1.2.1. Законы экономики
Общие законы отражают фундаментальную закономерность, которой подчинены явления и процессы сопряженных областей знаний, например экономики и управления, управления и кибернетики, управления и теории систем. Законы выявляются как в результате обобщения фактов, так и в ходе теоретического исследования с дальнейшим подтверждением фактами.
Экономические законы выражают существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся необходимые связи и отношения экономических явлений и носят объективный характер. Игнорирование или недостаточная оценка их в хозяйственной деятельности наносят огромный ущерб. Кратко остановимся на законах экономики, определяющих основные факторы воздействия внешней среды на систему управления. К ним относятся:
закон спроса товара на рынке,
закон предложения товара на рынке,
закон равновесной цены,
закон возрастающих вмененных издержек и др.
Фундаментальная основа и научная логика действия законов экономики подробно описаны такими известными авторами, как К.Е Макконнелл и С.Л. Брю [46], и в отечественных учебниках по экономической теории. Между тем частое обращение в задачах управления к законам экономики, определяющим состояние рынка, дало основание кратко изложить особенности законов в контексте управленческой экономики.
|
|
Закон спроса товара на рынке. Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой (Р) и покупаемым количеством товаров (QD). Установленная зависимость Р =/(Q/>), называемая кривой спроса, отображается в виде двумерного графика в форме нелинейной или линейной функции.
При построении кривой спроса (рис. 1.3), обозначаемой DD (demand — спрос), исходят из допущения, что цена — самый важный детерминант (фактор) количества любого покупаемого товара. Прочие условия, так называемые неценовые детерминанты, остаются постоянными. К основным неценовым детерминантам относятся: вкусы и предпочтения потребителей; количество потребителей на рынке; денежные доходы; цены на сопряженные товары; потребительские ожидания будущих цен и доходов. Если при изменении этих факторов кривая спроса перемещается влево, то спрос падает, если вправо — спрос растет.
Рис. 1.3. Характер изменения спроса (Q DD)
и предложения (Q ss) товара на рынке в зависимости от цены (Р)
В условиях рыночной экономики на основании этого закона определяется стратегия управления производством. К примеру, выделяются две основные стратегии реагирования на изменение спроса: следование за спросом (chase demand) и постоянный объем производства (level capacity). Каждая из этих стратегий имеет свои недостатки. В первом случае производитель вынужден содержать производственные мощности, которые периодически могут быть незагруженными. Во втором случае в периоды снижения спроса производитель вынужден складировать продукцию, заботясь о ее сохранности, а при превышении спроса над предложением — терять клиентов. Наиболее эффективным считается управление, интегрирующее оптимальным образом обе стратегии, когда спрос максимально подтягивается к производственному потенциалу предприятия.
|
|
В практической деятельности менеджеров существует понятие «управление спросом», т.е. имеется ряд средств, с помощью которых менеджеры могут воздействовать на спрос: уточнение цен, продвижение товара на рынке, резервирование, ожидание, дополнительные товары и т.д.
Закон предложения товара на рынке. Закон предложения показывает прямую зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q s), предлагаемых к продаже. Графическое отображение этого закона (кривая предложения) показано на двумерном графике (рис. 1.3). Кривая предложения, обозначаемая SS (supply — предложение, поставка, снабжение), строится исходя из допущения, что цена — самый значительный детерминант предложения любого товара, а прочие условия (неценовые детерминанты) остаются без изменения. Кривая предложения показывает количество товара, которое производитель желает или способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из возможных цен в течение определенного периода времени, и отображает движение производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью.
К основным неценовым детерминантам относят: уровень технологии производства, налоги и дотации, цены на ресурсы и другие товары, ожидаемое изменение цен, число продавцов на рынке. Изменение одного из факторов приводит к изменению позиции кривой SS на графике. Если кривая SS перемещается влево, то происходит снижение предложения, если вправо — увеличение.
Управление предложением сводится к следующим мероприятиям: наем и увольнение или содержание временного персонала, диверсификация, изменение режима работы (сверхурочная работа или сокращенная рабочая неделя), создание запасов, выдача субподрядов и др.
Закон равновесной цены. Законы спроса и предложения управляют рыночным процессом ценообразования. Если свести кривые рыночного спроса DD и рыночного предложения SS, как показано на рис. 1.3, то точка пересечения Е нисходящей кривой DD и восходящей кривой SS показывает равновесную рыночную цену РЕ и равновесное ей соответствующее количество товара Q E. Равновесная рыночная цена — это цена, при которой по данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. На практике это равновесие часто нарушается под влиянием изменения как спроса, так и предложения.
Любой избыток товара, когда Q ss > Q DD, образуемый, например, падением спроса, способствует снижению цены, передвигая точку равновесной цены влево вниз, а любой товарный дефицит, когда Q DD > Q ss, образуемый, например, ростом спроса, способствует повышению цены путем передвижения точки равновесной цены вправо вверх относительно начального положения. В этой связи важным оказываются отслеживание «рыночной динамики равновесной цены» на товар и влияния этой динамики на взаимосвязанные с ним товары.
______________________________________________________________
Пример «движения» равновесной цены РЕ под действием некоторой группы факторов, изученный в работе [114], показан на рис. 1.4.
В качестве возмущающего фактора рассмотрено введение акциза на бензин (рис. 1.4 а). Это повлекло за собой сокращение его предложения и рост равновесной цены, что отражено перемещением точки Е1 в положение Е2). В свою очередь сокращение производства бензина вызвало снижение производства мазута и изменило положение равновесной цены (рис. 1.4 б). Рост цен на бензин приводит, с одной стороны, к сокращению спроса на автомобили (рис. 1.4 в) и снижению равновесной цены (ее перемещение из положения Е1 в положение Е2), а с другой — к росту спроса на услуги городского транспорта (рис. 1.4 г).
|
|
Рис. 1.4. Рыночная динамика равновесной цены
____________________________________________________
Закон возрастающих вменённых издержек. В управлении хозяйственной деятельностью часто возникает проблема выбора между вариантами выпуска альтернативной продукции при ограниченном объеме ресурсов. Например, поставлен вопрос о том, что выпускать: средства производства — товары, которые косвенно удовлетворяют потребности (У), или потребительские товары (X). Идея закона формулируется так: в любой момент времени экономика должна пожертвовать частью одного товара (У), чтобы получить больше другого товара (X). Количество товара Y, от которого следует отказаться, чтобы получить дополнительное количество товара X, называется вмененными издержками производства товара X.
Закон возрастающих вмененных издержек основывается на следующем тезисе: экономические ресурсы непригодны для их полного использования в производстве альтернативных продуктов. Зависимость между производством товара Л'и У отображается так называемой кривой производственных возможностей. Для понимания ее построения воспользуемся примером, приведенным в работе [46] и на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Кривые производственных возможностей
В графическом изображении закон возрастающих вмененных издержек представляется в форме вогнутой кривой АЕ (товары, 1999 г.) и А'Е' (товары, 2010г.). Вогнутость кривой означает, что с увеличением выпуска одного продукта необходимо жертвовать все большим количеством другого. Увеличение предложения ресурсов и научно-технический прогресс приводят к смещению кривой производственных возможностей вправо, что позволяет производить большее количество продуктов.
|
|