Курс «Исследование систем управления» посвящен изучению организации как социальной системы. Базовые определения:
ü Управление - это процесс взаимодействия субъекта и объекта управления для достижения системой поставленной цели.
ü Наука - одна из форм общественного сознания, сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. По словам А. Пуанкаре, наука строится из фактов, как дом из кирпичей, но простое собрание фактов столь же мало является наукой, как куча камней - домом. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.
|
|
ü Исследование — это познавательная деятельность, направленная на поиск и выработку новых научных знаний на основе всестороннего, достоверного изучения объекта, процесса или явления, а также на создание и внедрение в производство (практику) новых, полезных для общества фундаментальных и прикладных разработок.
ü Система -совокупность элементов, взаимосвязанных, взаимообусловленных и представляющих целостное образование.
Простая система - система, которую в рамках решения конкретной проблемы можно исследовать как нечто целое, без разбиения ее на более мелкие подсистемы.
Большая система - система, которую трудно исследовать без разбиения на более простые подсистемы. После разбиения функционирование подсистем можно исследовать практически независимо друг от друга.
Сложная система - система, в которой изолированное рассмотрение подсистем невозможно или приводит к ошибочным выводам.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от окружающей ее среды.
Открытая система - система, в которой процессы протекают под воздействием внешней среды и сами оказывают влияние на среду.
Статическая система - система, имеющая одно возможное или заданное состояние.
Динамическая система - постоянно изменяющаяся под воздействием среды и обеспечивающая адаптивность.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
В менеджменте устанавливается:
• как осуществляется управляющее воздействие;
• совпадают ли организация и система;
• что представляет собой субъект управления и каково его положение внутри системы;
|
|
• на основе каких законов и закономерностей осуществляется это управление;
• какие теории на этот счет существуют.
Изучению дисциплины «Исследование систем управления» способствуют полученные знания по таким дисциплинам, как
«История и методология менеджмента»,
«Стратегическое управление»,
«Теория организации»,
«Принятие управленческих решений»,
«Управление качеством»,
«Информатика»,
«Методы моделирования»,
«Теория статистики»,
«Основы экономической теории»,
«Инновационный менеджмент»,
«Социология»,
«Маркетинг»,
«Контроллинг».
МЕСТО И РОЛЬ КУРСА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА
«Исследование систем управления» — это прикладная научная дисциплина, синтезирующая фундаментальные знания науки управления и специальные теоретические и эмпирические методы исследования социально-экономических систем.
Основополагающим в данном определении дисциплины служит понятие «наука управления». Для ответа на вопрос: что такое наука управления? — примем определение Г. Саймондса (президента Института наук об управлении США в 1960-х гг.): «Наука управления требует знания многих дисциплин, включая математику, экономику, психологию, социологию, инженерные знания и др. Вместе с тем мы полагаем, что наука управления является новой самостоятельной наукой».
Наука управления - новая самостоятельная наука, требующая знания многих дисциплин, включая математику, экономику, психологию, социологию, инженерные знания и др.
Любая научная дисциплина имеет объект и предмет изучения.
В рассматриваемой дисциплине в качестве объекта изучения представлена система управления.
Система управления описывается как определенная целостность, состоящая из:
инструментария (интеллекта системы);
организационной структуры;
графического образа системы управления;
процессов управления (динамики системы).
Направленность ее действий состоит в оптимальной увязке экономических целей организации, ее внутренней среды, характеризующей реальные возможности системы (производственные, финансовые, интеллектуальные и материальные), с внешней средой.
Предмет изучения — это та сторона объекта, на которой концентрируется данная дисциплина. Термин «исследование», введенный в название дисциплины, во многом определяет предмет изучения.
Целью курса «Исследование систем управления» является рассмотрение методологии, методики и техники исследования самих систем управления.
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КУРСА
«ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»