками самообслуживания. Рекомендованная консультация и “Д” наблюдение психоневролога.

Технические средства и материальное обеспечение занятия:

• Таблицы:

а) “Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни ”

б) “Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни ”

в) “Безусловные рефлексы новорожденного ребенка”

г) “Режим дня детей разного возраста”

2) Набор тестовых задач исходного уровня (10 экземпляров).

3) Набор ситуационных клинических задач (5 экземпляров).

4) Методические разработки: “Важнейшие константы детского организма”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: