ФРГ сегодня - четвертая страна мира по экономической мощи (после США, КНР, Японии). По общему объему ВВП, по величине промышленного производства и по среднедушевому показателю ВВП Германия входит в первую десятку стран мира. Она удерживает втрое место в мире по экспорту вслед за США, хотя ее экономический потенциал втрое меньше. В Европейском Союзе она - безусловный лидер по всем показателям. ФРГ, не располагая большими запасами полезных ископаемых и особо благоприятными условиями для сельскохозяйственного производства, сумели добиться национального экономического успеха благодаря использованию таких факторов экономического роста, как достижения научно-технического прогресса, высокое качество “человеческого капитала”, активное участие в мировых хозяйственных связях, разумная внутренняя экономическая политика. Особенности национальной экономической модели. Экономической системой современной Германии является социальное рыночное хозяйство. Для Германии во все времена ее развития всегда была характерна большая роль государства в экономике. Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая более-менее равное распределение социальных благ всем членам общества. Другой особенностью макроэкономического пути развития Германии является так называемый “рейнский капитализм”, характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются гораздо более сильными, чем в экономике других ведущих стран мира. На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У ФРГ в конце 90-х гг. были довольно низкие темпы роста ВВП. Зарегистрированный уровень безработицы в марте 1997 г. составил 11,3% экономически активного населения. Причинами кризиса социального рыночного хозяйства Германии является ошибочная экономическая политика правительства страны в 1990-е гг., высокий уровень оплаты труда и социальных гарантий, недостаток инноваций. Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. Высокая стоимость немецкой рабочей силы значительно снижает конкурентоспособность Германии как страны базирования производственных мощностей ТНК. Иностранные компании, по существу, лишены возможности производить в Германии и предпочитают заниматься здесь исключительно сбытом. Например, в Нидерландах в общей величине вложений в экономику иностранные инвестиции составляют 35%, в Великобритании - 25%, во Франции - 12%, а в Германии - только 7,5%. Незаинтересованность иностранных инвесторов в создании высокотехнологичных производств в Германии приводит к постепенной технологической слабости страны. Германия не является мировым технологическим лидером, особенно слабы ее позиции в микроэлектронике и генной инженерии. Все это чревато потерей конкурентоспособности немецкого экспорта. Государство, чтобы не вызывать массовых социальных протестов населения, продолжает субсидировать откровенно убыточные сектора немецкой экономики. В результате Германия не только сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке, но и тратит на такие убыточные отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета. Усложняет проблему социального рыночного хозяйства Германии объединение Восточных и Западных земель. В условиях кризиса социально-рыночной экономики одновременно приходится еще и решать структурные преобразования в Восточных землях, порождающие закрытие неконкурентоспособных производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости Восточных земель необходимы инвестиции в сумме около 2 трлн. марок, которые достаточно сложно изыскать на современном этапе. Нужно также довести уровень производительности труда на Востоке до Западных стандартов, примерно в три раза его превышающих. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все это требует от федерального правительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей социальной нагрузкой. Несомненно, что Германия в конце 1990-х гг. достигла определенного пика развития своей социально-ориентированной экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации для продолжения своего экономического лидерства. В противном случае прежняя модель развития страны становится неконкурентоспособной не только в сравнении с США, но даже и в единой Европе. Отраслевая структура экономики. Структура экономики ФРГ представлена следующим образом: 1,1% ВВП создается в сельском хозяйстве, 34,5% - в промышленности, 64,4% - в сфере услуг. Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Это произошло благодаря коренной ломке структуры промышленности, ее научно-техническому обновлению, динамичному развитию новых и новейших отраслей ФРГ. К таким по сути новым отраслям относятся автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность, переработка нефти, атомная энергетика. Новые отрасли играют решающую роль в экспорте ФРГ. По прогнозам 2005 г. электроника испытает небольшое сокращение занятости, а самые большие (-35%) потери рабочей силы будут, как и раньше, в горнодобывающей промышленности. Промышленность ФРГ находится в руках крупнейших монополий, причем самыми мощными из них стали монополии новых отраслей. Первая десятка лидеров индустрии в 90-х гг. выглядит следующим образом: 1) “Даймлер-Бенц” (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение); 2) “Фольксвагенверке” (автомобилестроение); 3) “Сименс” (электротехника, электроника); 4) ФЕБА (энергетика, горнодобывающая промышленность); 5) Хехст (химия); 6) БАСФ (химия); 7) Байер (химия); 8) Тиссен (металлургия, машиностроение); 9) БМВ (автомобилестроение); 10) “А.Опель” (автомобилестроение). Сельское хозяйство. Объединенная Германия - крупнейший после США импортер сельскохозяйственной продукции в мире, но одновременно и один из главных экспортеров. В ЕС она крупнейший производитель молочных и мясных продуктов, по производству зерна уступает только Франции. Концентрация производства в сельском хозяйстве сопровождается так называемой вертикальной интеграцией аграрного производства с несельскохозяйственными сферами в рамках агропромышленного комплекса. Вертикальная интеграция объединяет в один комплекс аграрное производство, отрасли, поставляющие средства производства для сельского хозяйства, а также транспорт, переработку сельскохозяйственной продукции, торговлю, общественное питание, кредитные учреждения, органы регулирования сельского хозяйства. Сфера услуг. Несмотря на сохраняющуюся “сверхиндустриализацию”, экономике ФРГ свойственно снижение в структуре ВВП и занятости населения доли материального производства и рост доли отраслей сферы услуг (на эту сферу приходится около 37% ВВП). Это связано, в частности, с НТП в материальном производстве (возрастает значение так называемых производственных услуг), ростом производительности труда в материальном производстве, возрастанием благосостояния и изменением структуры потребления населения, увеличением свободного времени и другими причинами, характерными для всех развитых стран. В то же время для Германии свойственна выраженная социальная направленность государственной экономической политики, активность государства в сфере образования, охраны окружающей среды, медицинском обслуживании, жилищном строительстве, социальном обеспечении, что также способствует росту значения сферы услуг в национальном хозяйстве. В настоящее время в разнообразных отраслях сферы услуг ФРГ занято около 53% населения, при этом наибольший удельный вес приходится на торговлю и транспорт (19%). Германия располагает высокоразвитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морские порты (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства Inter City Express). Сфера государственного управления занимает около 15%. Главные рынки Франкфурта - рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг. Несмотря на большую свободу Франкфурта в целом, на валютном рынке, в отличие от других рынков капитала в ФРГ, существуют ограничения и сравнительно строгий контроль, т.к. марка ФРГ, одна из наиболее стабильных денежных единиц мира, является весьма привлекательной валютой, притягивающей к себе, особенно в периоды кризисов, колоссальные массы “горячих денег”. Рынок страховых капиталов находится под контролем иностранных страховых компаний, главным образом швейцарских и английских. Как в Цюрихе и Люксембурге, рынок фондовых ценностей имеет довольно интенсивное развитие рынка облигаций и слабое - рынка акций, т.к. при инфляции меньше страдают держатели облигаций. Районные различия.Можно выделить три крупных района на территории объединенной ФРГ: Север, Юг и Восток (“новые земли”). Они отличаются друг от друга по специализации хозяйства, по соотношению новых и старых отраслей промышленности (а это важнейший фактор, определяющий конкурентоспособность и динамику развития районов), по комплексу социально-экономических проблем (это особенно относится к сохраняющимся контрастам: “новые земли” - “старые земли”). Между тем серьезные различия есть и на западе ФРГ. В “старых землях” еще в 80-х гг. возникла абсолютно новая формула региональных различий - “Север-Юг”, причем в отличие от привычной глобальной дилеммы (развивающиеся страны - богатый Север) речь шла о динамичном Юге ФРГ и отстающем Севере. Север ФРГ тоже очень разный по внутренней структуре. Здесь есть угольно-металлургический Рур и есть Приморский район с Гамбургом и Бременом, с совсем другой структурой индустрии и иными проблемами. Но есть и общее: моноструктура Рура, где слабо представлены новые отрасли, а старые охвачены кризисом, крайне неустойчивы, дополняется моноструктурой Севера - в Гамбурге, например, доля “морских” отраслей достигает 80%. Все они зависят от конъюнктуры в судостроении, а она давно уже кризисна, из-за выхода Японии и Южной Кореи на монопольные позиции в мировом судостроении. Поэтому на Севере гораздо выше и застойнее безработица, относительно больше число людей, получающих социальные пособия. Юг ФРГ - средоточие новых отраслей, производственная база тех монополий, которые занимают первые места в иерархии главных концернов страны,- “Даймлер-Бенц” с его автозаводами у Штутгарта и предприятиями ВПК в Баварии, “Сименс” - с электротехническими заводами и производством компьютеров, БМВ, филиал американского ИБМ в Штутгарте и многие другие. Важна и мощная научно-исследовательская и образовательная база района. На Юге сосредоточено большое число университетов, в т.ч. традиционных и наиболее престижных Сюда притекает и большая часть государственных ассигнований на НИОКР. Здесь базируются научно-исследовательские центры крупнейших концернов. Около Мюнхена возникла “Изар вэлли” (названная так по аналогии с Кремниевой долиной в Калифорнии). Здесь сосредоточены более 200 электронных фирм, многие предприятия аэрокосмического и военного комплексов. Восток ФРГ (“новые земли”) - район небывалого в истории уникального эксперимента - поглощения социалистического (в течение 40 лет) хозяйства капиталистической страной, коренной ломки социально-экономической структуры, резкой переориентации всех внешнеэкономических связей (раньше ориентированных на СЭВ и в первую очередь - СССР). ВСП “новых земель” в десять раз уступал “старым”, хотя различия в доходах на душу населения несколько сократились. Несмотря на десятилетие со дня введения западногерманской валюты, на огромные вливания инвестиционной и иной помощи, на формально почти законченный процесс приватизации будущее района еще не определилось. Многие заводы, фирмы, объекты торговли стали филиалами западногерманских концернов, но неизвестны стратегические линии поглощения - что будет с энергетикой “новых земель” (переход с буроугольного топлива на более экологичные виды неизбежен), с гигантскими комбинатами химии (“Лойна”, “Бунаверке”), с заводами, специализация которых дублирует западногерманские предприятия, но которые неконкурентоспособны на западных рынках (судо- и вагоностроение). Сохраняется гигантский разрыв в ассигнованиях на НИОКР в “старых” и “новых” землях. Перенос столицы из Бонна в Берлин - попытка создать новый импульс для перестройки хозяйства восточных районов. Имеются и сложные социальные проблемы - безработица, более низкий жизненный уровень, трудности приспособления пожилых людей, имевших ряд социальных льгот, к новой ситуации и т.д. Пропаганда о начавшемся подъеме Востока, о том, что в начале ХХ1 в. он станет самым динамичным районом Европы, пока что не оправдывается. Внешнеэкономические связи. Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира. В 1998 г. Германия находилась на втором месте по объему экспорта товаров (539,7 млрд. долл. или 10% всего мирового экспорта) и также на втором месте по импорту товаров (466,6 млрд. долл. или 8,4% мирового импорта). Несколько скромнее позиции страны по экспорту услуг - четвертое место (75,7 млрд. долл. или 5,9%), а как импортер услуг Германия по-прежнему вторая (121,8 млрд. долл., 9,4% импорта). Из приведенных цифр следует прочная позиция Германии по сальдо торгового баланса (+27 млрд. долл.). Немецкая экономика довольно сильно интегрирована в систему мирохозяйственных связей. Экспорт страны составляет 23,6% в ВВП. Основными внешнеторговыми партнерами страны являются: Франция (12% экспорта и 11% импорта), Великобритания (соответственно, 8 и 6,3%), Нидерланды (7,7 и 8,2%), Италия (7,6 и 8,4%), США (7,9 и 5,3%) и Бельгия/Люксембург (6,8 и 6,0%). Информация за 2005 год. |