double arrow

РАЗДЕЛ 1. СУЩность языка: общественные функции и внутренняя структура

ВВедение в языкознание

(в таблицах и схемах).

Терминология

Часть 1

Сущность языка: общественные функции и внутренняя структура. Фонетика и фонология

Методические указания

к практическим занятиям по дисциплине

«Введение в языкознание»

для студентов 1 курса

направления 6.020303 «Филология»

специальности 7.02030304 «Перевод»

дневной формы обучения

Севастополь


УДК 800

Введение в языкознание (в таблицах и схемах). Терминология: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Введение в языкознание» для студентов 1 курса направления 6.020303 «Филология» специальности 7.02030304 «Перевод» дневной формы обучения / Сост.Шумилина Т.Н. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2012. – Ч.1: Сущность языка: общественные функции и внутренняя структура. Фонетика и фонология. – 40 с.

Цель методических указаний: акцентировать внимание студентов 1-го курса филологических направлений на самых важных философских и методологических вопросах происхождения, развития и структуры языков мира; помочь студентам усвоить основные положения языкознания в графическом виде и овладеть лингвистической терминологией, что является основной задачей курса.

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры теории и практики перевода (протокол №3 от 31 октября 2012 г.)

Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.

Рецензент: канд. филол. наук, доцент Абрамичева Е.Н.


Содержание

РАЗДЕЛ 1. СУЩность языка: общественные функции и внутренняя структура. 4

I. Структура языкознания как науки........................................................... 4

II. Связи языкознания с другими науками................................................ 6

III. Виды человеческого общения................................................................. 7

IV. Функции языка.............................................................................................. 8

V. Язык и речь..................................................................................................... 9

VI. Язык и общество............................................................................................ 10

VII. Единицы языка и речи................................................................................ 12

VIII. Язык – универсальная знаковая система............................................ 13

РАЗДЕЛ II. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ.................................................... 15

I. Фонетика как раздел языкознания.............................................................. 15

II. Гласные и согласные звуки.......................................................................... 17

III Позиционные изменения звуков в потоке речи.................................... 20

IV. Функциональный аспект в изучении звуков языка. Понятие фонемы. 21

V. Слог 23

VI. Звуковые изменения, вызываемые особенностями слоговой структуры 25

VII. Просодические единицы речи.................................................................. 26

VIII. Словесное ударение, его функции и типы.......................................... 28

IX. Фразовая интонация..................................................................................... 30

Терминологический словарь............................................................................ 32

Библиографический список............................................................................. 38


РАЗДЕЛ 1. СУЩность языка: общественные функции и внутренняя структура

I. Структура языкознания как науки

1.

Языкознание
частное
общее
Запишите схему структуры языкознания

 
 
прикладное


Таблица 1.

2. Выучите термины:

- Языкознание (языковедение, лингвистика) – наука, изучающая языки мира, и тем самым общечеловеческий язык вообще.

- Частное языкознание – раздел науки о языке, который изучает отдельные языки или группу родственных языков.

- Общее языкознание – раздел науки о языке, который изучает общие особенности человеческого языка, природу и сущность языка, общие законы развития и функционирования языков мира.

- Прикладное языкознание – раздел языкознания, изучающий и совершенствующий методику обучения чтению, письму, культуре речи, иностранным языкам; создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.

- Синхроническое языкознание – раздел частного языкознания, изучающий факты одного или группы родственных языков в определенный момент истории, как правило на современном этапе развития.

- Диахроническое языкознание – раздел частного языкознания, изучающий факты языка на протяжении всей истории его развития.

- Сравнительно-историческое языкознание – раздел диахронического языкознания, который путем сравнения изучает историческое прошлое родственных языков.

- Типологическое языкознание – выделяется в рамках общего языкознания, сопоставляя между собой родственные и неродственные языки, и выявляя общие закономерности их развития в виде языковых универсалий:

- абсолютные языковые универсалии – положения действительные для всех языков мира (например, деление звуков на гласные и согласные, наличие во всех языках мира имен собственных, деление речи на фразы и т.д.);

- статистические универсалии – положения действительные не для всех, но для значительного большинства языков мира (например, наличие единственного и множественного числа в системе местоимений существует не во всех языках мира, система местоимений различается даже в русском и английском языках, сравните «ты» и «вы» – в русском языке и «you» –только «вы» – в английском.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: