double arrow

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности

2

Кв(у).п. = ,(2.14)

где Кт.л.к и Кт.лн -соответственно коэффициент текущей ликвидности на конец и начало рассматриваемого периода;

Т - период, за который рассматривается бухгалтерский баланс, мес.;

t - количество месяцев (если рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности, то t=6, если коэффициент утраты, то t=3 месяца)

Если результат Кв.п. получится на уровне или больше единицы, то может быть принято решение о наличии реальной возможности предприятия восстановить свою платежеспособность и решение о признании структуры баланса неудовлетворительным может быть отложено на срок определяемый Федеральным Управлением по делам о несостоятельности (банкротстве).

Понятие финансовой устойчивости включает в себя оценку разных сторон деятельности предприятия, поэтому для определения финансовой устойчивости применяется набор или система коэффициентов.

1. Коэффициент концентрации собственного капитала. Он характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Считается, что чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие. Доля собственного капитала должна быть достаточна велика. Нижний предел показателя оценивается в 60% всех источников средств. В предприятие с высокой долей собственного капитала кредиторы вкладывают средства более охотно, поскольку оно с большей вероятностью сможет погасить свои долги за счет собственных средств. Другая точка зрения состоит в том, что высокое значение коэффициента концентрации заемного капитала свидетельствует о степени доверия к предприятию со стороны банков и других кредиторов, а значит, о его финансовой надежности.

2. Коэффициент маневренности собственного капитала. Он показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может существенно изменяться в зависимости от вида деятельности предприятия и структуры его активов, в т.ч. оборотных средств.

3. Коэффициент структуры долгосрочных вложений показывает, какая часть основных средств и других внеоборотных активов профинансирована за счет долгосрочных заемных источников. Логика расчета этого показателя основана на предположении, что долгосрочные ссуды и займы используются для финансирования основных средств и других долгосрочных вложений.

4. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств. Это доля долгосрочных заемных источников в общей величине собственного и заемного капитала предприятия. С одной стороны, наличие долгосрочных займов свидетельствует о доверии к предприятию со стороны кредиторов, об уверенности кредиторов в устойчивом развитии предприятия на перспективу. Но с другой стороны, рост этого показателя в динамике может означать и негативную тенденцию, означающую, что предприятие все сильнее зависит от внешних инвесторов.

5. Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств. Этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Рост показателя свидетельствует об увеличении зависимости предприятия от внешних финансовых источников, т.е., в определенном смысле, о снижении его финансовой устойчивости.

6. Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования. Он показывает, какая часть материальных оборотных средств активов финансируется за счет собственного капитала. Уровень этого коэффициента, независимо от вида деятельности предприятия, должен быть близок к 1. Однако надо при оценке его учитывать состав запасов (достаточны ли запасы для бесперебойной деятельности предприятия, нет ли излишних запасов). Если фактическое наличие материальных оборотных средств ниже действительной потребности, то коэффициент должен превышать 1, и наоборот, в случаях, когда запасы предприятия выше необходимого уровня, коэффициент должен быть меньше 1. Однако в случаях, когда он значительно ниже 1, необходимо оценить, в какой мере собственные средства покрывают хотя бы производственные запасы и товары, т.к. именно эти элементы материальных оборотных активов в первую очередь обеспечивают возможности бесперебойной деятельности предприятия.

7. Коэффициент устойчивого финансирования. Это соотношение суммарной величины собственных и долгосрочных заемных средств с суммарной стоимостью внеоборотных и оборотных активов. Он показывает, какая часть активов финансируется за счет устойчивых источников. Кроме того, он отражает степень независимости (или зависимости) предприятия от краткосрочных заемных источников покрытия.

8. Индекс постоянного актива. Это соотношение стоимости внеоборотных активов к собственному капиталу и резервам. Показывает, какая доля собственных источников средств направляется на покрытие потенциала предприятия (если в составе внеоборотных средств невелика доля нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений и др.)

9. Коэффициент износа. Он определяется как частное от деления накопленной суммы износа к первоначальной балансовой стоимости основных средств. Этот коэффициент показывает, в какой степени профинансированы за счет износа замена и обновление основных средств. При этом следует учитывать, насколько долго служат основные средства, начисляется или не начисляется ускоренная амортизация.

10.Коэффициент реальной стоимости имущества. Он рассчитывается как частное от деления суммарной стоимости основных средств, запасов сырья и материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и незавершенного производства на общую сумму стоимости имущества предприятия ( валюту баланса). Перечисленные элементы активов, включаемые в числитель коэффициента, - это, по существу, средства производства, необходимые условия для осуществления основной деятельности, производственный потенциал предприятия.

Приведенный перечень коэффициентов финансовой устойчивости показывает, что таких коэффициентов очень много, они отражают разные стороны состояния активов и пассивов предприятия. В связи с этим возникают сложности в общей оценке финансовой устойчивости.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия удобно сводить расчет всех коэффициентов в виде таблицы в сравнении с предыдущим периодом, чтобы можно было сделать вывод об улучшающейся или ухудшающейся финансовой обстановке на предприятии. Пример расчета по автотранспортному пассажирскому предприятию представлен в таблице 1.

Таблица 1

Расчет коэффициентов финансовой устойчивости

  Показатель Формула расчета Рекомендуемый уровень
1. Коэффициент концентрации собственного капитала СС / П > 0,6
2. Коэффициент маневренности собственного капитала (СС-Ав+ЗСд) / СС  
3. Коэффициент структуры долгосрочных вложений ЗСд / Ав  
4. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств. ЗСд / П  
5. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств СС/ЗС > 1
6. Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования (СС-Ав+ЗСд) /Азап  
7. Коэффициент устойчивого финансирования (СС+ЗСд) / (Ав +Ао)  
8. Индекс постоянного актива Ав / СС > 1
9. Коэффициент износа Ин. / Сп  
10.Коэффициент реальной стоимости имущества Ри / А  

Большое количество коэффициентов служит для оценки с разных сторон структуры капитала предприятия. Для оценки этой группы коэффициентов есть один критерий, универсальный по отношению ко всем предприятиям: владельцы предприятия предпочитают разумный рост доли заемных средств; наоборот, кредиторы отдают предпочтение предприятиям, где велика доля собственного капитала, т.е. выше уровень финансовой автономии. Кроме того, почти не существует единых нормативных критериев для рассмотренных показателей. Их нормальный уровень зависит от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, условий кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных активов, репутации предприятия и т.д. поэтому приемлемость значений коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только для конкретного предприятия, с учетом условий его деятельности. Возможны некоторые сопоставления по предприятиям одинаковой специализации, но они очень ограничены.

Из названных коэффициентов только три имеют универсальное применение независимо от характера деятельности и структуры активов и пассивов предприятия: коэффициент соотношения заемных и собственных средств, коэффициент маневренности собственных средств и коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования. Применение остальных ограничено либо сферой деятельности, либо отсутствием долгосрочных заемных средств у предприятия. Последнее можно рассматривать, как правило.

Что касается коэффициентов долгосрочных вложений, то в последнее время почти на всех транспортных, да и не только транспортных предприятиях эти коэффициенты равны нулю, так как в сложившейся экономической ситуации при высоком риске и инфляции очень редко предприятия пользуются долгосрочными кредитами. Точнее сказать, банки не рискуют предоставлять долгосрочные кредиты. В связи с наметившимся инвестиционным ростом и вообще ростом общественного производства в России эта ситуация непременно изменится в лучшую сторону. Вполне возможно, что и для пассажирских автотранспортных предприятий для обновления парка автобусов такая ситуация возможна, но при определенных условиях, так как пассажирские перевозки в основном убыточны, за исключением коммерческих.

Относительно коэффициента обеспеченности запасов собственными источниками финансирования - причиной сложившейся ситуации опять же является убыточность пассажирских предприятий. Т.е. из-за убытков у предприятия не достаточно средств для обеспечения своей текущей деятельности. Необходимо иметь в виду, что такая ситуация сложилась из-за большого числа пассажиров, пользующихся льготным или бесплатным проездом. Но если бы на федеральном уровне была четко отработана схема оплаты министерствами и ведомствами за проезд своих сотрудников в общественном городском пассажирском транспорте, то при сложившихся ценах на эту услугу и себестоимости перевозок предприятия могли быть не только безубыточными, но и работать с рентабельностью 25 - 30 %.

В таблице 1 для сравнения приведены общие, так называемые рекомендуемые нормативы представленных коэффициентов. Но необходимо иметь в виду, что эти нормативы не учитывают отраслевой направленности, особенностей транспорта, тем более муниципального. В связи с этим желательно сравнение проводить по средним показателям аналогичных предприятий в регионе, работающих в схожих ситуациях, либо определять свои «нормативы» для конкретного предприятия в конкретных условиях.

2

Сейчас читают про: