Р.Кантер. Рубежи менеджмента

Курс «Исследование систем управления» посвящен изучению организации как социальной системы. Базовые определения:

ü Управление - это процесс взаимодействия субъекта и объекта управле­ния для достижения системой поставленной цели.

ü Наука - одна из форм общественного сознания, сфера человеческой деятельности, функция кото­рой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе на­учной картины мира. По словам А. Пуанкаре, наука строится из фактов, как дом из кирпичей, но простое собрание фактов столь же мало является наукой, как куча камней - домом. Непосредственные цели науки - описание, объ­яснение и предсказание процессов и явлений дейст­вительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Содержание це­ли зависит от объективных законов действительнос­ти, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.

ü Исследова­ние — это познавательная деятельность, направленная на поиск и выработку новых научных знаний на основе всестороннего, достовер­ного изучения объекта, процесса или явления, а также на создание и внедрение в производство (практику) новых, полезных для общества фундаментальных и прикладных разработок.

ü Система -совокупность элементов, взаимосвязан­ных, взаимообусловленных и представляющих целост­ное образование.

Простая система - система, которую в рамках ре­шения конкретной проблемы можно исследовать как нечто целое, без разбиения ее на более мелкие подси­стемы.

Большая система - система, которую трудно иссле­довать без разбиения на более простые подсистемы. По­сле разбиения функционирование подсистем можно исследовать практически независимо друг от друга.

Сложная система - система, в которой изолиро­ванное рассмотрение подсистем невозможно или при­водит к ошибочным выводам.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от окружающей ее среды.

Открытая система - система, в которой процессы протекают под воздействием внешней среды и сами оказывают влияние на среду.

Статическая система - система, имеющая одно возможное или заданное состояние.

Динамическая система - постоянно изменяющая­ся под воздействием среды и обеспечивающая адап­тивность.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА


В менеджменте устанавливается:

• как осуществля­ется управляющее воздействие;

• совпадают ли организация и система;

• что представляет собой субъект уп­равления и каково его положение внутри системы;

• на основе каких законов и закономерностей осуще­ствляется это управление;

• какие теории на этот счет существуют.

Изучению дисциплины «Исследование систем управления» способствуют полученные зна­ния по таким дисциплинам, как

«История и методология менеджмен­та»,

«Стратегическое управление»,

«Теория организации»,

«Принятие управленческих решений»,

«Управление качеством»,

«Информатика»,

«Методы моделирования»,

«Теория статистики»,

«Основы экономиче­ской теории»,

«Инновационный менеджмент»,

«Социология»,

«Мар­кетинг»,

«Контроллинг».

МЕСТО И РОЛЬ КУРСА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА

 
 


«Исследование систем управления» — это прикладная научная дисциплина, синтезирующая фундаментальные знания науки управления и специальные теоретические и эмпирические методы исследования социально-экономических систем.

Основополагающим в данном оп­ределении дисциплины служит понятие «наука управления». Для от­вета на вопрос: что такое наука управления? — примем определение Г. Саймондса (президента Института наук об управлении США в 1960-х гг.): «Наука управления требует знания многих дисциплин, включая мате­матику, экономику, психологию, социологию, инженерные знания и др. Вместе с тем мы полагаем, что наука управления является новой самостоятельной наукой».

Наука управления - новая самостоятельная наука, требующая знания многих дисциплин, включая мате­матику, экономику, психологию, социологию, инженерные знания и др.

Любая научная дисциплина имеет объект и предмет изучения.

В рассматриваемой дисциплине в качестве объекта изучения представлена си­стема управления.

Система управления описывается как определенная целостность, состоящая из:

­ инструментария (интеллекта системы);

­ орга­низационной структуры;

­ графического образа системы управления;

­ процессов управле­ния (динамики системы).

Направленность ее действий состоит в оптимальной увязке экономических целей организации, ее внутренней среды, характеризующей реальные возможности системы (производственные, финансовые, интеллектуальные и материальные), с внешней средой.

Предмет изучения — это та сторона объекта, на которой концентри­руется данная дисциплина. Термин «исследование», введенный в назва­ние дисциплины, во многом определяет предмет изучения.

Целью курса «Исследование систем управления» является рассмотрение методологии, методики и тех­ники исследования самих систем управления.

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КУРСА

«ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»

 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: