Тема 1. 2. Формы и методы производственного обучения.
Лекция.1. Формы производственного обучения.
1. Организационные формы производственного обучения в учебных мастерских.
2. Формы организации труда мастера производственного обучения.
Организационные формы профессионального обучения.
Формы | Сущность | Достоинства | Недостатки |
Фронтально - групповая. | Цель урока - еденная для всей группы все учащиеся выполняют одинаковые или однотипные задания, применяется при изучении операционных тем. | Позволяет осуществить фронтальность в обучении. Экономит время и усилия мастера. Способствует развитию коллективизма. | Не способствует индивидуализации процесса обучения, ориентировка на среднего ученика. |
Бригадная. | Каждая бригада выполняет учебно- производственные задания, отличные от других бригад. Переменяется при выполнении комплексных работ. | Позволяет дифференцировать руководство учебно-производственной работой учащихся. Способствует организации взаимопомощи и взаимоконтроля учащихся. | Усложняется работа мастера по инструктированию и контролю работ учащихся. Затрудняет планирование и материально-техническую подготовку занятий. |
Индивидуальная. | Учащиеся выполняют различные по содержанию работу. Применяются при выполнении работ комплексного характера | Позволяет максимально учитывать индивидуальные различия учащихся. | Затрудняет планирование и материально-техническую подготовку занятий. Не способствует развитию коллективизма. |
Формы организации труда мастеров производственного обучения.
Форма | Сущность | Преимущества | Недостатки |
Закрепление мастера за учебной группой (мастер-группа) | Мастер ведет группу от начала до окончания процесса обучения, является учителем профессии, воспитателем учащихся, организатором жизнедеятельности ученического коллектива. Применяется при подготовке по узким профессиям. | Объективно повышается возможность индивидуализации учебно воспитательного процесса. Позволяет успешно решать многообразные воспитательные задачи и организационные программы жизни и деятельности учащихся | Требует разносторонней профессиональной подготовленности мастера по всем видам работ, входящих в содержание производственного обучения учащихся.Снижает ответственность мастера за мастерскую. |
Закрепление мастера за учебной мастерской (мастер-мастерская) | Мастер ведет обучение по определённой профессии закреплённая за ним учебной мастерской с учащимися различных учебных групп. Применяется при подготовке рабочих широкого профиля | Позволяет повысить качество производственного обучения. Повышается ответственность мастера за оснащения учебной мастерской | Снижает участие мастера в решении организационных и воспитательных задач в ученическом коллективе |
Бригадная организация работы мастеров | В бригаду объединяются мастера всех курсов обучения,ведущие учебные группы одной и той же сложной профессии | Позволяют рационально сочетать формы мастер-группа и мастер-мастерская. Взаимозаменяемость мастеров. Шефство опытных мастеров над начинающими | Сложность планирования, организации и учета работы. Повышенная вероятность обезлички в руководстве учебно-воспитательным процессом в группах |
Лекция. 2-3. Структура урока производственного обучения.
1. Типы уроков производственного обучения.
2. Структура урока производственного обучения.
3. Требования к уроку производственного обучения.