Цели и задачи анализа прибыли

Таблица 2 - Основные формы анализа прибыли (по целям исследования)

Классификационный признак Параметр
1. В зависимости от объекта исследования 1.1 Анализ формирования прибыли 1.2.Анализ распределения прибыли  
2. В зависимости от организации проведения 2.1 Внешний анализ прибыли 2.2. Внутренний анализ прибыли  
3. В зависимости от масштабов деятельности 3.1 Анализ прибыли по предприятию в целом 3.2. Анализ прибыли по структурному подразделению 3.3 Анализ прибыли по отдельной операции
4. В зависимости от объема исследования 4.1. Полный анализ прибыли 4.2. Тематический анализ прибыли  
5. В зависимости от периода проведения 5.1 Предварительный анализ прибыли 5.2 Текущий (операционный) анализ прибыли 5.3. Последующий (ретроспективный) анализ прибыли

Таблица 3. Методы анализа прибыли

Системы проведения анализа Виды анализа
1. Горизонтальный (трендовый) анализ 1.1. Сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли с показателями: - предшествующего периода - аналогичного периода прошлого года - за ряд периодов 1.2 Исследование влияния факторов на изменение показателей прибыли
2. Вертикальный анализ (структурный анализ) 2.1 Анализ прибыли (доходов, затрат) по отдельным сферам деятельности 2.2 Анализ прибыли по отдельным видам продукции 2.3 Анализ отдельных видов налоговых платежей в общей сумме, уплачиваемой предприятием. 2.4. Структурный анализ активов 2.5. Структурный анализ капитала 2.6. Структурный анализ распределения или использования полученной прибыли
3. Сравнительный анализ 3.1 Сопоставление значений отдельных групп аналогичных показателей между собой: - уровень прибыли (доходов, затрат) данного предприятия и среднеотраслевых; - уровень прибыли (доходов, затрат) данного предприятия и конкурентов; - показателей прибыли (доходов, затрат) отдельных структурных подразделений; - анализ отчетных и плановых показателей
4. Анализ рисков 4.1 Анализ уровня прибыли и рисков по операциям во всех сферах деятельности: производственной, инвестиционной, финансовой.
5. Анализ коэффициентов 5.1 Коэффициенты рентабельности 5.2 Коэффициенты эффективности распределения прибыли 5.3. Другие группы коэффициентов: - коэффициент текущей платежеспособности -коэффициент автономии - коэффициенты оборачиваемости активов (капитала)
6. Интегральный анализ 6.1 «Модель Дюпона» 6.2 Объективно-ориентированный анализ прибыли 6.3. Портфельный анализ прибыли

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

1) Маржинальная (валовая) прибыль – разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализации продукции.

2) Прибыль от реализации продукции (операционная прибыль) – разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода.

3) Балансовая прибыль (результат отчетного года) – финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.

4) Налогооблагаемая прибыль – разность между суммой балансовой прибыли и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.

5) Чистая (нераспределенная) прибыль – прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.

6) Капитализированная (реинвестированная) прибыль – часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов.

7) Потребленная прибыль – та ее часть, которая израсходована на выплату дивидендов, премии персоналу предприятия или социальных программ.

Основные задачи анализа прибыли:

- систематический контроль над процессом формирования финансовых результатов;

- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

- разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Основные источники информации для анализа:

- данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов;

- «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2);

- «Отчет о движении капитала» (форма № 3);

- «Приложение к балансу» (форма № 5);

- Прочая информация (данные бизнес-плана предприятия)


Капитализированная прибыль (нераспределенная) прибыль
Рисунок 2 Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли


Рисунок 2 Схема формирование прибыли предприятия

Последовательность анализа прибыли:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: