Таблица 2 - Основные формы анализа прибыли (по целям исследования)
Классификационный признак | Параметр | ||
1. В зависимости от объекта исследования | 1.1 Анализ формирования прибыли | 1.2.Анализ распределения прибыли | |
2. В зависимости от организации проведения | 2.1 Внешний анализ прибыли | 2.2. Внутренний анализ прибыли | |
3. В зависимости от масштабов деятельности | 3.1 Анализ прибыли по предприятию в целом | 3.2. Анализ прибыли по структурному подразделению | 3.3 Анализ прибыли по отдельной операции |
4. В зависимости от объема исследования | 4.1. Полный анализ прибыли | 4.2. Тематический анализ прибыли | |
5. В зависимости от периода проведения | 5.1 Предварительный анализ прибыли | 5.2 Текущий (операционный) анализ прибыли | 5.3. Последующий (ретроспективный) анализ прибыли |
Таблица 3. Методы анализа прибыли
Системы проведения анализа | Виды анализа |
1. Горизонтальный (трендовый) анализ | 1.1. Сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли с показателями: - предшествующего периода - аналогичного периода прошлого года - за ряд периодов 1.2 Исследование влияния факторов на изменение показателей прибыли |
2. Вертикальный анализ (структурный анализ) | 2.1 Анализ прибыли (доходов, затрат) по отдельным сферам деятельности 2.2 Анализ прибыли по отдельным видам продукции 2.3 Анализ отдельных видов налоговых платежей в общей сумме, уплачиваемой предприятием. 2.4. Структурный анализ активов 2.5. Структурный анализ капитала 2.6. Структурный анализ распределения или использования полученной прибыли |
3. Сравнительный анализ | 3.1 Сопоставление значений отдельных групп аналогичных показателей между собой: - уровень прибыли (доходов, затрат) данного предприятия и среднеотраслевых; - уровень прибыли (доходов, затрат) данного предприятия и конкурентов; - показателей прибыли (доходов, затрат) отдельных структурных подразделений; - анализ отчетных и плановых показателей |
4. Анализ рисков | 4.1 Анализ уровня прибыли и рисков по операциям во всех сферах деятельности: производственной, инвестиционной, финансовой. |
5. Анализ коэффициентов | 5.1 Коэффициенты рентабельности 5.2 Коэффициенты эффективности распределения прибыли 5.3. Другие группы коэффициентов: - коэффициент текущей платежеспособности -коэффициент автономии - коэффициенты оборачиваемости активов (капитала) |
6. Интегральный анализ | 6.1 «Модель Дюпона» 6.2 Объективно-ориентированный анализ прибыли 6.3. Портфельный анализ прибыли |
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
|
|
1) Маржинальная (валовая) прибыль – разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализации продукции.
|
|
2) Прибыль от реализации продукции (операционная прибыль) – разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода.
3) Балансовая прибыль (результат отчетного года) – финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.
4) Налогооблагаемая прибыль – разность между суммой балансовой прибыли и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
5) Чистая (нераспределенная) прибыль – прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
6) Капитализированная (реинвестированная) прибыль – часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов.
7) Потребленная прибыль – та ее часть, которая израсходована на выплату дивидендов, премии персоналу предприятия или социальных программ.
Основные задачи анализа прибыли:
- систематический контроль над процессом формирования финансовых результатов;
- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
- разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.
Основные источники информации для анализа:
- данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов;
- «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2);
- «Отчет о движении капитала» (форма № 3);
- «Приложение к балансу» (форма № 5);
- Прочая информация (данные бизнес-плана предприятия)
|
Рисунок 2 Схема формирование прибыли предприятия
Последовательность анализа прибыли: