Тема 6. Организация контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов

1.Понятие и виды финансового контроля. Финансовый контроль - это система проверки степени надлежащего исполнения финансовой, основной и инвес­тиционной деятельности предприятия с целью установле­ния правильности и законности проводимых финансовых операций, выявления резервов повышения эффективности производства. Объектами финансового контроля выступа­ют денежные и распределительные процессы при формиро­вании и использовании финансовых ресурсов, а субъекта­ми - внешние и внутренние контролеры. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансо­вый контроль, различают следующие его виды:

Государственный финансовый контроль Аудит

Общегосударственный финансовый контроль Ведомственный финансовый контроль Внешний Внутренний

Внутриведомственный Внутрихозяйственный

Финансовый контроль – форма реализации контрольной функции финансов, основу которой составляет движение финансовых ресурсов. Его целью является обес­печение полного и своевременного поступления денежных средств в централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов, доведение их до получателя, эффек­тивное и целевое их использование. Система организации финансового контроля состоит из трех основных звеньев: государственного финансового контроля, негосударствен­ного аудиторского контроля и общественного контроля.

2.Государственный финансовый контроль. Государственный финансовый контроль осуществляется с целью обеспечения качества эффективности финансо­во-хозяйственного управления, проверки соблюдения фи­нансового законодательства субъектами хозяйствования, содействия проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политики, выявления внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сфе­рах производства и распределения общественного продукта. Предметом финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы, формирование и использова­ние финансовых ресурсов на уровне предприятий, отраслей, территориальных единиц, государства в целом. Объектами финансового контроля являются конкретные предприятия, организации, органы управления. Государственный финан­совый контроль делится на общегосударственный и ведомс­твенный. Различают: Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контро­ля РБ. Объектами его наблюдения являются: исполнение республиканского бюджета, соблюдение законодательства в области финансовых и налоговых отношений; расходование средств республиканского и местных бюджетов; исполнение актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации, инвестиционной деятельности, торговли, страхования и иных сфер финансово-хозяйственной деятельности. Общегосударственный финансовый контроль осущест­вляется органами государственной власти и государствен­ного управления общей компетенции. К общегосударственным органам относятся: Президент Республики Беларусь; Совет Министров РБ (Правительства), Национальный банк, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и другие. Комитет государственного конт­роля является высшим органом контроля Республики Бела­русь и осуществляет финансовый контроль.

Одним из важнейших государственных органов контроля и регулирования является Национальный банк Республики Беларусь. Основными целями его деятельности являются: развитие и укрепление банковской системы Рес­публики Беларусь; защита и обеспечение устойчивости бело­русского рубля, в т. ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. Национальный банк подотче­тен Президенту Республики Беларусь. В системе Министерства финансов РБ исключительно контрольные функции выполняют Главное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его органы на местах. В их функции входят: осуществление контроля за соблюдением министерствами, предприятиями, организациями, учреждениями финансово-бюджетного законодательства; контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств органами государственного управления, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений; некоторые другие функции. Важная роль в системе государственного контроля принадлежит Главному государственному казначейству. Основными задачами которого является: контроль за доходной и расходной частями бюджета в процессе его исполнения; контроль за исполнением государственных бюджетных и внебюджетных фондов; совместно с Нацбанком РБ контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга. Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Государственного комитета по ценным бумагам и Комитета по надзору за страховой деятельностью. Ведомственный фи­нансовый контроль проводится специализированными под­разделениями, созданными внутри ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительской власти) с целью проверки соблюдения актов законодательства в облас­ти хозяйственной и финансовой деятельности подведомс­твенных субъектов хозяйствования. В процессе своей работы каждое функционирующее предприятие и организация постоянно осуществляют внутрихозяйственный финансовый контроль с целью проверки своевременности и правильности денежных поступлений, измерения уровня затрат, анализа эффективности использования имущества и капитала, изучения итогов хозяйствования и других показателей, которые характеризуют рациональное и результативное расходование всех ресурсов.

3.Методы и формы финансового контроля. М етоды: • финансовый анализ - процесс изучения финансов предприятия и управления ими на основе бухгалтерской и финансовой отчетности; обследование - комплекс мероприятий по изучению действительного состояния контролируемого объекта по интересующим вопросам; проверка - процесс изучения отдельных сторон финансовой деятельности предприятия; ревизия - всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целях установления ее законности, целесообразности, достоверности отчетности. В зависимости от време­ни проведения контроля и времени совершения поверяемых финансово-хозяйственных операций различают следующие основные формы финансового контроля: предварительный контроль - осуществляется до прове­дения контролируемой операции на стадии планирования и утверждения финансовых планов с целью установления за­конности проводимой операции и ее целесообразности; текущий финансовый контроль - осуществляется пов­седневно в процессе реализации финансовой политики предприятия и конкретного вида контролируемой деятельности для их оперативного управления и регулирования; последующий финансовый контроль – осуществляется после проведения контролируемой операции для оценки эффективности реализации финансовой политики пред­приятия.

4 Аудиторский контроль, его сущность и назначение. В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая необхо­дима собственникам предприятия для определения даль­нейшей стратегии развития, способов повышения эффек­тивности его деятельности; государственным органам - для контроля за соблюдением законодательства в финансо­во-хозяйственной деятельности; кредитно-финансовым - для оценки платежеспособнос­ти субъектов хозяйствования при выдаче кредитов.

Во всех странах с развитой рыноч­ной экономикой осуществляется независимый финансовый контроль за финансово-хозяйственной и коммерческой де­ятельностью предприятий и организаций, достоверностью их бухгалтерской и финансовой отчетности, который назы­вается аудиторским независимым контролем. Назначение аудита - удовлетворение потребностей заказчика аудитор­ской проверки в объективной информации о финансовом состоянии субъекта проверки с целью оценки его финансо­вого положения. Аудиторская деятельность - предприни­мательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчет­ности и других документов организаций, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости - и по проверке их деятельности в целях выражения мнения о достовернос­ти бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций зако­нодательству. Пользователями бухгалтерской и финансовой отчетнос­ти признаются учредители (участники, собственники иму­щества) аудируемого лица, инвесторы, кредиторы, аудиру­емые лица, иные юридические и физические лица, а также государственные органы и иные субъекты права, заинте­ресованные в информации об аудируемом лице, в случаях, предусмотренных законодательством. Различают следующие виды аудиторского контроля. Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских ор­ганизаций или аудиторами, занимающимися предприни­мательской деятельностью, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью. Целью внешнего аудита является проверка достоверности бухгалтерской, финансовой отчетности и других документов аудируемого лица, а при необходимости - и проверка деятельности, отраженной в бухгалтерской отчетности. Объ­ектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования. Внутренний аудит проводится органами контрольно-ревизионных управле­ний (отделов) соответствующих отраслевых министерств и ведомств, а также контрольно-ревизионными службами предприятий и организаций. Объектом внутреннего аудита являются финансово-хозяйственная деятельность и произ­водственная деятельность предприятия. Цель внутреннего аудита - с овершенствование организации и управления производством; поиск резервов повышения эффективности деятельности предприятия; контроль за сохранностью мате­риальных ценностей и их рациональным использованием; анализ производственной, финансовой и коммерческой де­ятельности; проверка соблюдения законности проводимых операций. Внешние аудиторские службы в своей деятель­ности опираются на результаты внутреннего контроля. Ау­диторский контроль в Республике Беларусь осуществляют: Главное управление аудита Министерства финансов Рес­публики Беларусь; аудиторские юридические организации; аудиторы - физические лица, занимающиеся предпринима­тельской деятельностью и имеющие соответствующие ли­цензии. Организация аудиторского контроля Республики Беларусь регламентируется законом «Об аудиторской деятельности», другими нормативными документами. В соот­ветствии с законом «Об аудиторской деятельности» в Рес­публике Беларусь проводится также обязательный аудит. Обязательный аудит - аудит, обязательность проведе­ния которого установлена законодательными актами Рес­публики Беларусь. Ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности: открытых акционерных обществ; банков, небанковских кредитно-финансовых организаций; -бирж; коммерческих организаций с иностранными инвестициями; страховых организаций, страховых брокеров; резидентов Парка высоких технологий; организаций, осуществляющих гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц.

Контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами - индивидуальными предпринимателями за­конодательства об аудиторской деятельности осуществля­ется Министерством финансов Республики Беларусь, за ис­ключением контроля за соблюдением законодательства об аудиторской деятельности в банках, небанковских кредит­но-финансовых организациях, банковских группах, банков­ских холдингах, который осуществляется Национальным банком Республики Беларусь. Контроль за выполнением актов законодательства об аудиторской деятельности осу­ществляется Комитетом государственного контр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: