ВВедение в языкознание
(в таблицах и схемах).
Терминология
Часть 1
Сущность языка: общественные функции и внутренняя структура. Фонетика и фонология
Методические указания
к практическим занятиям по дисциплине
«Введение в языкознание»
для студентов 1 курса
направления 6.020303 «Филология»
специальности 7.02030304 «Перевод»
дневной формы обучения
Севастополь
УДК 800
Введение в языкознание (в таблицах и схемах). Терминология: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Введение в языкознание» для студентов 1 курса направления 6.020303 «Филология» специальности 7.02030304 «Перевод» дневной формы обучения / Сост.Шумилина Т.Н. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2012. – Ч.1: Сущность языка: общественные функции и внутренняя структура. Фонетика и фонология. – 40 с.
Цель методических указаний: акцентировать внимание студентов 1-го курса филологических направлений на самых важных философских и методологических вопросах происхождения, развития и структуры языков мира; помочь студентам усвоить основные положения языкознания в графическом виде и овладеть лингвистической терминологией, что является основной задачей курса.
|
|
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры теории и практики перевода (протокол №3 от 31 октября 2012 г.)
Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.
Рецензент: канд. филол. наук, доцент Абрамичева Е.Н.
Содержание
РАЗДЕЛ 1. СУЩность языка: общественные функции и внутренняя структура. 4
I. Структура языкознания как науки........................................................... 4
II. Связи языкознания с другими науками................................................ 6
III. Виды человеческого общения................................................................. 7
IV. Функции языка.............................................................................................. 8
V. Язык и речь..................................................................................................... 9
VI. Язык и общество............................................................................................ 10
VII. Единицы языка и речи................................................................................ 12
VIII. Язык – универсальная знаковая система............................................ 13
РАЗДЕЛ II. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ.................................................... 15
I. Фонетика как раздел языкознания.............................................................. 15
II. Гласные и согласные звуки.......................................................................... 17
III Позиционные изменения звуков в потоке речи.................................... 20
IV. Функциональный аспект в изучении звуков языка. Понятие фонемы. 21
V. Слог 23
VI. Звуковые изменения, вызываемые особенностями слоговой структуры 25
VII. Просодические единицы речи.................................................................. 26
|
|
VIII. Словесное ударение, его функции и типы.......................................... 28
IX. Фразовая интонация..................................................................................... 30
Терминологический словарь............................................................................ 32
Библиографический список............................................................................. 38
РАЗДЕЛ 1. СУЩность языка: общественные функции и внутренняя структура
I. Структура языкознания как науки
1.
|
|
|
|
Таблица 1.
2. Выучите термины:
- Языкознание (языковедение, лингвистика) – наука, изучающая языки мира, и тем самым общечеловеческий язык вообще.
- Частное языкознание – раздел науки о языке, который изучает отдельные языки или группу родственных языков.
- Общее языкознание – раздел науки о языке, который изучает общие особенности человеческого языка, природу и сущность языка, общие законы развития и функционирования языков мира.
- Прикладное языкознание – раздел языкознания, изучающий и совершенствующий методику обучения чтению, письму, культуре речи, иностранным языкам; создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.
- Синхроническое языкознание – раздел частного языкознания, изучающий факты одного или группы родственных языков в определенный момент истории, как правило на современном этапе развития.
- Диахроническое языкознание – раздел частного языкознания, изучающий факты языка на протяжении всей истории его развития.
- Сравнительно-историческое языкознание – раздел диахронического языкознания, который путем сравнения изучает историческое прошлое родственных языков.
- Типологическое языкознание – выделяется в рамках общего языкознания, сопоставляя между собой родственные и неродственные языки, и выявляя общие закономерности их развития в виде языковых универсалий:
- абсолютные языковые универсалии – положения действительные для всех языков мира (например, деление звуков на гласные и согласные, наличие во всех языках мира имен собственных, деление речи на фразы и т.д.);
- статистические универсалии – положения действительные не для всех, но для значительного большинства языков мира (например, наличие единственного и множественного числа в системе местоимений существует не во всех языках мира, система местоимений различается даже в русском и английском языках, сравните «ты» и «вы» – в русском языке и «you» –только «вы» – в английском.)