Анализ финансовых результатов (прибыли) от реализации продукции (работ и услуг)

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого порядка (уровня соподчиненности):

объем реализации продукции (VРП);

структуры продаж (Удi);

себестоимости единицы продукции (работ, услуг) (С i);

уровня среднереализационных цен (Ц i).

Факторная модель прибыли:

Таблица 2 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Показатель Базовый период Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период
Выручка (нетто) от реализации товаров и услуг (В) Σ(VРП iо * Ц iо)= =83414 Σ(VРП i1 * Ц iо) = 81032 Σ(VРП i1 * Ц i1)= = 97120
Полная себестоимость реализованной продукции (З) Σ(VРП iо * С iо)= = 67937 Σ(VРП i1 * С iо) = 65534 Σ(VРП i1 * С i1)= =78523
Прибыль (П)      

Алгоритм решения (Савицкая Г.В):

1. Сначала нужно найти сумму прибыли при объеме продаж отчетного периода и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Если продукция однородна по своему составу, индекс объема реализации продукции исчисляется путем отношения фактического объема продаж отчетного периода к объему продаж базового периода в натуральном или условно-натуральном измерении:

Когда продукция неоднородна по своему составу, индекс продаж рассчитывают отношением объема продаж отчетного периода в оценке по себестоимости базового периода к объему продаж базового периода в той же оценке:

На анализируемом предприятии продукция однородна по своему составу, поэтому индекс продаж рассчитан по физическому объему продаж:

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13930 тыс. руб. (15477*0.9)

2. Затем следует определить сумму прибыли при объеме и структуре реализованной продукции отчетного периода, но при базовой себестоимости и отпускных ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:

3. Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах отчетного периода, но при базовой себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки отчетного периода следует вычесть условную сумму затрат:

По данным таблицы 3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

А) Изменения объем реализации продукции

Б) Изменения структуры реализованной продукции

В) Изменения отпускных цен

Г) Изменения себестоимости реализованной продукции

Итого +3120 тыс. руб.

Таблица 3 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Показатель прибыли Факторы Порядок расчета Прибыль, тыс. руб.
Прошлый год         Во - Зо  
Усл.1         По хI рп  
Усл.2         Вусл - Зусл  
Усл.3         В1 - Зусл  
Отчетный год         В1 - З1  

Результаты расчетов показывают, что увеличение прибыли обусловлено ростом среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на 1568 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12989 тыс. руб.

в). Анализ выполнения плана и динамика прибыли от реализации отдельных видов продукции

В ыполнение плана и динамика прибыли от реализации отдельных видов продукции зависит от трех факторов первого порядка:

1. объема реализации продукции;

2. себестоимости продукции;

3. среднереализационных цен.

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: