национальные модели менеджмента и развитие российского менеджмента

В каждой стране бизнес, а следовательно, и менеджмент имеет свое «национальное лицо», свои отличительные особенности.

Японская модель формируется под влиянием 2 факторов:

· Творческого освоения зарубежного опыта в области организации и управления

· Последовательного сохранения национальных традиций

Японский менеджмент определяется следующими чертами японского характера:

· Трудолюбием

· Эмоциональной сдержанностью

· Дипломатичностью

· Бережливостью

· Восприимчивостью к новому

Для японцев характерна черта «группизма», или приверженность к коллективным формам организации труда. Эта черта проявляется в исключительной преданности фирме и ее делам.

Продвижение по службе на японских фирмах происходит прежде всего в зависимости от возраста и стажа, а потом уже учитываются все остальные качества работника.

Отличительной чертой управления японскими фирмами является использование системы «пожизненного найма» работников. Имеет место «семейный найм», когда на работу принимаются родственники кадровых работников; найм по рекомендации, когда за нового работника поручается сотрудник фирмы и за свою рекомендацию он несет ответственность.

Процесс принятия решения на японских фирмах происходит по методу «увязки корней». До утверждения высшим руководством фирмы решение обсуждается с каждым руководителем нижестоящего уровня.

В подготовке менеджеров отдается приоритет компаниям, которые разрабатывают собственные программы подготовки. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции «обучение посредством опыта», планомерно перемещая их по должностям. Только к 35 годам сотрудник имеет шанс получить руководящую должность.

«Чудо Японии»,о котором так много говорят в мире, конкурентоспособность японской экономики, ее лидирующие позиции, высокие темпы экономического роста имеют под собой прочные основания.

Североамериканская модель менеджмента. Национальные особенности американцев, влияющие на их деловую активность, следующие:

· Способность бороться до конца, утверждая свое превосходство и жизнеспособность

· Подчеркивание своей исключительности в этом мире

· Борьба за лидерство и готовность к позитивным изменениям

· Энергичность, активность

Демократичность американского управления – чисто внешняя. В организационной деятельности американских фирм присутствует жесткая дисциплина, беспрекословность подчинения, единоначалие.

Американские менеджеры ориентированы на индивидуальные ценности и результаты.

Подбор кадров осуществляется по таким критериям, как образование, практический опыт работы, психологическая совместимость. Ориентация делается на узкую специализацию.

Процесс принятия управленческих решений осуществляется отдельными людьми, которые несу персональную ответственность за их реализацию.

Система подготовки менеджеров в США является 3-хступенчатой: 4 года в университете – степень бакалавра; 2 года образования по магистерским программам; обучение по программам, ведущим к получению степени доктора философии 3-4 года с обязательной защитой диссертации и присвоении ученой степени.

Таким образом, американских менеджеров готовят в рамках специальной системы образования, в то время как японских – в рамках фирмы.

Однако при всем различии как одна, так и другая модель основываются на таких принципах, которые позволяют преуспевать. Это:

· Предприимчивость

· Гибкость, чутье на потребность рынка

· Дисциплина

· Стремление к высокому качеству в работе

· Умение привлекать хороших сотрудников

· Строгий контроль за отношение расходов и доходов

· Стремление всегда быть лучше конкурентов.

В переходных к рынку условиях модель российского менеджмента только формируется, поэтому изучение опыта управления, его достижений в других странах необходимо и полезно. Интеграция России с мировой экономикой обуславливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента разных стран. Конечно, при этом следует учитывать специфику социально-экономического развития России, также психологические особенности россиян. Это переходная модель, которой присуще противоречивость. Упр. персоналом – американская модель найма – по ЗУН.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: