В каждой стране бизнес, а следовательно, и менеджмент имеет свое «национальное лицо», свои отличительные особенности.
Японская модель формируется под влиянием 2 факторов:
· Творческого освоения зарубежного опыта в области организации и управления
· Последовательного сохранения национальных традиций
Японский менеджмент определяется следующими чертами японского характера:
· Трудолюбием
· Эмоциональной сдержанностью
· Дипломатичностью
· Бережливостью
· Восприимчивостью к новому
Для японцев характерна черта «группизма», или приверженность к коллективным формам организации труда. Эта черта проявляется в исключительной преданности фирме и ее делам.
Продвижение по службе на японских фирмах происходит прежде всего в зависимости от возраста и стажа, а потом уже учитываются все остальные качества работника.
Отличительной чертой управления японскими фирмами является использование системы «пожизненного найма» работников. Имеет место «семейный найм», когда на работу принимаются родственники кадровых работников; найм по рекомендации, когда за нового работника поручается сотрудник фирмы и за свою рекомендацию он несет ответственность.
|
|
Процесс принятия решения на японских фирмах происходит по методу «увязки корней». До утверждения высшим руководством фирмы решение обсуждается с каждым руководителем нижестоящего уровня.
В подготовке менеджеров отдается приоритет компаниям, которые разрабатывают собственные программы подготовки. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции «обучение посредством опыта», планомерно перемещая их по должностям. Только к 35 годам сотрудник имеет шанс получить руководящую должность.
«Чудо Японии»,о котором так много говорят в мире, конкурентоспособность японской экономики, ее лидирующие позиции, высокие темпы экономического роста имеют под собой прочные основания.
Североамериканская модель менеджмента. Национальные особенности американцев, влияющие на их деловую активность, следующие:
· Способность бороться до конца, утверждая свое превосходство и жизнеспособность
· Подчеркивание своей исключительности в этом мире
· Борьба за лидерство и готовность к позитивным изменениям
· Энергичность, активность
Демократичность американского управления – чисто внешняя. В организационной деятельности американских фирм присутствует жесткая дисциплина, беспрекословность подчинения, единоначалие.
Американские менеджеры ориентированы на индивидуальные ценности и результаты.
Подбор кадров осуществляется по таким критериям, как образование, практический опыт работы, психологическая совместимость. Ориентация делается на узкую специализацию.
|
|
Процесс принятия управленческих решений осуществляется отдельными людьми, которые несу персональную ответственность за их реализацию.
Система подготовки менеджеров в США является 3-хступенчатой: 4 года в университете – степень бакалавра; 2 года образования по магистерским программам; обучение по программам, ведущим к получению степени доктора философии 3-4 года с обязательной защитой диссертации и присвоении ученой степени.
Таким образом, американских менеджеров готовят в рамках специальной системы образования, в то время как японских – в рамках фирмы.
Однако при всем различии как одна, так и другая модель основываются на таких принципах, которые позволяют преуспевать. Это:
· Предприимчивость
· Гибкость, чутье на потребность рынка
· Дисциплина
· Стремление к высокому качеству в работе
· Умение привлекать хороших сотрудников
· Строгий контроль за отношение расходов и доходов
· Стремление всегда быть лучше конкурентов.
В переходных к рынку условиях модель российского менеджмента только формируется, поэтому изучение опыта управления, его достижений в других странах необходимо и полезно. Интеграция России с мировой экономикой обуславливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента разных стран. Конечно, при этом следует учитывать специфику социально-экономического развития России, также психологические особенности россиян. Это переходная модель, которой присуще противоречивость. Упр. персоналом – американская модель найма – по ЗУН.