При последовательном соединении КУ передаточная функция САУ (рис. 4.26) в разомкнутом состоянии равна
,
где - передаточная функция КУ.
Введение КУ в виде дифференцирующего звена увеличивает быстродействие регулятора, особенно на участках резкого отклонения регулируемого параметра. Таким образом, введение производной от регулируемого параметра компенсирует инерционное запаздывание в регуляторе и улучшает качество регулирования. Однако дифференцирующее КУ одновременно усиливает вредное действие высокочастотных помех, т. к. такое звено хорошо пропускает высокочастотные колебания по сравнению с низкочастотными и совсем не пропускает постоянную составляющую регулируемого параметра (отклонения регулируемого параметра). Поэтому нельзя вести регулирование только по производной от отклонения регулируемого параметра. Обычно дифференцирующее КУ включают параллельно величине рассогласования (рис. 4.27). В этом случае передаточная функция КУ равна
.
Сигнал на выходе из КУ пропорционален как отклонению регулируемого параметра , так и его производной .
|
|
Если написать выражение для модуля и аргумента частотной функции КУ
,
и разомкнутой системы
,
, (4.13)
то можно сделать заключение, что введение КУ приводит к увеличению аргумента частотной функции разомкнутой САУ (вращает годограф Найквиста против часовой стрелки). Это приводит к увеличению запаса устойчивости системы регулирования. В выражениях (4.13) обозначено:
- модуль передаточной функции разомкнутой системы до установки корректирующего устройства;
- аргумент передаточной функции разомкнутой системы до установки КУ;
- модуль передаточной функции системы после установки корректирующего устройства;
- аргумент передаточной функции разомкнутой системы после установки КУ.
Последовательные КУ особенно целесообразно применять в электрических частях регуляторов, когда их можно набрать из электрических - элементов.
Рассмотрим пример определения параметров КУ, включенного для коррекции характеристик чувствительного элемента температуры на входе в турбину двигателя. Известно, что термопара описывается уравнением апериодического звена и имеет передаточную функцию
,
где - изображение по Лапласу напряжения на выходе из термопары;
- изображение по Лапласу температуры газа,
- коэффициент передачи и постоянная времени термопары.
При ступенчатом изменении температуры напряжение на выходе из термопары изменяется по экспоненте (рис. 2.8). Время переходного процесса составляет . Для увеличения точности регулирования, особенно на переходных режимах работы двигателя необходимо уменьшать . Термопары современных двигателей имеют постоянную времени , причем постоянная времени зависит не только от свойств материала спая, массы, но и от характера его обтекания, плотности газа. Уменьшение за счет снижения размеров термопары приводит к снижению ее прочности и ресурса. Поэтому для улучшения динамических характеристик термопар применяют КУ в виде дифференцирующего -контура. Необходимо, чтобы на выходе из термопары сразу за изменением температуры следовало изменение напряжения . Это возможно, если термопара с КУ будет описываться уравнением пропорционального звена с коэффициентом .
|
|
.
Из последнего равенства получим выражение для требуемой передаточной функции КУ
.
Таким образом передаточная функция КУ имеет вид
.
Такую передаточную функцию можно реализовать электрической -цепью (рис. 4.28).
Тогда передаточная функция КУ определяется как отношение
, (4.14)
где - напряжение на входе в нагрузку, имеющую сопротивление . Для определения в соответствие с равенством (4.14) воспользуемся законами Ома для замкнутой цепи
, ,
где - суммарный импеданс замкнутой цепи. Так как и , то . Тогда справедливо равенство
Обозначим , , тогда выражение для примет вид
.
Выражение реального КУ отличается от идеального КУ сомножителем . Чем меньше величина , тем ближе выражение к коэффициенту , а следовательно и общее выражение к передаточной функции идеального КУ. Однако при этом сигнал на выходе из КУ ослабляется. Поэтому требуется подключить в цепь дополнительный усилитель (рис. 4.29). При этом коэффициент его усиления должен быть . Ввиду того, что зависит от режима работы двигателя, то ее величина будет переменна. В этом случае делают также переменным в зависимости от режима работы двигателя. Однако такие системы требуют установки дополнительных чувствительных и исполнительных элементов, поэтому применяют обычно КУ с , настроенного на наибольшее значение в процессе работы двигателя.
Дифферецирующие КУ можно реализовать и в гидромеханических регуляторах, например, в агрегатах дозировки топлива (АДТ) двигателей семейства НК (рис. 4.30). Подпружиненный с обеих сторон поршень выполняет роль электрической емкости , а дросселирующий элемент – сопротивления . За входной параметр КУ можно принять перепад давления на нем, а за выходной – расход жидкости. Тогда уравнения КУ в малых приращениях примут вид
(4.15)
где - объемный расход жидкости на входе в КУ;
- расход жидкости через дросселирующий элемент;
- расход жидкости, обусловленный движением поршня;
- перепад давления на КУ;
- площадь торца поршня;
- жесткость пружины КУ.
Переходя в (4.15) к изображениям по Лапласу, после преобразований получим:
,
где - коэффициент передачи и постоянной времени КУ.
Из последнего выражения ясно, что чем больше сопротивление дросселя , тем меньше коэффициент передачи КУ и больше постоянная времени . Во многих системах изменяют в зависимости от внешних условий и режима работы двигателя за счет автоматического подключения дополнительных дроссельных пакетов различного гидравлического сопротивления.
В некоторых статических САУ с целью исключения статической ошибки регулирования последовательно в цепь регулятора включают интегрирующие КУ с передаточной функцией
.
Однако такая коррекция делает систему астатической, т. е. склонной к колебаниям в процессе регулирования. Поэтому чаще применяют регуляторы с местной изодромной обратной связью.