Общие научные законы

1.2.1. Законы экономики

Общие законы отражают фундаментальную закономерность, кото­рой подчинены явления и процессы сопряженных областей знаний, например экономики и управления, управления и кибернетики, уп­равления и теории систем. Законы выявляются как в результате обоб­щения фактов, так и в ходе теоретического исследования с дальней­шим подтверждением фактами.

Экономические законы выражают существенные, устойчивые, посто­янно повторяющиеся необходимые связи и отношения экономических явлений и носят объективный характер. Игнорирование или недостаточ­ная оценка их в хозяйственной деятельности наносят огромный ущерб. Кратко остановимся на законах экономики, определяющих основные факторы воздействия внешней среды на систему управления. К ним от­носятся:

­ закон спроса товара на рынке,

­ закон предложения товара на рынке,

­ закон равно­весной цены,

­ закон возрастающих вмененных издержек и др.

Фундаментальная основа и научная логика действия законов эконо­мики подробно описаны такими известными авторами, как К.Е Макконнелл и С.Л. Брю [46], и в отечественных учебниках по экономической те­ории. Между тем частое обращение в задачах управления к законам экономики, определяющим состояние рынка, дало основание кратко из­ложить особенности законов в контексте управленческой экономики.

Закон спроса товара на рынке. Закон спроса выражает обратную за­висимость между ценой (Р) и покупаемым количеством товаров (QD). Установленная зависимость Р =/(Q/>), называемая кривой спроса, ото­бражается в виде двумерного графика в форме нелинейной или линей­ной функции.

При построении кривой спроса (рис. 1.3), обозначаемой DD (demand — спрос), исходят из допущения, что цена — самый важный детерминант (фактор) количества любого покупаемого товара. Прочие условия, так называемые неценовые детерминанты, остаются постоянными. К основ­ным неценовым детерминантам относятся: вкусы и предпочтения потре­бителей; количество потребителей на рынке; денежные доходы; цены на сопряженные товары; потребительские ожидания будущих цен и доходов. Если при изменении этих факторов кривая спроса перемещается вле­во, то спрос падает, если вправо — спрос растет.

Рис. 1.3. Характер изменения спроса (Q DD)

и предложения (Q ss) товара на рынке в зависимости от цены (Р)

В условиях рыночной экономики на основании этого закона опре­деляется стратегия управления производством. К примеру, выделяют­ся две основные стратегии реагирования на изменение спроса: следо­вание за спросом (chase demand) и постоянный объем производства (level capacity). Каждая из этих стратегий имеет свои недостатки. В пер­вом случае производитель вынужден содержать производственные мощности, которые периодически могут быть незагруженными. Во втором случае в периоды снижения спроса производитель вынужден складировать продукцию, заботясь о ее сохранности, а при превыше­нии спроса над предложением — терять клиентов. Наиболее эффек­тивным считается управление, интегрирующее оптимальным образом обе стратегии, когда спрос максимально подтягивается к производ­ственному потенциалу предприятия.

В практической деятельности менеджеров существует понятие «уп­равление спросом», т.е. имеется ряд средств, с помощью которых менеджеры могут воздействовать на спрос: уточнение цен, продви­жение товара на рынке, резервирование, ожидание, дополнительные товары и т.д.

Закон предложения товара на рынке. Закон предложения показыва­ет прямую зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q s), предлагаемых к продаже. Графическое отображение этого закона (кри­вая предложения) показано на двумерном графике (рис. 1.3). Кривая предложения, обозначаемая SS (supply — предложение, поставка, снаб­жение), строится исходя из допущения, что цена — самый значитель­ный детерминант предложения любого товара, а прочие условия (не­ценовые детерминанты) остаются без изменения. Кривая предложения показывает количество товара, которое производитель желает или спо­собен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конк­ретной цене из возможных цен в течение определенного периода вре­мени, и отображает движение производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью.

К основным неценовым детерминантам относят: уровень техноло­гии производства, налоги и дотации, цены на ресурсы и другие това­ры, ожидаемое изменение цен, число продавцов на рынке. Изменение одного из факторов приводит к изменению позиции кривой SS на гра­фике. Если кривая SS перемещается влево, то происходит снижение предложения, если вправо — увеличение.

Управление предложением сводится к следующим мероприятиям: наем и увольнение или содержание временного персонала, диверсификация, изменение режима работы (сверхурочная работа или сокра­щенная рабочая неделя), создание запасов, выдача субподрядов и др.

Закон равновесной цены. Законы спроса и предложения управляют рыночным процессом ценообразования. Если свести кривые рыночно­го спроса DD и рыночного предложения SS, как показано на рис. 1.3, то точка пересечения Е нисходящей кривой DD и восходящей кривой SS показывает равновесную рыночную цену РЕ и равновесное ей соответ­ствующее количество товара Q E. Равновесная рыночная цена — это цена, при которой по данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. На практике это равновесие часто нарушается под влиянием изменения как спроса, так и предложения.

Любой избыток товара, когда Q ss > Q DD, образуемый, например, па­дением спроса, способствует снижению цены, передвигая точку равно­весной цены влево вниз, а любой товарный дефицит, когда Q DD > Q ss, образуемый, например, ростом спроса, способствует повышению цены путем передвижения точки равновесной цены вправо вверх относитель­но начального положения. В этой связи важным оказываются отслежи­вание «рыночной динамики равновесной цены» на товар и влияния этой динамики на взаимосвязанные с ним товары.

______________________________________________________________

Пример «движения» равновесной цены РЕ под действием некото­рой группы факторов, изученный в работе [114], показан на рис. 1.4.

В качестве возмущающего фактора рассмотрено введение акциза на бензин (рис. 1.4 а). Это повлекло за собой сокращение его предложе­ния и рост равновесной цены, что отражено перемещением точки Е1 в положение Е2). В свою очередь сокращение производства бензина вы­звало снижение производства мазута и изменило положение равновес­ной цены (рис. 1.4 б). Рост цен на бензин приводит, с одной стороны, к сокращению спроса на автомобили (рис. 1.4 в) и снижению равновес­ной цены (ее перемещение из положения Е1 в положение Е2), а с дру­гой — к росту спроса на услуги городского транспорта (рис. 1.4 г).

Рис. 1.4. Рыночная динамика равновесной цены

____________________________________________________

Закон возрастающих вменённых издержек. В управлении хозяйствен­ной деятельностью часто возникает проблема выбора между варианта­ми выпуска альтернативной продукции при ограниченном объеме ре­сурсов. Например, поставлен вопрос о том, что выпускать: средства производства — товары, которые косвенно удовлетворяют потребнос­ти (У), или потребительские товары (X). Идея закона формулируется так: в любой момент времени экономика должна пожертвовать частью одного товара (У), чтобы получить больше другого товара (X). Количе­ство товара Y, от которого следует отказаться, чтобы получить допол­нительное количество товара X, называется вмененными издержками производства товара X.

Закон возрастающих вмененных издержек основывается на следу­ющем тезисе: экономические ресурсы непригодны для их полного ис­пользования в производстве альтернативных продуктов. Зависимость между производством товара Л'и У отображается так называемой кри­вой производственных возможностей. Для понимания ее построения воспользуемся примером, приведенным в работе [46] и на рис. 1.5.

Рис. 1.5. Кривые производственных возможностей

В графическом изображении закон возрастающих вмененных издер­жек представляется в форме вогнутой кривой АЕ (товары, 1999 г.) и А'Е' (товары, 2010г.). Вогнутость кривой означает, что с увеличением выпус­ка одного продукта необходимо жертвовать все большим количеством другого. Увеличение предложения ресурсов и научно-технический про­гресс приводят к смещению кривой производственных возможностей вправо, что позволяет производить большее количество продуктов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: